Корпоративная бойня. Как выжить на работе?

Вы когда-нибудь были свидетелем увольнения коллеги одним днем без внятного объяснения причины? Или, наоборот, внезапного повышения кого-то, кто на ваш (может быть не только ваш) взгляд этого не заслуживает? Приходилось ли вам участвовать в битве между отделами или топ-менеджерами?

Скорее всего ответ - да. Подковерные игры - это норма современной корпоративной жизни, но осознаете ли вы свою роль внутри этой игры? Здесь все делятся на две категории: те, КТО играет, и те, КЕМ играют. Мало кому удается оставаться в стороне. И если вы не можете причислить себя к первым, то скорее всего вы находитесь среди вторых…

Корпоративная бойня. Как выжить на работе?

Как обычно, все начинается хорошо…

На старте карьеры, мы преисполнены желанием работать, приносить пользу компании и достигать рабочих результатов. Кажется, чем больше работы я сделаю, чем лучше результат я покажу, тем быстрее меня повысят, тем больше денег заплатит работодатель. Но, со временем, все более отчетливо становится ясно, что карьера внутри корпорации зависит не только от объема и качества выполняемой работы. Есть еще что-то. Какие-то невидимые стены, неосязаемые барьеры, построенные корпоративной культурой, неформальными правилами и взаимоотношениями внутри компании. Успешные карьеристы быстро осознают, что умение ориентироваться и правильно себя позиционировать в этой запутанной системе правил и взаимоотношений - не менее важно, чем хорошо работать свою работу.

Расскажу вам историю одного из моих знакомых. Его зовут Вася и раньше он работал инженером-электриком на заводе. У него была мечта - построить карьеру в ИТ и ему даже удалось сделать первый шаг. Подвернулся возможность “войти в ИТ” без профильного образования и опыта на невысокую стартовую позицию. Вася принял твердое решение плотно заняться своей карьерой и развитием. Ради этой цели он высвободил почти все свое свободное время: отказался от компьютерных игр, перестал “зависать” с друзьями. На работе он “пахал как проклятый” за двоих, а свободное время посвятил самообразованию.

Только одного Вася не учел. Он не знал про существование тех самых невидимых стен. Да и откуда он мог про них узнать? Работящий парень с завода не был искушен в корпоративных играх. Очень скоро он попал в одну из таких игр, хотя сам этого не понимал. Надо ли говорить, что его ждал оглушительный провал, который чуть было не похоронил его карьеру и полностью не отбил желание двигаться вперед?

Почему так получается?

К Васе мы еще вернемся, сейчас давайте разберем откуда эти игры вообще берутся? Во-первых, это абсолютно нормально. Так было всегда и так будет всегда, где есть живые люди. У всех есть свои личные интересы, они могут вступать в конфликт с личными интересами других людей. Во-вторых, любая компания - это живой организм, который может чувствовать себя по-разному. Иногда он болеет, его лихорадит. Часто болезнь обостряет противоречия внутри компании и появляются противоборствующие стороны и лагеря, сражающиеся за выживание.

Если вы карьерист, то неизбежно, рано или поздно (скорее всего рано), попадете в корпоративный водоворот, в какую-то “игру”, правила которой вам никто объяснять не будет. И ваша задача закончить эту игру с положительным счетом для себя. Или хотя бы сыграть в ноль, если вас засосало в “Джуманджи” без вашего желания. Стать тем, кто играет, и не быть пешкой в чьей-то партии.

В какой момент начинается “игра”? Начинается она, когда у нескольких сторон появляются личные цели, которые друг другу противоречат. То есть, своих целей может достичь кто-то один (или одна команда). Классические примеры:

  • конкуренция коллег за новую должность
  • игра “найти козла отпущения” после неудачного проекта
  • “все что есть хорошего сделали мы, все неудачи - вина других”

Пустые корпоративные сплетни, перемалывание костей в курилке и прочие офисные развлечения к этому списку не относятся, потому что у них нет никакой конкретной цели, кроме как скоротать рабочее время. К сожалению, бывают и обратные случаи, когда игроки для достижения своих целей заходят слишком далеко. Иногда, такие игры доводят людей до больницы. Крайние проявления мы рассматривать не будем, и участвовать в подобном никому не советую. Я призываю всех, в первую очередь, руководствоваться общепринятыми моральными принципами, деловой этикой и здравым смыслом.

