Предпринимателями рождаются или становятся? Создали бизнес-лагерь для подростков, чтобы исследовать этот вопрос

«Захожу вчера в детскую, а там деньги лежат штабелями. Тут-то я и понял: у сына талант к предпринимательству!»

Предпринимателями рождаются или становятся? Создали бизнес-лагерь для подростков, чтобы исследовать этот вопрос

Примерно такую картину я представил, когда одно издание попросило меня ответить на вопрос: «Что делать родителям, если заметили в ребёнке предпринимательскую жилку?» То есть как это можно «заметить»? Ребёнок вдруг поутру заявил, что не пойдёт в школу, потому что у него питчинг проекта инвесторам? Ушёл выносить мусор и продал его? Может, такое и случается, конечно, просто я не в курсе. Если вы да, то поделитесь историями.

Сегодня расскажу про вполне визионерский подход к разработке продукта: как создать бизнес-проект с детьми и для детей.

Я считаю, что навыки предпринимательства появляются у подростка, если давать им благотворную среду для развития. Как с музыкальной школой или секцией танцев, шахмат, робототехники – чтобы понять, есть ли у ребёнка задатки в этой сфере, нужно её интегрировать в ребёнкину жизнь. Предпринимательские кружки, лагеря, «лимонадные дни», как в США – всё это помогает подростку понимать, что такое создание ценности, как работает продажа ценности клиентам, всё это может дать ему навыки, которые потом станут базой для предпринимательства. Или не станут, что тоже окей: далеко не всем это нужно.

Вот цифры: на начало 2024 года в России зарегистрировано 12 000 предпринимателей моложе 18 лет. При этом старперы-стартаперы успешнее молодняка. А меня, как предпринимателя с 20-летним опытом, всегда интересовало: когда предприниматели начинают быть осознанными? Это ведь часть ответа на вопрос, почему 9/10 бизнесов закрываются. Если люди в 20, 25, 30 лет в массе своей не имеют достаточно опыта, чтобы создать успешный бизнес, то что говорить про подростков? Или про них как раз и надо поговорить?

Проект GenGo Teens. Как мы вместе с “Учучуду” создали бизнес-лагерь для подростков

В России десятки предпринимательских кэмпов для подростков. Я внимательно изучал их программы, и понимал, что не отправил бы своего сына ни в один такой лагерь. Там, как и на бизнес-курсах для взрослых, прокачивают в основном навыки для достигаторства и успешного успеха, либо старательно создают учебные проекты, которые не приложить к реальности. Можно только на полочку поставить, чтобы родителям приятно было.

Но детям, которые хотят зарабатывать, нужно для начала разобраться: что такое продукт и в чём может быть его ценность для рынка. Как его упаковать и продвигать. Что такое бюджет и как им распоряжаться. Как питчить свои идеи инвесторам и аудитории.

Потому я решил создать свой предпринимательский лагерь для подростков. Чтобы дети вместе со взрослыми экспертами сами создали продукт для самих себя. Продукт, который они продумают, проверят, обоснуют его важность для рынка, упакуют и запитчат. Всё по-взрослому!

Лагерь организовали совместно с «Учучуду» — это проект, который организует разнообразнейшие профессиональные практики для детей и взрослых.

Для меня это одновременно было исследование для расширения экосистемы GenGo, и социальный вклад в развитие предпринимательства. Ведь сверхзадача GenGo – увеличивать выживаемость бизнесов. А для этого, в том числе, нужно повышать осознанность предпринимателей, особенно начинающих. Идеально, если осознанность будет подрастать в людях до того, как они откроют свой первый бизнес.

Буду показывать вам кадры из фильма про лагерь. А фильм целиком можно посмотреть на моём YouTube-канале «Ошибка выжившего».

Предпринимателями рождаются или становятся? Создали бизнес-лагерь для подростков, чтобы исследовать этот вопрос

Итак, идея: показать подросткам, как создаётся бизнес, какие этапы он проходит до запуска. За неделю провести их по пути, который в реальности предстоит любому предпринимателю: чтобы они генерировали идеи продуктов-проектов, упаковывали их и попутно получали именно те навыки, ту осознанность, которые нужны предпринимателю для создания реального, живого, а не «учебного» продукта.

Всё это предстояло делать самостоятельно при чуткой поддержке наставников-экспертов. Спасибо этим прекрасным людям, которые согласились принести нужные ребятам знания в понятной, интересной и легко применимой упаковке!

