Как мы шерим сотрудников и почему это хорошая идея в период пандемии и кризиса

Несколько месяцев назад мы еще активно вели проекты с Китаем и рассказывали журналисту, как мы экономим на шеринге своих сотрудников в периоды простоя. Пандемия перевернула не только приоритеты в наших услугах и рынках. Теперь мы сами идем к коллегам и предлагаем им пошерить сотрудников на наши проекты. Это хороший вариант для тех, кто сейчас вынужден сокращать зарплаты или решает вопрос с загрузкой специалистов в режиме оттока клиентов и задач.

Кадровая шеринг-экономика

До известных событий одной из основных специализаций Market Entry Atelier был вывод брендов на рынок Китая. К нам обращались российские и китайские предприниматели, которым нужно было комплексное продвижение в Поднебесной. Кто работал с Китаем, знает: здесь легко могут пожать руки, а затем начать отодвигать сроки старта проекта.

Получается, мы подписали договор, под проект зарезервировали сотрудников, начали работу. Затем клиент объявил паузу и на полтора месяца отложил проект. Если на данный момент у нас недостаточно заказов, куда можно перебросить людей, команда практически «стоит», занимаясь мелкими задачами, а мы оплачиваем им это время. Мы теряли не только деньги, но и сплоченную команду, так как «простой» всегда демотивирует активных специалистов либо сотрудники начинают тайком искать подработку на стороне. В этом случае мы сами находили им проекты у партнеров и отдавали команду (с согласия участников) на аутсорсинг на нужные сроки. По сути, так мы «временно трудоустраивали своих сотрудников за процент», не теряя собственных членов команды, но разделяя затраты на выплату вознаграждения.

В то же время к нам стали обращаться западные стартапы, которые не готовы на начальном этапе нанимать штатного директора по маркетингу. При этом им внутри команды нужен специалист, чтобы проанализировать идею с точки зрения интереса рынка к ней, подготовить бизнес-план для получения лицензии или одобрения у инвестора, сформировать образ целевой аудитории и стратегию продукта для дальнейшей разработки. Мы стали предлагать вариант аутсорс-руководителя отдела маркетинга. Я сама таким образом вела британский финтех-проект.

У многих компаний МСБ нет возможности (или необходимости) создавать полноценный отдел маркетинга. Как правило, на этой позиции один сотрудник. Но один человек не может одинаково хорошо справляться с анализом данных, написанием стратегии, подготовкой и запуском рекламных кампаний, разработкой дизайна, ведением социальных сетей на разных языках и написанием комментариев в СМИ. А нашим заказчикам периодически нужны все вышеперечисленные услуги. При необходимости решить вопрос с небольшим бюджетом и максимальной отдачей, они могут прибегать к услугам команды прикладных специалистов, которые за годы вместе научились понимать друг друга с полуслова.

В кризисный период модель шеринга сотрудников стала более активно использоваться в B2B-секторе. Сегодня актуален доступ к экспертности – узким специалистам, которые знают, как получить результат. В России мы работаем по такой схеме по направлению «Маркетинг и Финансы». «Сдаем в аренду» наших финансовых аналитиков для оптимизации бизнес-процессов, составления бизнес-плана и финмодели. В разрезе малого и среднего бизнеса аудит – это проектная работа, которая требует найма дорогостоящего сотрудника в штат или переквалификации собственного персонала. Выходя на проект, наши сотрудники проводят анализ направления или бизнеса в целом, изучают ситуацию компании извне, смотрят на конкурентов и предлагают эффективные решения. Такой формат сотрудничества гарантирует результат, помогает бизнесу оперативно диверсифицироваться и запустить новое направление, сокращая время и издержки.

Мы и сами так берем сотрудников. Поднебесная в настоящее время не наше ключевое направление, но PR продолжает работать и по инерции к нам обращаются клиенты по выходу на китайский рынок. У нас есть пул локальных проверенных подрядчиков по маркетингу, логистике и работе с производствами. Когда нашему клиенту требуется сопровождение на завод в Китае, мы берем там готовых сотрудников наших партнеров за фиксированную стоимость.

Сейчас у нас в России одновременно пришли несколько новых нетривиальных проектов. Иногда необходимо закрывать по ним срочные короткие задачи. Искать фриланс-исполнителей вслепую по рынку некогда и рискованно. Мы обратились в партнерские агентства – у них как раз с приходом пандемии заморозилось разом несколько контрактов. Пока профильные специалисты оказались свободны, мы их перехватили на свои задачи. Мы получили проверенных людей на понятных всем условиях, коллеги-руководители – оптимизировали свои затраты ФОТ и смогли сосредоточиться на развитии компании.

