Learn Better: добавь смысла, найди связи и осознай ценность

Продолжаем рассказывать, что читаем и вам рекомендуем. В 2017 году Business Insider признал книгу Ульриха Бозера «Learn Better» лучшей книгой для усиления экспертности в любой области. В марте 2020 года Альпина Паблишер выпустила русский перевод. Училась учиться и составляла обзор Татьяна Одинцова, редактор блога Selectel на vc.ru.

Как научиться учиться: Навыки осознанного усвоения знаний/ Ульрих Бозер; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2020.

Learn Better: добавь смысла, найди связи и осознай ценность

Обратная сторона автора

В отчете школьный психолог назвал четвероклассника Ульриха Бозера «незаинтересованным», «невнимательным», «отвлекающимся». В детстве Бозера и правда считали отстающим: он с трудом концентрировался на школьных уроках. Однако спустя годы, Бозеру не только удалось понять принципы обучения на себе, но благодаря большому исследованию, изложить знания в книге. «Learn Better» имела большой успех в США в 2017 году: Amazon назвал ее «лучшей научной книгой года». Реакция читателей показала автору важность и значимость поднятой темы. Через год Бозер основал The Learning Agency для помощи людям и организациям комплексно использовать возможности обучения. Сегодня у агентства несколько значимых партнеров и клиентов, включая Фонд Билла и Мелинды Гейтс.

Упражнение 1.

Одна из техник, которую рекомендовал Бозер — поиск смысла в процессе обучения. Поиск смысла выглядит как вопросы к себе. Поинтересуйтесь у себя прямо сейчас:

— Какой ценностью обладает для меня этот обзор? Зачем я его читаю?

— Как связать данные об обучении с моей жизнью? Чему я хочу научиться?

— Где я буду использовать эти приемы?

Осмысленные ответы упростят восприятие и помогут увеличить читательский KPI.

Шестиэтажная основа обучения

В русском переводе книга издана под названием: «Как научиться учиться. Навыки осознанного усвоения знаний». Научно-популярный труд состоит из 6 отдельных глав: ценности, цель, развитие, расширение, взаимосвязи, переосмысление.

Главы словно этажи здания: основательно и полно раскрывают суть и смысл каждого подхода. Однако только все шесть вместе составляют единое целое. Главы наполнены кирпичиками: фактами, экспериментами, исследованиями, шутками, отсылками к настоящему, прошлому и будущему. Испытавший схожие сложности автор прекрасно понимает боли аудитории, не учит ее строго и безапелляционно.

Бозер помогает читателям глубже уяснить теорию, закручивая параллельно с основной историей, побочный сюжет с контрольными вопросами в отдельных блоках. С точки зрения чтения, процесс идет так: взгляд цепляется за блоки-вопросы, а мозг ищет ответы в прочитанном, непроизвольно заново вспоминая изученное.

Писатель говорит с нами на одном языке и с адекватными по случаю примерами. Что стоит этот: во время разговора о ценности в процессе обучения, он разбирает неожиданный успех игры Minecraft.

Поклонники Minecraft из <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fslc.tl%2FlEJjL&postId=131113" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Selectel</a> построили в игре виртуальный дата-центр — аналог здания ДЦ «Цветочная 2» в Санкт-Петербурге.
Поклонники Minecraft из Selectel построили в игре виртуальный дата-центр — аналог здания ДЦ «Цветочная 2» в Санкт-Петербурге.

Когда игра вышла, кроме Маркуса Перссона почти никто в нее не верил: инвесторы отказывались вкладывать средства. Сегодня у игры сотни миллионов поклонников по всему миру. А компанию-разработчика Mojang у Перссона купил Microsoft за 2,5 млрд $. По мнению Бозера, успех игры в возможности каждому создать что-то важное лично для него. В дальнейшем из книги мы узнаем, как личные ценности и цели определяют успех в любом деле.

Осознанный анализ процессов

Книга Бозера для неторопливого и вдумчивого чтения. Несколько раз вам точно захочется отложить ее в сторону и поразмыслить, что хотел сказать автор и как это применить?

С каждой главой мы глубже проваливаемся в лабиринты разума и проникаемся осознанностью. Но аккуратно и деликатно. Бозер не кричит нам об осознанности, а подводит к ней мягко, бережно. Он не говорит научным языком, а доступно излагает научную теорию.

Учение — поступательное движение вперед. Мы прогрессируем эмоционально и, обретая больше понимания, чувствуем большую уверенность.

Ульрих Бозер, Автор книги «Как научиться учиться»

Он вспоминает интервью нобелевского лауреата Даниэля Канемана, где ученый называет главный человеческий бич — самоуверенность. Оказывается, именно это чувство часто тормозит нас в обучении, когда мы, заблуждаясь, считаем свой ум, внешность и профессионализм выше среднего.

Бозер дает много рекомендаций, все они четкие, целенаправленные и с примерами. Ему хочется верить и действовать. Так автор рекомендует начинать любой процесс обучения: от дизайна до бухгалтерских курсов, — с осознания значимости. В процессе изучения вы пройдете несколько стадий: ситуативный поверхностный интерес, интерес к теме, осознание ценности темы. Дальше уже сможете связывать полученные знания, опыт с другими областями и известными вам сферами.