Предпринимателями рождаются или становятся? Создали бизнес-лагерь для подростков, чтобы исследовать этот вопрос

В наш лагерь приехало 20 подростков 13-18 лет. Умные, любопытные, думающие, классные люди, которым хочется учиться, общаться, узнавать и делать. У некоторых ребят уже есть успешный опыт предпринимательства – как насчёт покупать на Авито компьютерные потроха, собирать из них системные блоки и продавать дороже, как готовые решения? Один из наших участников таким образом заработал себе на Айфон, между прочим.

В первый день работали над бизнес-задачей с заказчиком. Учились разбираться: как выяснить представления заказчика о продукте и почему это важно. Разбившись на команды, подростки готовили вопросы, которые помогают лучше понять задачи заказчика, а потом презентовали свои наработки.

Поговорили о том, как питчить идеи инвесторам и потенциальным потребителям. Тут же протестировали питчинг: один из участников объяснял своей (внезапно возникшей на проекте) маме, почему ему очень нужен компьютер – при том, что в первую очередь, конечно, подросток просто хочет больше играть, а мама это прекрасно понимает. Окей, а какую ценность всё-таки можно сюда вложить, чтобы мама согласилась купить комп? Протестили, обкатали. Шалость не удалась – мама не лыком шита, но участник получил второй шанс. Верю, что не продолбает его.

Предпринимателями рождаются или становятся? Создали бизнес-лагерь для подростков, чтобы исследовать этот вопрос

Второй день был посвящён исследованию аудитории. Как и с кем общаться, какие инструменты применять, как использовать эту информацию для создания продуктов. Исследование аудитории практиковали на персонажах фэнтези: ребятам нужно было придумывать для них магазины одежды. Описывали героев, их образ жизни, выделяли потребности и создавали решения, чтобы их закрывать. А потом презентовали свои решения. Было предложено много интересного, нужного и смешного для хоббитов, назгулов и других персонажей.

Предпринимателями рождаются или становятся? Создали бизнес-лагерь для подростков, чтобы исследовать этот вопрос

Потом провели воркшоп, где ребята анализировали потребности друг друга и придумывали оригинальные фишки бизнес-приложении для подростков. Учились общаться с потенциальными клиентами, слушать их истории, их переживания и переживания их окружения. Формировали ответы на эти переживания – чтобы строить доверительные отношения с целевой аудиторией.

Третий день — про брендинг: платформа и ценности бренда, составляющие упаковки продукта (айдентика, позиционирование, проблемы ЦА). Придумывали, как бренд может доносить свои ценности до потребителей. В четвёртый день погружались в тонкости дизайна и айдентики: говорили о том, почему продавать товар при помощи одного только изображения – идея-недожимака, разгоняли предложения: что большее можно в вложить в картинку, как считывается вложенный образ и посыл, как создаётся идентичность? В практической части участники искали образы и превращали их в дизайн для бизнес-проекта, а потом презентовали свои решения и рассказывали, как к ним пришли.

Последние дни были посвящены продвижению в Сети. В практической части разрабатывали контент-стратегии для своих проектов, с определением типов контента, каналов продвижения и ключевых показателей эффективности кампании. Целый день изучали рекламные коммуникации: говорили о том, как и почему важно присутствовать в информсреде, чтобы правильно позиционировать свой продукт или личный бренд.

Предпринимателями рождаются или становятся? Создали бизнес-лагерь для подростков, чтобы исследовать этот вопрос

В общем, неделя прошла бурно. Ребята учились создавать и тестировать гипотезы решений продуктов, сервисов, брендов. Учились анализировать информацию и обратную связь. Понимать: что такое ценность, за которую другие люди захотят заплатить, как её можно купить или создать самостоятельно. Напрямую или опосредовано всё это касалось и темы ценности денег – это одна из ключевых идей развития предпринимательских навыков для подростков, которые пока не распоряжаются бюджетами.

А я наблюдал, как идеи превращаются в продукт – это именно те потрясающие эмоции, ради которых стоит затевать бизнес.

Итогом лагеря стало бесконечное вдохновение. Много радости от того, насколько круты современные подростки. Потрясающее наполнение от мысли, что мы действительно можем дать им ценность.