Немного Q&A’s

Чем отличается шеринг команды от абонентки агентства (в первую очередь, для нас)?

При абонентке специалисты агентства, как правило, ведут задачи клиента дистанционно и чаще получают за это фиксированную ежемесячную оплату. При шеринге же они при необходимости могут «десантироваться» в офис клиента как штатные сотрудники, участвовать во внутренних совещаниях. Их оплата привязана к результату, выполнению конкретного действия и достижению KPI.

Скорее, правильно говорить о ко-шеринге. По практике, нашему клиенту не нужно нанимать, например, таргетолога на 8 часов в день на полную рабочую неделю. Соответственно, сотрудник выполняет свои задачи в определенное количество часов, а оставшееся время работает на других проектах.

Абонентка подразумевает длительное сотрудничество, а команду на аутсорсинг можно взять на проект любой длительности. Это особенно хорошо, если у клиента есть точечные задачи, которые ему нужно объединить в единую стратегию, или общая цель, под которую необходимо сформулировать и выстроить задачи. Команда может войти внутрь и решить «горящую» проблему. Могу провести аналогию с компаниями, которые на время нанимают антикризисного топ-менеджера. Он помогает оперативно справиться со сложной ситуацией, после чего уже можно на длительный срок нанимать топ-менеджера-процессника.

Так как мы, по сути, являемся международной компанией, работаем с зарубежными заказчиками по их правилам (даже сертифицированы по GDPR в Европе :-) ), мы с большой аккуратностью относимся к неразглашению данных без определенных договоренностей. NDA при абонентке подписывается с агентством, при шеринге – с конкретными сотрудниками. Либо оба варианта. Соглашение о неразглашении с сотрудниками при необходимости мы можем организовать сами. Это необходимо для спокойствия и безопасности клиента, чтобы он мог полноценно погружать в свою «внутреннюю кухню» внештатный персонал.

В плане портфолио есть минусы для нас, как для компании. Чаще всего проекты, выполненные нашей командой на шеринге, не являются «интеллектуальной собственностью» агентства. Мы не добавляем их в качестве кейсов компании на сайт или в презентации. Этот вопрос может решаться только личной договоренностью с клиентом.

При этом, отпуская своих сотрудников из-под своего крыла, нам важно, чтобы клиент грамотно использовал их компетенции и относился к ним с уважением. В противном случае, к нам вернется деморализованный боец, не готовый сразу подключаться к новому проекту. Мнение заказчика о работе специалистов нам важно знать в любом случае. Обратная связь важна всегда.

Как осуществляется работа команды на стороне клиента?

Есть несколько вариантов работы:

1 – как при абонентке – «режим одного окна», когда аккаунт-менеджер управляет проектом. Он помогает правильно формулировать все задачи, оговаривает условия, отвечает за сроки и выполнение задач, координирует взаимодействие клиента и команды агентства,

2 – шеринг специалистов по отдельности – когда клиент заказывает услугу по конкретной специализации. По сути, это легальная подработка для свободных сотрудников. При этом сотрудник продолжает участвовать в наших еженедельных статус-звонках. Они позволяют понять, на какой стадии находится проект. В случае необходимости мы можем оказать профессиональную поддержку, найти пути решения задачи и подобрать необходимые инструменты для получения результата.

Как мы юридически оформляем эти случаи?

По-разному, зависит от договоренностей с клиентом. Кому-то удобнее подписывать договор через агентство по услуге Маркетинг на аутсорсинг, кто-то нанимает сотрудников по отдельности и на каждого составляет свой договор. В первом случае мы включаем свой небольшой процент и берем на себя все вопросы по выплатам сотрудникам. Это клиенту удобнее и выгоднее, чем подписываться со всеми напрямую и обеспечивать все платежи.

С учетом текущей ситуации в бизнесе, а также развития шеринг-экономики и работы на удаленке формат может получить свое развитие. Далеко не все профессионалы умеют легко находить клиентов на фриланс-проекты или работать в одиночку. Не все проекты могут набирать по отдельности различных специалистов и надеяться, что они совпадут по взглядам и быстро сработаются. И многие агентства точно не хотят расставаться с командой при кризисном оттоке клиентов и падении доходов, а затем набирать всех снова, как только пройдет шторм.

11
2 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Родителям таких ужасов лучше не рассказывать, конечно)))

Ответить