10 заповедей продакт-менеджера: о зарплате, стартапах и жизни продукта

У начинающих продактов часто возникает много вопросов о выходе на рынок, о поиске команды, о том, как проходит собеседование. Мы составили небольшой гайд с основными принципами, которые помогут в начале пути. Приятного чтения!

10 заповедей продакт-менеджера: о зарплате, стартапах и жизни продукта

1. Можно пройти миллион курсов для продакта, но так и остаться теоретиком. Чтобы перенестись в практику и начать зарабатывать, нужно знать несколько секретов.

Итак, собираемся и выходим на рынок с одной из фишек:

  • Создаём собственный сайт, закупаем рекламу на Facebook, скорее всего теряем деньги, но зато получаем опыт. Такая практика прокачает вас как продакта, заодно научитесь принимать правильные решения.
  • Находим в своей компании продакт-менеджера и просим у него задачу для вас, чтобы помочь ему и перенять опыт. Помогаем 3–6 месяцев и потом можно считать себя Junior Product Manager.

Многие новички практикуются на стимуляторе GoPractice. Это инструмент, который имитируют работу в продуктовой компании. Твой личный рабочий Sims. Симулятор хорошо прокачивает аналитические навыки, но всё-таки, чтобы научиться читать чувства пользователей, понадобится работа в реальной компании.

Естественно, каждый новоявленный продакт задумывается, куда лучше пойти: в крупный бизнес или в небольшую компанию. Первый вариант — это опытные продакт-менеджеры, у которых есть чему поучиться на старте. Со временем там может стать скучно и некоторые продакты уходят в стартапы.

2. Во многих профессиях принципиально развитие в одну сторону, но продакту повезло больше: работая в разных сферах, он наращивает важный скилл — разобраться в новой области за несколько месяцев и сделать качественный продукт.

Но и у продакта могут возникнуть трудности, если он долго работал в оффлайне, а потом решил попробовать себя в digital. Для создания и продвижения онлайн-продукта используются другие инструменты. Чтобы быстро разобраться в онлайн-сфере, продакту нужно будет полностью погрузиться в неё и вникнуть во все детали.

3. Для руководителей также принципиально, чтобы новый продакт прошёл испытательный срок и адаптацию как можно быстрее, особенно если в метриках есть этот пункт.

И особенно, если это стартап. Новичку может быть сложно, так как его закидывают задачами, которые не относятся к основным обязанностям, и в конце испытательного срока окажется, что для позиции продакта ему не хватило скиллов. Если у младшего продакта есть наставник, то не нужно ждать от него полного ведения, хороший продакт должен быть инициативным, тем более на младшей позиции.

4. Продакт должен чувствовать момент, когда нужно отпустить продукт и перевести его на поддержку.

Продакт не связан с продуктом на всю жизнь. Продакт должен подготовить компанию к тому, что однажды он захочет сменить продукт или закрыть его самостоятельно.

Первый звоночек, что продукт нужно перевести на поддержку — это осознание, что вы делаете слишком много для продукта, а метрики при этом не растут. Вы поймёте, что занимаетесь какими-то мелкими задачами, а могли бы принести компании намного больше пользы.

Конечно, на поддержку нужно переводить только готовый и зрелый продукт, который прошёл через все начальные стадии взаимодействия с клиентом. Этот момент для большинства продуктов наступает через три года. При этом стартап перестаёт быть таковым вообще через год. Когда вы начнёте искать людей, которым сможете передать продукт на поддержку, то, скорее всего, тоже столкнётесь с трудностями.

  • Во-первых, будет жалко.
  • Во-вторых, нужно доказать, что продукт полностью готовый и людям не придётся тратить много времени на его поддержку. То есть, этот процесс не будет отвлекать их от работы над своими классными проектами. Либо можно оставить поддержку на себе и заняться развитием нового.

5. У новичков периодически возникает фонтан идей, когда они хотят вклинить какие-то технологии в новый продукт.

Чаще всего это происходит с бывшими или несостоявшимися разработчиками. Клиенту не нужны эти технологии — они нужны продакту, чтобы потешить своё эго. А пользователю нужно решение его проблемы.

6. У продакт-менеджера есть свой возможный карьерный путь. Можно быть Senior Product Manager, можно стать CPO и работать в команде других продактов, а можно уйти в свой стартап и стать CEO

При трудоустройстве продакта интересует вопрос, во сколько этапов проходит собеседование на позицию продакта. Например, в команде Михаила Карпова проходит два-три собеседования по 50 минут каждое.

  • Первое собеседование проводит продакт.
  • Второе собеседование — это практическое задание, например, анализ какой-то фичи. Этот этап может проводить несколько человек из команды.
  • Третье собеседование проходит уже с Михаилом.

На собеседовании он смотрит на скорость, с которой идёт коммуникация, и структурированность ответов. Также обращает внимание, сколько времени кандидат тратит на принятие решений. Естественно, на собеседовании оцениваются soft skills и всё остальное. Например, SQL нужно знать хотя бы в базовом виде, а знание Python обязательно только для некоторых продуктов.

7. У продакта должно быть понимание, что не все его идеи будут приняты аудиторией.

Даже Facebook после запуска нового алгоритма в ленте потерял свою аудиторию и продолжает терять.

Было много негатива, но от фичи компания не отказалась, потому что за счёт нового алгоритма люди приносят больше дохода, чем те, которые ушли.

8. На разных этапах жизни продукта у менеджера складывается разный график решения задач.

Если спринт недельный, то в понедельник нужно проводить планёрку с командой, во вторник — проверять задачи, которые не должны простаивать, в пятницу — ещё один сбор с командой, на котором они рассказывают, что у них получилось сделать в течение недели.

9. Иногда продакт получает в работу поле деятельности, на котором вообще нет продуктового подхода.

В этих случаях полезно с самого начала предложить менеджменту привести продакт-менеджеров из других компаний, которые поделятся своим опытом.

Если для нового продукта могут понадобиться ресурсы, которых нет в компании — лучше всего не искать самим, а передать эту задачу в HR-отдел. Для стартапов есть вариант воспользоваться услугами Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) – это акселератор, в котором есть менторы, более прокаченные ребята, и коучи. Они курируют команды в течение трёх месяцев, помогают им развиваться и предлагают свои решения.

10. Ещё одна деликатная тема в работе продакта — повышение зарплаты.

Этот вопрос нужно обсуждать, опираясь на принципы компании. Где-то это делают раз в год, где-то два-три раза в год — в любом случае нужно побольше наглости и заинтересованности.

И обсуждать повышение стоит в конце или начале года и после успешных релизов, либо после того, как кто-то ушёл из команды, и вам хотят передать часть его задач.

Ещё больше о работе продакт-менеджера у нас на шестимесячном онлайн-курсе «Профессия: Product Manager» 👉 Узнать подробности

88
2 комментария

Заглавная картинка очень хороша!

2
Ответить

Тамара, спасибо! :)

Ответить