Тогда какие есть допустимые способы повысить свою выживаемость и выйти победителем в корпоративной бойне?

Первое и главное условие - вы должны хорошо делать свою работу. Это не значит, что вы все должны делать безупречно. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но в вашей пользе для компании не должно быть никаких сомнений. Никто не любит интриганов, которые 100% своего рабочего времени посвящают только подковерной возне. Как правило, долгосрочный успех их не ждет.

Этот пункт Вася выполнял с запасом. Он быстро осваивался в новой для себя области. Ему поручали выполнение все более сложных и интересных задач. В какой-то момент он осознал, что делает больше чем все его коллеги. Однако, к его удивлению, никто не спешил повышать его в должности или значительно увеличивать его зарплату.

«Останется только один»

Корпоративная бойня. Как выжить на работе?

В новой компании рядом с Васей работал коллега, молодой парень, которого Вася почти сразу невзлюбил. Коллега казался ему “болтуном”, который слишком много времени тратит на “пустые разговоры, а мог бы больше работать”. Причем “болтун” не стеснял себя общением только с сотрудниками своего уровня, вполне мог поддержать беседу с руководителями. На “молодого выскочку” Вася предпочитал не обращать внимания, а все больше фокусировался на своей работе и задачах.

В один прекрасный день у Васи появилась отличная возможность - освободилась руководящая позиция, на которую он мог претендовать. Он удвоил свои старания, его расчет был прежним: чем больше я работы сделаю = тем скорее меня заметят и повысят.

Каково же было его изумление и негодование, когда новую должность получил тот самый “болтун и выскочка”. Васю распирало от злости, он готов был рвать волосы на голове, такое решение казалось ему несправедливым. В его картине мира виноваты были все: руководители, коллеги, “выскочка”. Все, но только не он сам, ведь он честно и добросовестно выполнял свою работу.

У нас состоялся такой диалог:

- Что ты сделал для того, чтобы тебя повысили?

- Я много работал! Работал больше чем все!

- Это хорошо! Ты доказал свою ценность в текущей должности, а ты обсуждал с кем-то свои амбиции?

- Нет

- Ты обсуждал свое возможное повышение с руководителем?

- Нет

- Спрашивал его: ”Почему повысили не тебя?”

- Он сказал, что я хорошо выполняю свою текущую работу и он дорожит таким сотрудником

Какую ошибку он совершил? Не заявлял о своих амбициях и ни с кем не обсуждал свое повышение. Ищите ситуативных союзников. Коллег, которые разделяют вашу позицию и готовы занять вашу сторону в игре. Нетворк внутри компании - это важнейшая составляющая успешного развития карьеры. Общайтесь с как можно большим количеством ваших коллег на всех уровнях и должностях. Я говорю именно о неформальном общении (в коридоре, за обедом, по телефону), а не о взаимодействие в рамках рабочих процессов. В таком разговоре вы можете получить ценную для вас информацию, заручиться поддержкой, заключить с ним неформальное соглашение.

Вы участвуете в конкуренции за новую должность. Скорее всего руководитель, принимающий решение о назначении, будет советоваться с кем-то из вашего рабочего окружения по поводу выбора в вашу пользу. Поговорите тет-а-тет с человеком, который потенциально влияет на принятие решения. Подумайте, что вы можете предложить в новой роли, чтобы ему было выгодно рекомендовать именно вас. А главное, не забудьте обсудить ваше повышение с вашим руководителем.

Как еще можно увеличить шансы? Мало хорошо делать много работы, нужно чтобы про это ВСЕ ЗНАЛИ. Прокачивайте свою репутацию (“визибилити”) в компании. Хорошая репутация работает как общий иммунитет во всех подковерных играх. К вам будет липнуть меньше проблем, у коллег будет меньше желания с вами конфликтовать, вы будете на хорошем счету у топов. Учитесь презентовать результаты своей работы, рассказывать о своих достижениях. Если вы сделали что-то важное для компании, но никто про это не знает - нужно самому про это рассказывать.

Участвуйте в значимых для компании проектах, берите на себя ответственность, проявляйте инициативу. Когда коллега слышит ваше имя, у него не должно быть мысли: ”Кто это такой вообще? Чем он занимается?”. В его голове должно звучать:”Ааа, это тот самый парень, который делает то-то, отвечает за это и участвует в таком-то проекте”.

