Какой бизнес открыть на 1-2 миллиона рублей?

Всем привет! Меня зовут Вера Берк и я владелица торговой точки по франшизе. Сегодня хочу написать, как так вышло, что я вообще купила франшизу, почему именно франшизу и как оно пошло-поехало (и до сих пор едет!).

Какой бизнес открыть на 1-2 миллиона рублей?

В 2021 году у меня родилась дочка, я ушла в декрет и денег как-то не стало. У меня большой опыт в бизнесе, но с 2019 года я работала в найме, так как мой собственный бизнес в очередной раз прогорел. Ну и ничего такого, побеждает не тот, у кого сразу все получается, а кто пробует снова и снова. Я боевая, меня неудачи не останавливают. По статистике, кстати, каждый успешный предприниматель прогорел не меньше трех раз, прежде чем раскрутиться. Ну и у меня получилось также. Но в тот момент, в 19-м году я устала и ушла в найм. Не только прогорела, но и перегорела. Но декретные были такие мизерные… Не буду вдаваться в подробности, ну, просто денег было мало, и потом, помнила я, как это, когда свои деньги крутятся, доход нормальный… Еще и в этом бесконечном дне сурка с маленьким ребенком хотелось драйва какого-то, энергии вот этой предпринимательской, свое дело делать, ездить, договариваться, решать, с людьми общаться классными, что-то создавать! Это прям кайф для меня. В общем, я заскучала и постепенно додумалась, что пора опять своим делом заняться. Но каким? Это был вопрос.

До этого я уже открывала кафе, потом компанию по организации киберспортивных буткемпов, потом торговала на Вайлдберриз кормами для животных и домашним декором. Но, как я уже сказала, все три дела прогорели. Даже не так - кафе прогорело (оно было первое, понятно, отсутствие опыта), буткемп я перепродала, так как устала от него и дела в нем шли ни шатко ни валко, а Вайлдберриз из меня просто высосал все силы, честно скажу. Дело хорошо шло, но мне кажется, я как раз выгорела в какой-то момент и все. И ушла в найм. И вот сижу я на кухне, думаю, пока ребенок спит, и задаюсь вопросом - а почему я, собственно, ушла в найм? От чего я так устала? Потому что я понимала, что заводить еще один бизнес с тем же результатом идея плохая - пойдет хорошо, а я брошу? Ну уж нет. Так почему я бросаю все время? И навалились воспоминания… И как партнер меня подставил в самом начале, и как подрядчики накалывали, и как приходилось с производствами связываться с совершенно разными, душу из них вытряхивать, или они из меня ее вытряхивали. И был в этом вкус победы, когда все получалось и сходилось, но было и очень много потерянного ресурса, и слитых денег. И, конечно, много риска. В 2015-м году я помню, я столько банку задолжала, что вплоть до найма потом выплачивала, такие долги на мне висели, чуть квартиру продавать не пришлось (но не пришлось, слава богу). В общем, я поняла, что хотелось бы как-то этих рисков избежать по возможности.

Еще, конечно, сильно утомительно каждый раз собирать команду и заново обучать. Людей подбирать, косяки исправлять, все время за ними следить. Пока найдешь подходящего, трех сменишь, на них времени и зарплат столько потеряешь… Да, есть те, кто со мной прошел и огонь, и воду, и медные трубы, но и у них уже свои планы - кто-то в собственный бизнес ушел, кто-то в найме себя хорошо чувствует, ну а кто-то со мной готов и дальше работать, но таких прямо мало, на бизнес не хватит, все равно найм, собеседования, бизнес-процессы, процедуры, на колу висит мочало, начинай сначала.

