Инфобизнесмены, инновации и собственное Эго: как найти внешнего консультанта в бизнес и не остаться у разбитого корыта

Использование внешних консультантов в компании для решения проблем: один из самых эффективных способов выхода из кризиса. Консультанты могут выявить большинство проблем бизнеса, а некоторые и вовсе разработать план по их решению. Как правило, к такому инструменту прибегают крупные компании, которые могут позволить себе подобные услуги (а стоят они, как правило, не дешево). Для малого бизнеса такой инструмент в большинстве случаев недоступен.

Но даже консультантами нужно пользоваться осторожно. Во-первых, среди них очень много некомпетентных специалистов, которые могут сделать только хуже, взяв при этом деньги; во-вторых, без изменения себя, толку от этих консультаций — 0. Поэтому, прежде чем приглашать внешнего консультанта в свой бизнес, необходимо усвоить ряд правил:

  • Никто лучше тебя не знает всех бизнес-процессов внутри твоей же компании. Каким бы профессионалом не был консультант, он не имеет представления, каким образом работает ваша система. Это может работать как с положительной стороны (найти нестандартное решение, о существовании которого никто в компании не подозревал), так и с отрицательной (упустить важную мелочь, которая может добить проблему),
  • «Доверяй, но проверяй». Это некий фильтр, который отсеивает некомпетентных специалистов. Не нужно смотреть на напускную мишуру: красивый и распиаренный сайт, внешний вид консультанта, неизвестные отзывы в интернете и прочее. Это есть у всех. Для подобного рода деятельности это must have, без которого консультант — не консультант,
  • Критически относись к себе и своему бизнесу. Не нужно расхваливать свою бизнес-модель, оправдывать недочеты и защищать своих сотрудников. Выслушай, проанализируй и прими решение,
  • Безвыходных ситуаций не бывает. Когда то услышал интересную фразу: «Если ты столкнулся с проблемой, то кто-то давно ее решил и написал об этом на форуме». Сегодня в интернете можно найти ответ на любой, интересующий тебя, вопрос. Если чаще вспоминать эту фразу, то и помощь внешнего консультанта, скорее всего, не понадобится,
  • Консультант — это как психолог, только в бизнесе. Ему можно и нужно рассказать о всем: о проблемах, слабых сторонах, рисках, конкурентных преимуществах, обо всем. И только после понимания полной картины, вам поставят правильный диагноз.

Если эти пункты не вызывают внутреннего отторжения и поиски в интернете не увенчались успехом, то можно рискнуть. В конце-концов бизнес — это априори риск. Думаю не стоит расписывать процесс работы консультанта на предприятии (зачем у людей хлеб забирать), но он достаточно тривиален: первичная встреча, постановка целей, аудит и в конце сам диагноз. Я специально опускаю момент с самим решением проблемы, так как консультанты, как правило, за это не берутся. А по итогу, компания получает готовый план, с помощью которого можно вылезти оттуда, куда залезли.

Но какие же существуют проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, когда решил все-таки позвать эксперта со стороны?

Инфоцыгане

Предлагают увеличить продажи в 2,5 раза за месяц? Строят воздушные замки по поводу идеальной бизнес-модели для твоего бизнеса? Гарантируют то, о чем говорят? Бегите. Вы попались на крючок инфоцыгана. Сам феномен инфобизнеса уже достаточно давно известен и написано не один десяток статей по этой теме. Какие у этого могут быть последствия? Потраченные впустую деньги, время, килограммы лапши на ушах и нерешенная проблема.

Как избежать?

Ни один грамотный специалист не будет утверждать какой-либо факт с абсолютной уверенностью. Есть проблемы — имеются и возможности, которые могут эти проблемы решить. Если, все таки, вам попался сей экземпляр, то есть множество способов вывести его на чистую воду: ищите реальных клиентов, которым помог консультант, узнавайте у них как все проходило, что понравилось, а что нет. И не смотрите на все внешнее (как уже говорилось ранее — это must have для подобного рода деятельности).

Собственное эго

Все изменения, в первую очередь, коснуться тебя. Именно ты узнаешь, в чем облажался, что сделал не так и к каким последствиям это привело. Приятно слушать о своем детище, как об успешном бизнесе. Но не каждый готов принять критику в свой адрес. Как правило, людям тяжело принимать свои недостатки, не говоря уже об их исправлении.

Как избежать?

Вообще, с подобной историей лучше идти к психологу, в случае если самому не получается выявить свои минусы. Но если человек свыкнется с мыслью, что его бизнес (и он сам) не идеален, принять свои недостатки и ошибки, не искать виноватых в ситуации, а искать решение, то, в этом случае, еще не все потеряно.

Сопротивление изменениям

Когда проблема внутри собственника решена и разработан план выхода из кризиса, компания может наткнуться на своих же сотрудников. Чем старше человек становится, тем больше он склонен к консервативному мышлению. Порой, вытащить таких людей из зоны комфорта становится одной из сложнейших задач. А если этот человек — руководитель подразделения? Как выстроить работу так, чтобы сотрудники были замотивированы менять себя и систему в бизнесе? Что делать с сотрудниками которые мешают преображению компании? Теорию, для решения подобных вопросов, можно найти в разделе менеджмента — управление изменениями. Но на практике, как правило, это сугубо индивидуально, и к каждому человеку необходим свой подход.

Как избежать?

Никак. Если вы конечно не маленький стартап с горящими глазами. Но даже в этом случае найдется что-то, что может помешать внедрению инноваций. Узнавайте своих людей, изучайте их, налаживайте с ними контакт. Только в таком случае можно узнать истинные мотивы человека, и, в дальнейшем итоге, выстроить для каждого индивидуальную систему мотивации, которая поможет осуществить задуманное.

На мой взгляд, это основные проблемы, которые могут как-то помешать сделать бизнес лучше. Всё остальное — вытекающие из них. Поэтому, использование сторонних консультантов в бизнесе — достаточно эффективный инструмент. Но пользоваться им нужно с максимальной осторожностью и осознанностью. Иначе проблема останется на своем месте, денег в кошельке станет на порядок меньше, а компания в скором времени закроется, если не найти другого решения.

55
10 комментариев

Комментарий недоступен

7
Ответить

У каждого человека свои внутренние установки на которых держится его жизнь и бизнес. Если говорить ему в лоб(а если он еще находится в стрессе), что его бизнес кака, конечно эта информация будет встречаться с сопротивлением. Тут важно быть дипломотичным и стрессоустойчивым.

2
Ответить

Мне кажется это последствия 90-ых

Ответить

Автор прав. Менталитет руководителей такой. Как обычный человек не желает знать правду, так и многие руководители желают оставаться в своих иллюзиях. Поэтому в некоторых отраслях российской экономики умудряются существовать почти 50% убыточных бизнесов.

3
Ответить

Хорошая статья, особенно знакома часть про эго бизнесменов, у которых от желания казаться лучше чем они есть, стирается грань с реальностью, работал с такими.

И бизнес становится только временно красивой упаковкой, позволяющей где то блистать, пока внутри разрастается жопа.

По моему мнению, таким нормальные консультанты не помогут, а инфоцигане быстрее приведут к закрытию. Или открытию нового инфоциганского бизнеса, вместе).

2
Ответить

Такова природа человека - всем нужен доктор, который выпишет рецепт, тем самым подарив надежду на светлое будущее, а в случае обратного эффекта, всю ответственность можно так же списать на него

1
Ответить

Мало кто готов столько ответственности на себя взять)

2
Ответить