🏞 Как вести ландшафтную аналитику без психологической базы

Привет! Меня зовут Екатерина Рассказова – я тренер творческих состояний, географ, социальный художник. И в этой статье я хочу рассказать, как я ездила на практику в Жигулёвских горах и осваивала метод ландшафтной аналитики(ЛА). Такой немного наивный рассказ со всеми успехами и провалами настоящего новичка.

Прежде всего краткое пояснение о методе: Ландшафтная аналитика – метод групповой и индивидуальный работы в условиях природной среды, позволяющий решать терапевтические, образовательные, развивающие, командоформирующие и другие задачи.

Важной задачей для меня было ответить себе на вопрос «Как могу веси ЛА именно я?!». Меня беспокоил тот факт, что изначально метод был предложен как метод групповой психологической работы, а я не имею психологического образования (только большой интерес в этой области и несколько лет личной терапии). У меня было ощущение, что я не смогу дать клиенту такой же качественный результат, как специалист с психологической базой. Давайте вместе посмотрим, как я находила ответ на важный для меня вопрос.

Практика стала для меня важным опытом. Первый день я была в роли клиента и почувствовала на себе как проходит 5 часовой поход-путешествие с методом ЛА. Было пережито много эмоций, связанных с ландшафтом. Мне особо запомнилось несколько моментов: как во время бури летели ветки с огромного старого дерева, как волновался словно море степной ковыль и как туман медленно стекал по горе, найдя свой исток в ледяной пещере. А я исследовала свою высокочувствительность и позволила себе пройтись туда, куда никто не пошёл.

Второй день был не менее важным – ведь мы объединились в пары и тройки и начали составлять свои маршруты. Тут началась масштабная генерация идей. В нашей тройке была тема ресурсов. Очень мне знакомая – я рассматривала её с разных сторон – создавала тренинги и мастер-майнды, а здесь удалось рассмотреть её ещё и с позиции ландшафтного аналитика. Мы находили разные объекты и рассуждали как можно через этот объект поговорить о теме ресурсов. Вот несколько интересных объектов на мой взгляд, которые нам удалось обнаружить:

🏞 Как вести ландшафтную аналитику без психологической базы

1) Лужа грязи как объект, перегородивший дорогу к своей цели. Мы прошли через неё сами – каждая по-разному. Нас зацепил этот объект, и мы придумали множество вопросов как с ним поработать: «Что ты будешь делать? Пойдёшь напролом? Будешь обходить? Или вообще развернёшься и выберешь другую дорогу? Тут мы можем посмотреть свою реакцию – как мы действуем в обычной жизни. Где и в чём это может проявляться? А разрешаешь ли ты себе вернуться? Мешает это или нет? А достаточно ли у тебя ресурсов, чтобы дойти до своей цели? Или может нужно поднакопить и вернуться позже? С резиновыми сапогами или в хорошую погоду, когда лужа подсохнет?»

🏞 Как вести ландшафтную аналитику без психологической базы

2) Мыс, с которого открывается вид на озеро и небольшой отток. Я захотела поработать с группой именно с этим объектом и рассказать про систему как устроено озеро - что у него есть притоки и оттоки. И предложить группе поразмышлять: «Если бы озеро было вашим озером ресурсов, то подумайте – чем вы его наполняете? Какие притоки и ключики себе организовываете? Достаточно ли их? Что может быть таким притоком ресурсов для вас? Что вас наполняет? А теперь подумайте куда вы перенаправляете свои ресурсы? Что может быть оттоком для вас? Отдаёте ли вы слишком много, что ваше озеро мелеет? Как расставляете приоритеты? Или может быть отдаёте слишком мало? Не заболачивается ли ваше озеро? Достаточный ли там водообмен (или энергообмен как в нашем случае)?»