В общем, смотрела я думала, и вдруг увидела рекламу франшизы. По-моему, это была франшиза какой-то кофе-точки самообслуживания, типа, вендинговых автоматов, которые в “Пятерочке” ставят или на железнодорожных станциях. Кофе-точка мне, конечно, нафиг была не нужна, с нее прибыли мало, но меня зацепило слово “франшиза”. Думаю, а почему я никогда их не рассматривала? Сижу, смотрю один ютуб-канал, другой, открыла Бизменсменс.ру, и давай во франшизах ковыряться, отзывы читать, потом пошла статьи искать в интернете, как это работает, какие бывают условия, как определить хорошая франшиза, или так себе, какие риски. И поняла, что франшиза идеально подходит под мои требования. Потому что смотрите:

1) хорошая управляющая компания снимает с тебя финансовые риски. Как именно? У нее должен быть финансовый план для точки партнера, желательно индивидуально под вас, вложения во франшизу меньше, чем в собственный бизнес и ты не рискуешь остаться в долгах банку;

2) у хорошей управляющей компании есть налаженные контакты с производителями и поставщиками, не надо искать самостоятельно, вычитывать договоры, искать с лупой подозрительный мелкий шрифт. Вместо этого товар тебе поставляют гарантировано от управляющей компании (то есть ты работаешь не с пятью-десятью разными поставщиками, а как бы по системе одного окна, а как там УК договаривается с производителями это ее дело) и одинакового качества - это ли не праздник?

3) хорошая управляющая компания помогает с юридическими вопросами - открытие ИП или даже ООО, заключение договоров на аренду и любые другие вопросы, которые могут появиться (и всегда появляются) у менее опытных франчайзи;

4) кстати, об аренде - хорошая управляющая компания помогает с поиском места под аренду, что бы вы ни открывали - ресторан, кафе, магазин повседневных товаров, а лучшие из них еще и ведут сами переговоры с администрацией торговых центров или владельцами помещений;

5) еще хорошая управляющая компания имеет системы обучения как собственных франчайзи, так и их персонала.

Это пять основных столпов, гарантирующие тебе, что вести бизнес будет легче, чем делать это в одиночку. К тому же франшиза - идеальное вложение для тех, у кого есть свободные средства, но их недостаточно для того, чтобы купить, скажем квартиру, а растрынькать не хочется. У меня как раз оставалась заначка около двух миллионов. Никуда особо не вложишь, проесть жалко, банкам не доверяю, а вторая машина мне была не нужна.

После того, как я определилась с тем, чего я хочу от управляющей компании, я начала раскидывать заявки и разговаривать с менеджерами. Ориентировалась на франшизы стоимостью от миллиона до двух. В эту категорию входили франшизы кофе-точек, аптек, небольших магазинов товаров повседневного спроса, пиццерий и хлебопекарен, парфюма, торговых точек в ТЦ, авторемонтных мастерских, прачечных и всякое подобное. Очень интересными для меня были франшизы кибер-спортивных клубов и кальянных, но они начинались от 5 миллионов, а это уже не моя история.

Дальше стала выбирать по условиям:

- наличие/отсутствие роялти;

- наличие/отсутствие паушального взноса;

- размеры и условия выплат этих двух параметров при их наличии;

- сроки окупаемости (тут я проверяла потом с партнерами, соответствует или нет правда тому, что заявлено на сайте и тому, что говорит менеджер);

- сравнивала наценку на товары, требовала предоставить мне фин-отчеты уже имеющихся франчайзи, добивалась телефонов действующих партнеров, чтобы позвонить и поговорить с ними…

С теми, с кем приходилось скандалить, чтобы получить контакты партнеров, сразу закрывала тему. С моей точки зрения, такие компании доверия не стоят. Если у вас все в порядке, то какая проблема дать мне возможность поговорить с теми, кто у вас уже работает в сети? Что такого ужасного они могут мне о вас рассказать? Ну а если вы продаете красивую сказку, то конечно.

