10 критериев, по которым я выбираю ниши для стартапов

В прошлой статье я рассказал, как я импульсивно выбрал нишу для стартапа, и что из этого получилось. Когда, наконец, у меня получилось продать тот стартап иностранным инвесторам, я отправился в ретрит и сделал разбор ошибок. Я решил, что буду подходить к выбору ниши более осознанно, и составил небольшую методику, которой и поделюсь в этой статье.

«Хорошая ниша» — это такой набор характеристик бизнес-модели, при котором выполняются все важные для основателя критерии.

Соответственно, критерии зависят от самого основателя — от его готовности идти на риск, от его горизонта планирования и, в целом, от задач, которые он решает, создавая бизнес. Поэтому, хорошая ниша для меня может оказаться плохой для вас, и наоборот.

Мои критерии успеха

Мои критерии прямо сейчас такие:

  1. Есть достаточно большой рынок — в перспективе возможно сделать 1+ млрд ₽ оборота
  2. Есть предпосылки к тому, что этот рынок/сегмент будет расти
  3. Я могу использовать мои сильные стороны, компетенции и ресурсы, чтобы получить преимущество на старте
  4. Клиенты — близкие по духу мне люди, для которых приятно создавать ценность.
  5. Нет критичных рисков, которые обнуляют математическое ожидание выигрыша
  6. Сможем создать сильное внеконкурентное преимущество, которое обеспечит выход из конкурентного давления
  7. Можем запуститься с небольшими расходами: протестировать гипотезы до 200к руб; общие расходы — до 5-10 млн руб (при условии, что что-то можем делать своими руками)
  8. В случае успеха сможем выйти в прибыль быстро (в течение 6 месяцев)
  9. Возможно оформить IT-аккредитованную компанию (получить отсрочки от призыва/мобилизаций себе/сотрудникам)
  10. В перспективе возможен полный/частичный выход в кеш через продажу стратегу или IPO

Как найти свои критерии успеха?

Для этого есть специальная техника. Выпишите 5-10 существующих недавно созданных компаний, которыми вы восхищаетесь, и — которые — вы и сами могли бы создать. Что между ними общего?

Характеристики бизнес-модели

Выше я упомянул, что ниша — это набор характеристик, при которых выполняются критерии успеха ниши. О каких характеристиках я говорю?

Здесь оптимально не придумывать ничего нового, а использовать популярный фреймворк Business Model Canvas (это позволит другим потенциальным ко-фаундерам быстрее понять модель):

Автор методики: Александр Остервальд. Переведенную картинку взял на skillbox.ru
Автор методики: Александр Остервальд. Переведенную картинку взял на skillbox.ru
  1. Кто является нашим клиентом?
  2. Какую ценность создаем, и в чем наше преимущество над конкурентами?
  3. Как выстраиваем отношения с клиентами? Какой CJM предлагаем?
  4. Какие каналы маркетинга, продаж и дистрибуции используем?
  5. Какие ключевые действия совершаем?
  6. Какие ресурсы и активы нужны?
  7. Какие ключевые партнеры потребуются?
  8. Структура издержек
  9. Структура доходов

Итак, хорошая ниша — это заполненные характеристики бизнес-модели, при которых выполняются важные для вас критерии.

При этом подбор характеристик — это чисто изобретательская задача, для решения которой нужно наработать насмотренность: какие бизнес-модели существуют, как они работают и почему.

Кстати, а что для вас важно в стартапе/бизнесе? Какие критерии успеха? Расскажите в комментариях! 👇

Статья написана в рамках Стартапедии, где я структурированно делюсь своими инсайтами и решениями, наработанными при запуске и выводе в прибыль 4-х стартапов. Если откликается — подписывайтесь на обновления!

Следующая статья:

77
2 комментария

Хорошая структура, даже добавить нечего

1