🏞 Как вести ландшафтную аналитику без психологической базы

3) Дрова как ресурс в прямом смысле. Мы возвращались с маршрута и на обратном пути наткнулись на кучу дров с которой захотелось тоже по взаимодействовать. Дрова - то, чем люди топят баню, чтобы помыться или топят печь, чтобы приготовить себе хлеб. Мы планировали спросить участников: «А какой ресурс тебе важен именно сейчас? Подойти и взять дрова в руки, пощупать этот ресурс, может отломить себе кусочек в дорогу? В мире очень много ресурсов, которые можно встретить порой валяющимися на дороге - бери и иди. Видишь ли ты ресурсы, которые есть рядом с тобой? Где ты можешь добыть ресурс в своей жизни?»

Мне понравилось выбирать объекты для маршрутов и придумывать вопросы! Я прямо почувствовала, как включилось креативное мышление, и я находилась в состоянии генератора идей. В этот день нам необходимо было также наметить и продумать наш маршрут и, преодолев некие разногласия в команде, мы это сделали!

Третий день был ключевым – мы отправились в своё первое путешествие как настоящие ландшафтные аналитики, ведя группу в 10 человек. Конечно, на практике всё пошло совершенно иначе. Не совсем так, как мы планировали. Где-то мы терялись, где-то мы были блистательны. Из намеченных объектов, которые мне особо понравились, мы поработали с двумя – с лужей и с мысом. Несколько раз наша группа разделялась (благо ведущих было 3 человека и у нас была эта возможность), потом собиралась заново и продолжала путь. В итоге мы прошли следующий маршрут: лужа - перекресток - река и дерево - мыс - поле. Все объекты были отличные, а хочу рассказать про те два, о которых говорила выше.

🏞 Как вести ландшафтную аналитику без психологической базы

Вот что мне понравилось и как на практике для меня чувствовался объект лужа: чёткой инструкции для участников мы не дали и начался хаос: часть людей пошла вперёд напролом, часть стала обходить с краю, а некоторые люди пошли вместе с нашей коллегой Марией в обход. Мария работала с ними отдельно, а мы с Еленой взяли на себя большую часть группы и обсудили всё, что происходило в общем кругу, используя те вопросы, что мы наметили ранее. Самое забавное, что группе Марии всё равно пришлось пройти часть пути через грязь и лужу. Дружно посмеялись и все успешно преодолели. Мы предложили участникам обсудить, как и в чём может проявляться выбранная ими стратегия в повседневной жизни и устраивает ли их это?! Мне запомнился ответ одного мужчины, который признал, что берёт на себя лишнюю ответственность за других - даже за незнакомых людей. Каждый взял что-то ценное с этого объекта, и я тоже.

Вот что происходило на практике в работе с объектом мыс: задумка была великолепная и с частью группы мне удалось отлично поработать. А другая часть – так получилось, что была не столь вовлечена из-за естественного барьера в виде разницы высот. Часть группы стояла выше, а часть группы вместе со мной ниже, и мы плохо слышали друг друга. На собственном опыте я поняла, как важно помнить о барьерах и учесть их в следующий раз. И очень радовалась, что несмотря на все фейлы, наш супервизор Лев отметил моё удачно выстроенное взаимодействие с объектом.

Мы прошли ещё пару объектов, выполнили несколько заданий и стали возвращаться на базу. В конце похода мы дружно пили чай и благодарили друг друга. Я благодарила людей, которые нам доверились, присваивала себе свой опыт. А вечером того же дня у нас был разбор с супервизором, где мы получили ценные советы. Я услышала важную для себя вещь - люди могут опираться на моё состояние. Я ПОМОГАЮ им своим состоянием и это точно случилось во время знакомства в начале нашего путешествия ☺ Так же я увидела и поняла в этот день как могу использовать свои техники как тренер творческих состояний во время похода (периодически возвращая людей в «здесь и сейчас») и даже с коллегами (когда я предложила девчонкам сонастроиться до прихода гостей, сделав совместную практику с мячами). 🔑Этим самым найдя первый ключ к ответу на мой вопрос.