Один из методов систематизации знаний, о которых говорит Бозер, — визуальный. Прием с рвением исследовал кембриджский ученый в конце 19 века — Джон Венн. Из всех наук Венн выделял логику. Он взял силлогизм: Все люди смертны. Сократ — человек. Значит, Сократ смертен. В своей книге 1881 года использовал круги для его интерпретации. Диаграмма Венна демонстрирует, что способность к запоминанию выше при визуализации.

Диаграмма Венна, иллюстрирующая силлогизм: Все люди смертны. Сократ — человек. Значит, Сократ смертен.
Диаграмма Венна, иллюстрирующая силлогизм: Все люди смертны. Сократ — человек. Значит, Сократ смертен.

Говорить о ценности аналогий излишне: прием прекрасно известен бизнесменам, когда все сложное и непонятное проще связать со знакомым. Так происходит повсеместно в Uber-экономике.

Еще один инструмент — мнемоника. Она легко объединяет старые и новые знания. Почему прием работает? Бозер считает, что действует принцип «знания — к знаниям»: если есть фундамент, начинайте строить здание. Так выглядит классический мнемонический прием для запоминания расположение планет: «Мама варит земляничный морс, а юный сын уже не плачет,» — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Несмотря на несвязанность мамы/ сына с Солнечной системой, мы быстро усваиваем связь и запоминаем порядок.

Выступление Ульриха Бозера на TED Talks с докладом How To Learn Better.

Писатель выделяет необходимость фиксировать ошибки и анализировать их. Для самомониторинга можно завести дневник наблюдений. Автор таким образом повышал писательское мастерство: заносил в отдельную тетрадь ошибки и помечал, как их избежать в будущем.

В особую когорту ценностей Бозер помещает трудности. Они должны быть. Нет легкого пути к новым знаниям, — мы усваиваем меньше, когда предмет видится простым. Автор считает, что: «Ожидание трудностей — очень важный момент обучения, логическое продолжение понятия самоэффективности».

Еще важный момент. По мнению Бозера поиск смысла — наше естественное состояние: «...поиск подобен пище и сну, сексу и любви — этот тип поведения встроен в нашу ДНК». Этот «ген» объясняет интернет-серфинг и зависание на случайных статьях в Википедии. Так внутренняя поисковая система требует подпитки.

Упражнение 2.

Бозер предлагает читателям всегда искать внутреннюю логику процессов. И, прежде, чем двигаться дальше в обучении, записывать все известное до настоящего момента. Это упражнение укрепляет знания, оттачивает способность связывать факты в цепочку.

Попробуйте метод прямо сейчас. Зафиксируйте все, что узнали нового об обучении: прием поможет закрепить знания и быстрее связать их с реальной жизнью.

(не)критикуя это

Книга скрупулезно выстроена из фактов, упражнений и рекомендаций. В рецензиях труд часто хвалят за это. Автор рассказывает, что в письмах читатели делятся с ним открытиями. Профессор из Wake Technical Community College, Тед Мейнард, даже составил отчет для коллег в колледже, где описал способы улучшения преподавание в учебном заведении. А один прочитавший книгу писатель изготовил по ней карточки для квиза.

В русскоязычных обзорах труд порой ругают за уход с главной темы и сбивчивость повествования. Есть и несогласные с объемом произведения, голосующие за краткость. Но в этом, возможно, главная фича книги — объяснить простое немного сложнее. Бозер уже довел до нас идею, что преодолевая сложности, мы лучше усваиваем важное и ответственнее относимся к изученному.

«Как научиться учиться» подойдет для обновления уже существующей информации об обучении. Все мы привыкаем к определенным паттернам поведения и не всегда удачным. Мы сталкиваемся с ними в разные моменты жизни: когда запускаем стартап, изучаем новый язык или пробуем готовить новые блюда молекулярной кухни. Автор внушает нам надежду и говорит, что нет природных неспособностей, есть только отсутствие правильных шагов. И сделать эти шаги под силу каждому из нас.

Понравился обзор?

Подписывайтесь и следите за обновлениями в блоге Selectel.

Читайте также:

Пейте кофе в душе. Все важное о режиме гения — обзор книги Мейсона Карри, рассказывающей о ежедневных ритуалах известных и знаменитых людей.

1818
3 комментария

Диаграмма Венна, иллюстрирующая силлогизм: Все люди смертны. Сократ — человек. Значит, Сократ смертен.

Неправильная картинка же? Чтобы иллюстрировать это утверждение, должно быть так: большой кружок - смертные, в нём кружок поменьше - люди, в маленьком кружке точка - Сократ. Кто не смог научится рисовать диаграммы: автор статьи, издатель, Венн или Бозер?

2
Ответить

Сергей, спасибо, что заметили! Эта диаграмма из книги, ее приводит в пример русское издание. С одной стороны, да, я с вами согласна, можно изобразить тремя кругами, помещенными внутрь друг друга. Или у меня есть версия, что здесь просто другая интерпретация. И смысл в том, чтобы каждую единицу силлогизма для наглядности показывать множеством в виде круга. Может, это традиция 19 века. Вообще, интересный вопрос. 

2
Ответить

Спасибо за обзор! 

2
Ответить