Скачал приложение, считай устроился?

Являются ли таксисты Gett, Uber, Яндекс — сотрудниками этих фирм? У агрегаторов нет таксопарка, нет водителей, но есть пассажиры и успешные перевозки. Освещаются правовые вопросы и мировая практика ответа на данный вопрос.

Сегодня для того, чтобы устроиться на работу в такси, нужно всего-навсего скачать приложение. Возможно, это кого-от удивит, но даже такое действие является вступлением в трудовые отношения, по оценке некоторых юристов.

Забастовка таксистов Убер в Лондоне, 2018 год copyright by <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.flickr.com%2Fphotos%2F127991958%40N06%2F&postId=125450" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Steve Eason</a>
Забастовка таксистов Убер в Лондоне, 2018 год copyright by Steve Eason

Конечно, агрегаторы такси придерживаются иного мнения. С их точки зрения, они владеют бизнесом по модели Asset Free. Машина — не их, рабочее место агрегатор не предоставляет, не несёт издержек на содержание автомобиля, лицензирование перевозки и простой между заказами. Агрегатор считает себя лишь информационный агентом договора перевозки. Как агент, агрегатор только предоставляет информацию пассажиру о водителе, а перевозчику о пассажире. Очень удобно и даёт коллоссальные конкурентные преимущества над традиционными автопарками с автомастерскими, пунктами медосмотра и лицензиями.

Иноформационный агент не обязан соблюдать требования трудового законодательства по ответственности за работника на рабочем месте и минимальному уровню социальных гарантий. Можно устанавливать любые условия перевозки - не наравится, не принимай условия, найдется другой. Поэтому, работа в агрегаторах снижает уровень социальной защиты. Вопрос настолько глобальный во всем мире, что обсуждается на уровне Международной организации труда.

В 2015 году прошла волна протестов против Uber в Европе, одного из агрегаторов такси. В некотрых странах, ряд ранее занятых в отрасли перевозок остались без работы. Различные контролёры, диспетчеры, проверяющие остались не у дел. Упростился найм водителей без местных разрешений и лицензий на перевозку. Такие революционные изменения на рынке перевозок привели к демпинговым ценам на такси. Демпинг в свою очередь, привел сначала к протестам таксистов, а потом и пользователей. И те, и другие требовали обеспечить достойную минимальную зарплату. таксистам.

Другой прецдент был возник в 2016 году. Суд Великобритании по групповой жалобе таксистов, работавшим по 80-90 часов в неделю и спавшим в машинах, при этом не получавшим даже минимальную заработную плату, принял положительное решение и признал её обоснованной. Работа по приложению на агрегатора такси была признана работу по найму в транспортной комрании. Апелляция UBER на решению суда, была отклонена.

Уже в 2018 году Высший суд Европейского союза принял решение, которым постановил, что агрегатор, хотя и работает через приложение для смартфонов, является высокоорганизованной профессиональной деятельностью, и должен рассматриваться как транспортная служба, а не информационный агент.

Трудовой, а не агентский характер отношений подтверждает и само по себе действие забастовки: водители протестуют не против таксопарков, а против действий агрегаторов. Трудно даже представить себе забастовку Росгосстраха против страховых агентов. А о забастовках водителей против агрегатора такси легко узнать из поиска по новостям.

Впрочем, представители агрегаторов неизменно отрицают в своих релизах влияение забастовок на свою деятельность. Несмотря на отсутвие заметности забастовок в официальных релизах российских компаний, описаны случаи противодействия забастовкам агрегатором, в виде рассылки СМС с угрозами блокировки водителям, воплощенными позднее в жизнь. Разве «просто информационный агент» превратился из объекта забаствки в активную сторону?

В аналитическом ценре при Правительстве РФ считают, что излишнее регулирование агрегаторов заторомозит развитие отрасли агрегаторов. Аналитики забывают, что в настоящий момент классические таксопарки подвержены регулированию, в том числе трудовых отношений, в отличии от агрегаторов.

Такой нерыночный подход к освобождению перевозчиков одного типа, при давлении на классических игроков рынка такси другого типа, является одним из факторов бурным ростом агрегаторов и монополизации отрасли пассажирских перевозок.

Ссылки

1. КИСЛЯК З.С. «ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ» КАК СУБЪЕКТЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ //COLLOQUIUM-JOURNAL Номер: 10-10 (34) Год: 2019 Страницы: 17-20

3. Крылов А.А., Сундиев И.Ю. влияние информационных технологий НА теневую экономику И терроризм//Микроэкономика. 2018. № 6. С. 119-123.

6. Сапрунова А. С. влияние цифровизации НА российский бизнес//россия, европа, АЗИЯ: цифровизация глобального пространства, сборник. С.148-151.

55
20 комментариев

Ничто не мешает таксопаркам создать ИТ платформу по модели яндекс такси и зарабатывать самим. Звонить и разговаривать с оператором чтоб заказать такси уже никто не будет, это давно надо было понять

1
Ответить

Да, наболее прозордивые так и сделали. Раньше или одновременно с Яндексом. Успех яндекса не в приложении, а новой бизнес-модели "без активов" информационного агента, в которой издержки перевозки несут операторы таксопарки, а яндекс имеет процент с перевозки и диктует цену. Яндекс не просто разработал приложение, он отказался содержать таксопарки для перевозок вслед за другими агрегаторами такси. Ни один таксопарк не мог бы себе позволить нести многолетние убытки, как это делал Яндекс на инвестиционные деньги. Вместе с тем отмечу, что мировое преимущсетво Яндекса над любым приложением такси в мире - собственный картографический сервис, который позволяет ему открываться тогда и там, где того захочет Яндекс. А не тогда, когда там будут готовы карты. Даже у Убера такой возможности нет, что уж там до местных локальных таксопарков. И по

Ответить

Может быть статье не хватает какой-то более приятной верстки и картинок, но все равно не понимаю почему минусуют, тема довольно интересная

Ответить

минусуют водители. Пройдите по всем публикациям в сети о Агрегаторах. Увидите что творится. 
Это колоссальный пресс давления. И минусы пока единственный выход для пара водителей

1
Ответить

Спасибо за совет. С картинками вечная проблема изза копирайта. Наверное, ещё найдет своего читателя статья. Или не найдёт, за содержание мне не стыдно, за форму немного да. Учусь же

1
Ответить
Комментарий удалён модератором

Спасибо, это мой первый опыт.  Почему-то минусуют статью.

Ответить