Завершили поход чаепитием
Завершили поход чаепитием

В последний день практики мы пробовали ещё некоторые упражнения и проводили инициации друг для друга. А для меня ещё оставался открытым вопрос «Как мне проводить ЛА столь же эффективно как люди с психологической базой?». Мне казалось, что я могу не увидеть в некоторых случаях того, что происходит с клиентом, соответственно не построить гипотезу и не вернуть человеку важные аспекты того, что увидела я.

Коллеги и кураторы обратили моё внимание на важность опыта с моей базой географа. Действительно, я не психолог, я географ! И это даёт мне возможность увидеть то, чего не увидит психолог. Осознание своей уникальности было ценно, ведь последние годы я обесценивала этот опыт, говоря: «Ну, это было давно, да и я уже многого не помню». Я вновь почувствовала проснувшийся внутренний интерес и стала исследовать, как именно мой опыт может помочь мне и моим клиентам. И тут же стали возникать образы и примеры ландшафтных объектов, с какими темами и жизненными ситуациями их можно связать. И во время практики произошло ровно это – я рассказывала про систему озера, опираясь на свои географические знания. С таким же успехом я могла бы рассказать про разные виды облаков или как устроены почвенные горизонты. Кроме того, такие знания являются отличным добавлением некоторого культурного контекста в путешествие! 🔑Так я нашла второй ключ к ответу на мой вопрос.

Последней внутренней задачей было найти ответ на следующий вопрос: «Хорошо, я географ и тренер творческих состояний. Тогда какого рода вопросы стоит задавать клиентам, чтобы они получили качественный результат?». Я задала его вслух на завершающем круге с нашими кураторами курса. И это оказалось важной темой не только для меня, но и для моих коллег. Сергей Березин (автор метода ЛА) рассказал историю о том, как он выбирал название для этого метода. Первоначально назвав его ландшафтной терапией, он вскоре пришёл к выводу, что этот метод не претендует на терапию, что он про анализ, который помогает исследовать себя и лучше себя понимать. Тогда следует задавать клиенту вопросы, которые помогут ему обратить внимание внутрь себя, осознать некоторые моменты, отрефлексировать их. Например: «Какой ландшафтный объект тебе откликается? Какие ассоциации он у тебя вызывает? О чём это для тебя? Что происходит внутри тебя, когда ты об этом говоришь? Как ты это пережил? На что ты опирался? Что тебе помогло? Поразмышлять над вопросами: Что я могу? Чего я хочу?» и так дале».

🔑Мой последний ключ был найден: мне не нужно терапевтировать клиентов и искать гипотезы, я лишь направляю их, задавая наводящие вопросы. А они сами способны найти для себя свои сокровенные смыслы, которые позволят им лучше себя понимать.

В заключении я хочу ответить на последний вопрос – это рефлексия и осмысление пережитого для меня опыта и своеобразный итог, который я забираю с собой: «Что я делаю как ландшафтный аналитик? Куда веду своих клиентов?»

- Я веду их в путешествие со смыслом. Где сама дорога, природа и ландшафтные объекты помогут нам найти новые смыслы или проговорить и увидеть уже имеющиеся. Мы нагенерим новых идей, обязательно сделаем привал на ароматный чай с бутербродами. Отдохнём от шумного города, что позволит нам отойти от привычных ролей и побудим с собой. Кто-то почувствует чуть больше свободы, кто-то заметит свои ограничения, кто-то осознает что-то очень важное и ценное. У каждого будет свой путь и свои смыслы. А процессы внутри группы будут поводом поразмышлять над своими. Приходите на ландшафтную аналитику – отдохнуть, набраться ресурса и новых смыслов.😏

А я благодарю себя, своих кураторов и своих коллег за этот бесценный опыт на природе в Жигулёвских горах, для которого теперь есть отдельное место в моём огромном сердце.

🏞 Как вести ландшафтную аналитику без психологической базы
33
реклама
разместить
1 комментарий

Сейчас смыслы это то, что покупают