Обучение на эндорфинах: как гормоны счастья влияют на способность студентов усваивать знания

Хотите, чтобы студенты учились легко и с удовольствием? Узнайте, как правильно задействовать гормоны счастья в процессе обучения.

Как-то я проводил мастер-класс по теме вовлечённости в онлайн-обучении и мне пришла идея поделиться с вами несколькими важными наблюдениями о том, как «гормоны счастья» могут влиять на этот процесс. Сразу отмечу, что мы не будем углубляться в теорию, а лишь рассмотрим полезные тезисы, которые связывают гормоны и прогресс в обучении.

Источник: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/wp-content/uploads/2020/01/image2-14.png
Источник: https://blog.mann-ivanov-ferber.ru/wp-content/uploads/2020/01/image2-14.png

Дофамин

Некоторые исследования (например Fiorillo, Tobler & Schultz, 2003 или Waelti, Dickinson & Schultz, 2001) показывают, что дофамин играет решающую роль, когда учащемуся необходимо достичь каких-либо результатов.

Когда студент получает неожиданное вознаграждение, то активируются дофаминовые нейроны. Если учащийся получает достаточное вознаграждение за определенное действие, дофаминовая реакция смещается и возникает сразу после действия, за которое он получил вознаграждение, а не тогда, когда получает само вознаграждение.

Рекомендация

Если вы будете регулярно вознаграждать учащихся, например, за прохождение каждого модуля обучения, то они научатся ассоциировать обучение с положительными чувствами, так как это будет вызывать удовольствие (выработку дофамина). Именно поэтому, кстати, в геймификации поощряется постоянная тяга к открытиям и наградам.

Серотонин

Данный гормон регулирует общее настроение учащегося, а также влияет на его эмоционально-волевую сферу, что играет важную роль в поддержании уровня вовлеченности. Кстати, серотонин не только помогает с вовлеченностью, он также влияет в целом на обучение и память.

Рекомендация

При проектировании образовательной среды не забывайте про создание положительного эмоционального климата, причём как среди учащихся, так и среди преподавателей/спикеров, так как это способствует дополнительной выработке серотонина. Положительный эмоциональный климат поддерживается дискуссиями в чатах, публичной похвалой учащихся, рейтинговыми досками, нетворкингом и т.д. Также убедитесь в том, что ваша учебная программа связана с потребностями целевой аудитории. Ведь гормоны тесно связаны с удовлетворением потребностей, а для этого обучение должны быть привязано к внутренним мотивам.

Эндорфин

Существует подтверждённая гипотеза о том, что мы учимся лучше, когда находимся в хорошем настроении. Дофамин как нейромедиатор отвечает за формирование мотивации, чувство удовольствия и эмоциональные реакции учащегося.

Рекомендация

В обучении иногда важно использовать уместный юмор. Именно смех стимулирует мозг к выработке эндорфинов, которые помогают учащимся вовлекаться в образовательный процесс. Причём юмор в обучении уместнее всего использовать в паузах или перерывах.

Окситоцин

Данный гормон играет важную роль в регуляции социального поведения и участвует во множестве когнитивных процессов человека в социальной сфере, включая процессы памяти. Данный гормон высвобождается, когда, например, учащийся находит социальную поддержку во время обучения.

Рекомендация

Задействуйте модель мотивации SSDL (The Staged Self-Directed Learning) во время картирования пути студента, это позволит регулярно поддерживать учащегося и создаст для него атмосферу социального присутствия, что стимулирует выработку окситоцина.

Вот и вся информация, которой я хотел с вами поделиться о «гормонах счастья» и обучении. Поделитесь своими впечатлениями о гормонах и их влиянии на обучение в комментариях к статье 👇🏼

Приходите на мой канал «Лаборатория онлайн-обучения» — первый научно-популярный канал об онлайн-образовании!

На канале:

• Собрана мощная база знаний как для начинающих специалистов, так и для опытных представителей сферы образования.

• Проводятся образовательные эфиры по разным темам.

• Работает Креативная мастерская «ФреймЛаб» по разработке и внедрению методических фреймворков, которые помогают специалистам решать реальные задачи при создании обучения.

Подписывайтесь и убедитесь в его пользе!

📖 Источники

Christopher D. Fiorillo, Philippe N. Tobler, Schultz W. «Discrete coding of reward probability and uncertainty by dopamine neurons»

Alfredo Meneses, Gustavo Liy-Salmeron «Serotonin and emotion, learning and memory»

Rose S.R., Orlowski J. «Review of research on endorphins and learning»

Zoltán Sarnyaia, Gábor L. Kovácsb «Oxytocin in learning and addiction: From early discoveries to the present»

22
1 комментарий

Спасибо, полезная информация!

Ответить