Начинаю писать Стартапедию. Залетайте!
Салют, VC! 👋
Я серийный стартапер из Москвы, запустил и вывел в прибыль 4 IT-стартапа (два на глобальном рынке, два — на российском):
- us-themes.com — Конструктор сайтов под WordPress, на котором сейчас работает больше 100 тысяч сайтов в мире;
- Convertful.com — B2B SaaS, который сейчас используют более 40 тысяч бизнесов, и который я продал иностранным инвесторам;
- ВсеКолеса.ру — Крупнейший агрегатор шин и дисков в России, который в год используют несколько миллионов человек;
- *** — Cовсем новый пока не публичный проект, про который расскажу чуть позже, и который я вывел в прибыль за 6 недель и 30 тысяч рублей инвестиций.
За почти 15 лет в стартапах я глубоко изучил разработку, маркетинг и бизнесовую часть, протестировал и выстрадал на опыте много нестандартных и супер-эффективных подходов (по сравнению с большинством стартапов, которые вижу на рынке).
Последний стартап собрал полностью своими руками до прибыли за 6 недель и почти бесплатно: подбор и оценка ниши; кастдевы; нахождение внеконкурентной отстройки; отрисовка прототипа в Figma; разработка архитектуры, программирование фронта и бэка; разработка ценообразования и тарифов.
Что такое Стартапедия и для кого это?
Стартапедия — это сборник рецептов и стандартов, которые позволят основателю кратно снизить время и бюджеты на запуск стартапа, а также значительно увеличить шансы на успех.
Я решил составить такой сборник по двум причинам.
Во-первых, чтобы сэкономить своё время (так как заметил, что часто повторяю одни и те же вещи партнерам, сотрудникам и другим основателям в консультациях).
Ну и во-вторых, чтобы помочь как можно большему числу идей реализоваться в этом мире, потому что, когда стоял на гвоздях, меня осенило, что в этом, если можно так выразиться, моя «миссия».
Адекватность основателя определяется тем, насколько быстро и дешево он/она может запустить новый прибыльный бизнес.
За четыре стартапа, которые я запустил и вывел в прибыль, я отслеживал, как эволюционировали мои подходы и убеждения — и, вместе с этим, упрощался запуск и улучшались полученные результаты.
В первом стартапе (us-themes.com) я долго создавал продукт на основе моих фантазий. Само собой, он оказался невостребованным, и мне пришлось сделать пивот (т.е.полностью переработать бизнес-модель и продукт).
Чтобы оплачивать работу команды в это время, я устроился топ-менеджером в другую компанию, 100% своей зарплаты вкладывал в проект, и после 40 рабочих часов в неделю по найму, еще 40 уделял стартапу. Так продолжалось несколько лет, и это был мой самый ресурсозатратный запуск.
Во втором стартапе (Convertful.com) я выбрал неудачную нишу, но — тем не менее — примерно за 12 млн рублей и 2 года вывел компанию в прибыль и продал иностранному инвестору.
Третий бизнес — ВсеКолеса.ру — я запустил и вывел в прибыль, потратив 8 млн рублей, когда в то же время я видел, как на рынке запускались проекты аналогичного класса за многие десятки, и даже сотни миллионов рублей.
Я продолжал учиться, и следующий проект — про который публично расскажу чуть позже — я запустил уже за 3 недели и 30 тысяч рублей, а общее время до выхода на окупаемость составило 6 недель. Через 3 месяца этот проект уже приносил более 700 тысяч рублей в месяц.
Я всё еще в позиции ученика (и, надеюсь, никогда её не потеряю), но за 4 стартапа я нашел для себя множество вещей, в которых я уверен, потому что выстрадал их на своём опыте.
Из них и будет собрана Стартапедия.
Что войдет в Стартапедию?
Я планирую вот такой набор тем, здесь же буду проставлять ссылки на статьи по мере их публикации, поэтому можно использовать как содержание:
1. Интро
1.1. «Стартапедия» — что это и для кого? (эта статья)
1.2. Моя история
1.3. Две главных причины, почему вы захотите запустить стартап
2. Когда НЕ нужно запускать стартап
2.1. Главная причина, почему 90% стартапов фейлят
2.2. Две самых дорогих ошибки основателей
2.3. Стоит ли уходить с работы, чтобы запустить стартап
2.4. Главный признак того, что в стартап нельзя инвестировать
3. Выбор ниши
3.1. Как я импульсивно выбрал нишу для стартапа, и что из этого получилось
3.2. 10 критериев, по которым я выбираю ниши для стартапов
3.3. Сколько времени занимает выбор ниши для стартапа?
3.4. Как выбрать, для какого клиента будет ваш будущий стартап?
3.5. Ловушка фичеринга
3.6. Техники нахождения хороших ниш
3.7. Как выбрать из нескольких ниш одну?
4. Оценка ниши
4.1. Домашняя работа основателя
4.2. Общий анализ рынка
4.3. Анализ конкурентов
4.4. Исследование клиентов
4.5. Выход из конкуренции
4.6. Маркетинговый анализ
4.7. Юнит-экономика
4.8. Оценка MVP
4.9. Формула запуска
4.10. Ключевые риски
4.11. