Уверенность в себе

Уверенность в себе

Друзья, среди массы неконкретных терминов, под которыми каждый понимает что-то свое, есть «уверенность в себе».

Давайте пойдем от обратного. Как проявляется неуверенность?

🌱 человек мало знает себя, опирается на чужие мнения о себе, не факт, что позитивные и/или верные,

🌱 все время сравнивает себя с кем-то. Этим эталоном может быть и образ лучшей версии себя, кстати. Если сравнение в его пользу – гордится и чувствует превосходство и собственное величие, но вместе с тем фоном присутствует стыд, ибо гордыня – не ок. А когда сравнение не в его пользу – стыдится уже того, что недо.. И вот эта тенденция сравнивать и мериться органами ведет к колебаниям от ничтожества до величия и обратно,

🌱 фокусируется только на каких-то отдельных областях, а другие не замечает или обесценивает. Например, если я не имею семьи, не родил детей, не добился финансового успеха или не защитил докторскую, то все остальное не имеет значения и грош мне цена,

🌱 не может объяснить окружающим свое превосходство (да и не ощущает, если честно, но донести очень хочет)

Что же такое надо знать о себе, чтобы чувствовать себя уверенно?

Ну во-первых свои врожденные свойства и таланты, чтобы на них паразитировать опираться. Отдельная история – изучение и присвоение собственной тени (там не только наши слабости, но всяко-разно уязвимые части, то, что по каким-то причинам было не принято, осуждали, подвергали критике. Часто туда попадают настоящие бриллианты, такие как впечатлительность и тонкая душевная организация, в которой остро нуждаются творческие люди. Но это дает ранимость, которую часто не любят). Присвоив себе теневые качества мы перестаем остро реагировать, когда нам на них указывают другие. Ну да, я такой, и что?

Еще важный момент, часто люди склонны к глобализации и катастрофизации «я СОВСЕМ не умею себя подать», «я ПОСТОЯННО чувствую себя неуверенно», «я ВЕЗДЕ как белая ворона». Вот эти «везде, все, всегда и постоянно» требуют детализации. Когда мы начинаем разбираться, то оказывается, что далеко не всегда, не во всех сферах, не со всеми человек испытывает неуверенность и тревогу. Не везде у него ощущение, что он НЕДО…, НЕ ОК, ХУЖЕ ДРУГИХ (опять же кто эти другие?) и проч.

Вот эти «вечно» и «все» возникают не на пустом месте, значит есть опыт, который научил нас так поступать с собой (критиковать, обесценивать, ругать и т.д.). Нам говорили, что НИКТО с нами такими дружить не будет, ВСЕ будут смеяться, мы хуже ВСЕХ и т.д. И тогда мы могли не знать, что это не истина в последней инстанции, а фигура речи. В результате в психике сформировалась часть, которая нас от этого защищает и эта часть дело не дело активизируется.

Я бы назвала это «воспалением внутреннего критика».

Это воспаление возникает не во всех сферах и хорошо бы:

1. Знать в каких и как проявляется. Обычно об этом сигнализируют чувства стыда, вины, подавленности, недовольства собой, сомнений в собственных силах.

2. Уметь с ним справляться самостоятельно и/или с чьей-то поддержкой. А для этого также нужен опыт справляться, который нарабатывается при желании. В психотерапии или при поддержке близких, если эту поддержку нам получается брать.

Воспаление внутреннего критика бывает острое и хроническое.

Острое часто возникает в тех областях где:

🌱мы начинаем новое

Здесь есть комплекс сложностей, начиная от неадекватных ожиданий от себя, что должно получиться все и сразу идеально, до сравнения себя с тем, кто уже потратил свои 1000 часов на освоение навыка. А помочь справиться помогает трезвый анализ и выстраивание границ с самим собой и своим потенциалом и мы плавно переходим к следующему пункту.

🌱 задача превосходит наши текущие возможности

По этой части важно уметь проанализировать где мы неверно оценили имеющиеся у нас время, силы, знания, деньги, помощь и т.д. и либо переформулировать задачу так, чтобы она стала посильной, либо понять где и как мы возьмем то, чего не хватает для ее решения.

🌱 мы сталкивались со сложностями ранее и имеем негативный опыт (не получилось, получилось откровенно плохо, не похвалили, критиковали, обвиняли, наказали и т.д.)

С этими ситуациями мы работаем в терапии, возвращаясь силами воображения в старую историю, проживая в безопасном терапевтическом пространстве заново чувства и ощущения, которые там были. Формируем новый опыт проживания события, но уже с поддержкой, тогда он превращается из травматичного переживания в ресурс, в виде усвоенного и присвоенного опыта преодоления сложностей.

Хроническое воспаление внутреннего критика называют выученной беспомощностью, которая формируется… А впрочем, про это стоит написать отдельно.

Если коротко, то это такая настройка внутреннего критика, когда он вместо защиты и поддержки, занят тем, что убеждает нас в том, что «не получится», «ты – бездарность», «это слишком сложно, амбициозно, долго и т.д.», в общем всячески подкрепляет нашу неуверенность в себе. Здесь нужен кто-то, кто будет противодействовать ему, замечая и позитивно подкрепляя вас в том, что получается.

Довольно частый диалог с моими клиентами в терапии и коучинге:

Предположим, клиент пишет книгу.

- мне надо написать такой-то объем на такую-то тему, но я ничего не делаю.

- совсем-совсем ничего?

- нет, ну я прочитал какое-то количество литературы по теме, обдумал план и темы, но пока ничего не сделал..

- а прочитанная литература, темы и план не считаются?

- ну-у, ничего же не написано… А еще я сходил туда и туда, пообщался с тем и тем, запланировал 1,2,3…

Ну вы понимаете, да? А воспаленный внутренний критик кричит «караул, все пропало, он ничегошеньки не делает», тем самым только напрягая человека и повергая его в пучину недовольства собой и самокопания, что только отнимает силы.

Уверенность в себе это не константа, она зависит от области деятельности и ситуации, а еще от нашего опыта в этой сфере.

Приведу примеры:

1. Я за рулем почти 20 лет и сейчас чувствую себя в московском траффике плюс-минус уверенно. Но когда зимой к нам приходил циклон Иван, от моей уверенности не оставалось и следа. Аналогично, если я не выспалась или чем-то сильно нагружена. После отпуска я испытала сложности в адаптации к климату и разнице во времени и явно отметила насколько мое внимание расфокусировано и как это отражается на водительской уверенности.

По части навыков мы работаем над тем, что мы можем сделать для их совершенствования (будет отдельный пост про зону ближайшего развития), а также создания условий для собственной уверенности.

2. Красивая, по меркам большинства, женщина может испытывать неуверенность по части внешности и женского обаяния, если в детстве ее считали скорее умной, чем красивой, или мальчишки в классе выбирали не ее, а подругу и она чувствовала себя все время на вторых ролях.

Здесь мы упираемся в тему исследования объективной реальности, отделения своего мнения о себе от мнений родителей, расширения кругозора по этому вопросу, включения в него наблюдения иных точек зрения, понимания своего представления о прекрасном и формировании нового представления.

3. Выступая на публике впервые в жизни нормально сильно волноваться. Если человек делает это постоянно – волнение будет умеренным, но вероятнее всего все равно в какой-то степени будет присутствовать.

В продолжение темы уверенности в себе хочу затронуть тему детского опыта.

Часто неуверенность в себе сформировалась в условиях критики, недоверия, контроля и в целом плохого отношения в семье или разных коллективах в детстве, когда у ребенка просто не было сил на то, чтобы противостоять, некому было его защитить и поддержать.

Ситуация с тех пор зачастую изменилась, но ожидания от того, как человека воспримут и как к нему отнесутся - сохранились до сих пор. Это в свою очередь не дает почувствовать себя равноправным, достойным участником отношений.

Здесь у меня достаточно пессимистичные ожидания от чтения книг и самостоятельной проработки травмы отвержения, т.к. формировалась она в контакте с людьми и без терапии тут не обойтись. Все истории с буллингом, алкогольными семьями, деструктивными отношениями в семье и другими ситуациями отвержения, а часто оно было систематическим, – это повод для работы с этим в психотерапии. Пока у человека не появится нового опыта, что он может быть принят таким, какой он есть, чувствовать себя безопасно, уверенно и с достоинством не получится.

Существует иллюзия, что есть некие АБСОЛЮТНО здоровые, уверенные в себе и совершенные люди, не испытывающие страхов, сомнений и внутренних колебаний. И здесь мы переходим к теме сравнения себя с кем-то более уверенным/умным/успешным/красивым/богатым/аффективным/коммуникабельными и т.д.

Сравнивать себя с кем-то. Зачем? Как это повышает мотивацию?

Откуда это взялось?

Любимый рефрен психологов, что мы все родом из детства. Но так оно и есть. Все помнят про сына маминой подруги, который хорошо учится, помогает маме, участвует в олимпиадах по всем предметам от рисования до математики. А еще не огрызается, хорошо кушает и бог знает что еще такое делает. Учителя вносили свою лепту, рассказывая каждому классу о том, какие они дебилы и как все остальные классы хорошо учатся и прекрасно себя ведут.

А сейчас мы уже сами так относимся к себе, сравнивая себя с инста-картинками, не обращая внимания на то, сколько времени, сил и денег вложено в контент и что там реальное, а что «потемкинские деревни», выстроенные для того, чтобы сыграть на нашей финансовой похоти.

Ок, сравнивать с другими плохо, а как быть?

Сравнивать себя с собой и даже тут понимать, что иногда мы регрессируем, столкнувшись с жизненными трудностями и стрессами. Откат - не повод себя гнобить, а скорее место, где необходимо посочувствовать себе, помочь и поддержать. И развиваться из той точки, где сейчас оказались, а не из той «где давно должны бы были быть по идее».

И еще хочу рассказать про замечательного русского педагога и психолога Льва Семеновича Выготского, автора термина «зона ближайшего развития», которую он сформулировал еще в 20е годы прошлого века. Интереснейшая личность, кстати, за 37 лет жизни он успел сделать важнейшие открытия в психологии и педагогике. Это я не к тому, чтобы сравнить себя теперь уже с Выготским 😉

Одно из самых важных открытий Выготского состоит в том, что обучать — ещё не значит развивать. Учёба может даже тормозить развитие, если подолгу повторять уже усвоенное или требовать слишком многого.

Поэтому обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития, то есть на задачи, которые ребёнок пока не может решить сам, но уже очень скоро сможет, а пока ему требуется лишь небольшая помощь взрослого.

Например, ребёнок уже понимает буквы — в таком случае зоной ближайшего развития для него будет умение составлять слова. Чтобы научиться этому, ребёнку потребуется помощь взрослого, но затем он сможет перейти к развитию следующего навыка — составлять из слов предложения.

Звучит вполне очевидно, но до сих пор далеко не все учитывают, что границы зоны ближайшего развития у каждого ребёнка свои. Они зависят от его возможностей, потребностей (то есть мотивации) и готовности окружения ему помогать. Задача педагога — определить эти границы для каждого ребёнка и планомерно учить его тому, чему он способен научиться. И тогда можно достигнуть хороших результатов даже с труднообучаемыми детьми.

Если говорить о развитии взрослых людей, то они также способны развиваться только в зоне ближайшего развития и важно ее определить для себя в соответствии со своими реальными возможностями, а не на основе фантазий о себе и сравнений себя с другими людьми и их возможностями.

А еще хорошо бы понять, кто из вашего окружения сейчас научит, расскажет как, поможет вам овладеть необходимыми навыками, поддержит, направит и т.д. А если в вашем окружении таких людей нет, то найти их и попросить о помощи или услуге. Нет, самостоятельно не получится, тем более, что вы уже попробовали и результат «такое себе».

И вот еще что, пока мы думаем, что другие великие, а мы сами – ничтожные и никчемные, нам сложно учиться у них, мы только завидуем и злимся на себя. А эту энергию хорошо бы направить не против себя, а на то, чтобы делать что-то в доступном темпе, а также на поиск нужных людей и установление связей, которые будут нас питать и поддерживать.

Таким образом, уверенность в себе появляется тогда, когда мы:

🌱 достаточно хорошо знаем и принимаем себя, 🌱 разобрались с травмирующим опытом и превратили его в ресурс, 🌱 проанализировали жизненный опыт и присвоили себе свои достижения,🌱 научились вместо сравнения себя с другими направлять энергию зависти на собственное развитие, а также 🌱 наладили контакт с внутренним критиком, научили его не гнобить, но поддерживать и защищать нас.

11
1 комментарий

вы мне хотите сказать,что можно быть самозванцем для синдрома самозванца?😁А вообще да,часто самое близкое окружение вселяет в нас неуверенность в себе

1
Ответить