Как маркировать рекламу в запрещенных соцсетях?

В контексте усиления контроля над рекламным рынком в России Федеральный закон "О рекламе" (от 13.03.2006 № 38-ФЗ) обязывает рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем предоставлять информацию о размещаемой ими в сети "Интернет" рекламе, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, в Роскомнадзор. Это требование, сформулированное в частях 3, 5 статьи 18.1 данного закона, призвано сделать рекламный рынок более прозрачным и контролируемым.

© Тулинова Ю.А., 2024
© Тулинова Ю.А., 2024

Маркировка рекламы позволяет рекламодателям отслеживать, куда уходят их бюджеты, государственным службам - контролировать налоги и выявлять неправомерную рекламу, а пользователям - осознавать, что перед ними рекламный материал.

А какова позиция ФАС России и Рокомнадзора относительно необходимости маркировать рекламу в запрещенных на территории России соцсетях?

Напомню, решением Тверского районного суда города Москвы от 21.03.2022 по делу № 02-2473/2022 деятельность американской транснациональной холдинговой компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации запрещена по основаниям осуществления экстремистской деятельности. Доступ к информационным ресурсам Facebook и Instagram на территории Российской Федерации ограничивается. Как отмечено в указанном решении, наложенные меры судебной защиты не ограничивают действий по использованию социальных сетей, владельцем которых является Meta Platforms Inc., физических и юридических лиц, не принимающих участие в запрещенной законом деятельности.

Долгое время не было письменных разъяснений надзорных органов по данному вопросу. На встречах представителя ФАС России отвечали, что поскольку деятельность запрещенных площадок на территории РФ заблокирована, следовательно, законодательство о рекламе на них не распространяется. Представители Роскомнадзора придерживались противоположного мнения, которое в итоге было сформулировано в письме за подписью Начальника Управления организационного развития и информационных технологий Роскомнадзора А.Ю. Заверячева от 14.11.2023 № 03-107001.

Итак, по мнению Роскомнадзора:

«Полагаем, что размещение рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, на иностранных информационных ресурсах не освобождает от исполнения обязанностей, предусмотренных российским законодательством»
«Материальное стимулирование рекламодателями владельцев аккаунтов в социальной сети Instagram поддерживает интерес к данному ресурсу. Невыполнение владельцами аккаунтов требований российского законодательства предоставит сети Instagram неконкурентное преимущество перед российскими социальными сетями, соблюдающими законодательство Российской Федерации»

Вывод данного письма следующий: если реклама в сети «Интернет» направлена на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории Российской Федерации, то она подлежит маркировке в том числе и при распространении ее в запрещенных соцсетях.

Такова актуальная на сегодняшний день позиция Роскомнадзора, который контролирует исполнение обязанности по присвоению и размещению erid и представлению информации о распространенной рекламе в ЕРИР.

22
1 комментарий

Важно следить за развитием ситуации и адаптировать свои рекламные стратегии с учетом текущих регуляторных требований

1
Ответить