У Васи не было проблем с навешиванием на себя ответственности, но про его работу и амбиции мало кто знал. Кто везет на том и едут. Именно этой “пустой болтовней”, которой не хотел заниматься Вася, “выскочка” набирал себе очки в конкуренции за новую должность.

Осознание

Из компании Вася принял решение уйти, поражение сильно задело эго. Ему тяжело было оставаться на своем месте и каждый день смотреть в глаза “болтуну”, который просто своим присутствием напоминал о Васином провале.

Зато эта неудача запустила процесс осознания, и Вася начал различать те самые невидимые стены и барьеры, которые он до этого просто игнорировал.

Он устроился на новую работу, на аналогичную его текущей должности позицию. Начал строить свою карьеру заново, но уже обладая пониманием того, как правильно себя продвигать. Работал он все также добросовестно, но теперь знал про важность прокачки своего личного бренда внутри компании.

Примерно через полгода он получил повышение на руководящую должность.

Какие еще советы помогут ему продолжить строить свою карьеру?

Не давайте волю эмоциям, сохраняйте холодную голову, соблюдайте корпоративные нормы, правила, этику. Никогда публично не переходите на личности. Это правило актуально для конфликтных игр. Когда начинается разбор полетов, например, игра “найти козла отпущения”, обстановка часто накаляется, повышается градус общения. Летят взаимные обвинения, упреки, противоборствующие стороны указывают на чужие недостатки. В такой обстановке важно сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации. Тот, кто брызжет слюной, переходит на оскорбления, с пеной у рта доказывает свою правоту, всегда выглядит проигрышно на фоне рассудительного человека, который спокойно и уверенно приводит аргументы в свою пользу. Причем аргументы эмоционирующего могут быть объективно сильнее, но он сам их обесценивает некорректным поведением.

Отстаивайте свою позицию, но делайте это хладнокровно.

Эскалируйте, вовлекайте в игру руководителей. Постройте с ними продуктивные взаимоотношения, покажите им свою ценность. Тогда для вас откроется опция привлекать их к решению проблем вашего уровня. Конфликты, которые вы не можете потушить самостоятельно, часто можно решить за 5 минут уровнем выше. Причем это не обязательно может быть только ваш непосредственный руководитель. Вам никто не запрещает общаться с руководителями других подразделений, выстраивать взаимоотношения с ними и приходить к ним с просьбой или предложением.

Например, кто-то из коллег пытается обесценить вашу работу. Приписать все заслуги себе, а ошибки списать на вас. Самостоятельно договориться с ним вы не можете, на контакт он не идет. Поднимите эту проблему наверх, донесите ее значение до вашего руководителя. Он будет заинтересован в ее решении, так как дискредитация вашей работы - это в том числе и удар по нему. Он обсудит ситуации с руководителем вашего противника, ему ”надают по шапке”. Проблема исчезнет.

Для того чтобы построить успешную карьеру мало просто хорошо работать, еще нужно сделать так, чтобы про это узнали и ценили. Компания должна явно видеть, что, потеряв вас как сотрудника, она получит значимый ущерб, который тяжело будет восполнить. Сформировать такое понимание - это ваша задача, потом вы будете монетизировать это положение и продвигаться вверх по карьерной лестнице. И не забывайте заявлять о себе и своих амбициях!

Корпоративная бойня. Как выжить на работе?

А что можно почитать?

«Игры, в которые играют люди», Эрик Берн

Одна из самых известных книг по психологии. Про людей и взаимодействия между людьми.

«Нетворкинг для разведчиков. Как извлечь пользу из любого знакомства», Елена Вавилова, Андрей Безруков

Системно про нетворк от профессиональных разведчиков.

“Лестница в небо. Диалоги о власти, карьере и мировой элите”, М. Хазин

Практическое пособие для карьеристов с множеством жизненных примеров.

“Государь”, Н. Макиавелли

Темная сторона борьбы за власть и влияние. Но “белые и пушистые” до самого верха, как правило, не добираются.

«Двенадцать стульев», Ильф и Петров

Для любителей художественной литературы. Остап Бендер - идеальный пример целеустремленного человека с позитивным мышлением, способного вывернуть любую ситуацию в свою пользу.

Еще больше интересного контента в моем Телеграм-канале!

11
1 комментарий

корпоративная среда -это весь сложный процесс , в котором нужно учиться существовать методом проб и ошибок