И, конечно, всё пережитое в лагере дооформило тот продукт, который существовал в виде прототипа и только готовился стать частью экосистемы GenGo – приложение GenGo Teens для подростков и их родителей. Основная идея приложения: помогать детям и родителям находить общий язык в вопросах, которые касаются денег, первой работы и финансовой самостоятельности.

Как я говорил выше, мы затеяли этот лагерь в том числе для того, чтобы протестировать идею GenGo Teens. Знаете, насколько изменилось наше представление об этом продукте благодаря лагерю? Да оно просто разбилось о чугунную жопу реальности – скажу лишь, что изначально продукт назывался GenGo Kids, и это многое говорит о том, насколько мы, околосорокалетние люди, плохо понимали, что в головах у пятнадцатилетних. Но потом-то мы ка-ак поняли! И это было прекрасно, вдохновляюще и наполняюще – потому что благодаря лагерю ребята сами, как маркетологи, смогли опереться на предложенную нами идею приложения и сформировать свои запросы к продукту.

Предпринимателями рождаются или становятся? Создали бизнес-лагерь для подростков, чтобы исследовать этот вопрос

За время проведения лагеря мы, в частности поняли, насколько важен рассинхрон: что дети находятся в подчиненном положении и еще не очень умеют выстраивать коммуникации, часто ещё не понимают, что им нужно и чего они хотят для себя, а не для одобрения родителей. А у родителей есть свои ожидания и тревоги, направленные на ребёнка, и родители не всегда готовы услышать от ребёнка то, что не соответствует этим ожиданиям. Нашей ключевой задачей при подготовке GenGo Teens было понять, где сходятся интересы детей и родителей.

Вот кусочек скриншота из презентации нового приложения, которую я пока никому не показывал.

Предпринимателями рождаются или становятся? Создали бизнес-лагерь для подростков, чтобы исследовать этот вопрос

Мы проработали программы, которые позволяют согласовывать ряд вещей, находить точки соприкосновения в вопросах типа «На что потратить деньги», «Как ребёнок может и хочет их зарабатывать», «Какие финансовые, организационные решения он может принимать, чтобы получить нужный опыт и навыки». Приложение также обучает подростков финансовой грамотности, безопасности, оформлению договорных отношений и т.д.

Предпринимателями рождаются или становятся? Создали бизнес-лагерь для подростков, чтобы исследовать этот вопрос

Приложение GenGo Teens – для людей 13-18 лет, которые хотят принимать собственные решения о деньгах, способах и заработка и расходах. У нас нет задачи превратить детей в предпринимателей или вдохновлять их на это.

Бренд GenGo Teens создан, чтобы сближать подростков и родителей, искать точки сближения родителей и детей: начиная от совместного просмотра контента, совместной деятельности и заканчивая калибровкой коммуникаций. Совместно обучаться финансовой грамотности, искать и тестировать способы управления финансами, помогать в коммуникации, поиске работы для подростка и формировании системы безопасных способов заработка.

Мы хотим помочь подростку безопасно зарабатывать первые деньги и получать поддержку родителей.

Предпринимателями рождаются или становятся? Создали бизнес-лагерь для подростков, чтобы исследовать этот вопрос

В будущем всё это может привести человека к своему бизнесу, а может не привести. Это не главное. Важно помочь ему прокачать мягкие навыки, которые помогут лучше коммуницировать, быстрее развиваться, становиться более осознанным в управлении финансами, проектами и собственной жизнью.

Предпринимателями рождаются или становятся? Создали бизнес-лагерь для подростков, чтобы исследовать этот вопрос

А ребята из лагеря дали окрыляющую обратную связь: для них эта неделя стала важным, нужным, питательным и полноценным опытом созидания. Уверен, что в предпринимательство в итоге пойдут далеко не все они – но мы и не ставили цели вовлечь подростков в предпринимательство. Мы хотели научить управлять рисками, не бояться брать их на себя, управлять ими осознанно и двигаться дальше, получая удовольствие от любых своих начинаний.

1010
11
5 комментариев

Очень крутая идея ! Было бы здорово посмотреть, как они там учатся делать реальные проекты и понимать, что такое предпринимательство (и не просто теоретически, а на практике). Такие инициативы точно полезны для нового поколения подрастающих взрослышей))

1
Ответить

Мечтаю зайти в детскую и увидеть деньги штабелями)))

Ответить

Жизненно?)

Ответить

Мне очень нравится идея))) Уверена, что для детей это тот опыт, который 100% пригодится в будущем)

Ответить