Требовала телефоны я не зря. Мне очень понравилась одна парфюмерная франшиза (не буду говорить, какая, это не важно), у которых, по утверждению менеджера, не было ни роялти ни пауша. На сайте тоже красовалась эта прекрасная информация и так завлекательно! Паушальный взнос 0 руб., без роялти!!! Налетай, торопись, покупай живопись! Но когда я попросила контакты действующих партнеров, менеджер стушевался, начал мямлить, хотя говорил, что готов, да-да, прям пришлет в вацап, а позже в вацап посыпались отписки. Мол, знаете, мы должны у партнеров уточнить, они все такие занятые люди, а те, кто менее занят сейчас, тот некоммуникабельный и неконтактный, не любит, когда к нему лезут, а тот, с кем можно было бы пообщаться, сейчас в отпуске, уехал и вне доступа… В итоге, я просто поехала в ТЦ, в котором была эта точка, и сама нашла ее владельца. Оказалось, что и роялти и пауш присутствуют. Только пауш зашит в первоначальную сумму оплаты, а роялти оформлен, как ежемесячный маркетинговый взнос. Знаете, я не против платить маркетинговый взнос, я понимаю, зачем он нужен. Но я не люблю, когда мне врут и делают из меня дуру. Было там еще несколько моментов, всплывших в разговоре с хозяином точки, поэтому, поговорив с ним, я приняла для себя решение с этой франшизой не работать и продолжила искать.

В итоге, как ни забавно, но подходящая франшиза нашлась тоже в парфюмерной отрасли - и тут я смело назову имя компании, потому что зачем же такое сокровище скрывать )) Компания эта Parfum Oil. Сам бизнес представляет собой островок в торговом центре с масляным парфюмом, представлены реплики известных ароматов, плюс продают свечи, крема для тела, автопарфюм - в целом, набор для такого рода франшиз стандартный. Из нестандартного - европейские сертификаты качества (есть не у всех, или у кого есть, не у всех европейские), система управления магазином на телефоне, плюс еженедельные созвоны с партнером в конце недели по результатам работы магазина. Также по словам менеджера присутствовала система обучения в офлайне и в онлайне, причем, обе были обязательны для прохождения. Это меня порадовало, хотя кого-то другого могло и расстроить, мол, что значит обязательная? Типа, а если экзамены не сдам, не возьмете во франчайзи? и обязательно ли ехать к вам на обучение? Но для меня это был знак - если УК спрашивает со своих партнеров в самом начале и требует сдачи тестов на знание продукции, процедур заказа товаров, управления, маркетинговых акций, скриптов и прочего, значит, серьезно они к своему бизнесу относятся и не готовы работать с кем попало, лишь бы денег дали. К тому же, это означало, что для наемного персонала точек у них предусмотрена не менее серьезная система обучения, а это хорошо, это же, извините, они моих собственных продавцов будут обучать. А мне нужны хорошие продавцы.

Оставила заявку у них на сайте, в тот же день перезвонил менеджер, рассказал мне о франшизе, честно сказал - пауш и роялти есть, по остальным пунктам заверил меня, что УК и с администрацией ТЦ разговаривает, и сама подходящий торговый центр подбирает по 10 параметрам, и помогает с производством островка и вообще все шоколадно. Но я, как вы уже наверное, понимаете, не стала доверять словам менеджера, а поехала лично на их точку )) И осталась очень довольна! Во-первых, все, что сказал менеджер, оказалось правдой. Во-вторых, я понюхала разные ароматы и набрызгала на себя любимый Том Форд Tuscan Leather, который в итоге продержался на мне двое суток! Двое суток!!! Я не шучу. На мне оригинал так долго не держался, выветривался. В-третьих, продавцы на точке оказались очень приятными и хорошо обученными девочками. Я закидала их вопросами, на все ответили, и даже рассказали мне, почему, собственно, масляные духи держатся дольше, чем обычные из ЛЭтуаля. Я немного пожалела, что раньше не знала этого, тратила бы намного меньше денег на любимые ароматы. Но это уже лирика, а по факту после этого посещения я поняла, что готова подписывать договор. И через неделю подписала!

А что было дальше… Расскажу в следующий раз ;)

Если кому-то интересно посмотреть сайт франшизы - то вот он, милости просим к нашему шалашу, будем управлять точками вместе ))

2 комментария

Тема очень интересная, но вы немного неинтересно ее преподнесли, я буду ждать вторую часть, а вы напишите нам интереснее, договорились?

1
Ответить

Что именно хотите узнать более интересное? Первая моя статья на VC, пока разбираюсь в формате, так что если подскажете конкретнее, что именно и как писать, будет круто ))

Ответить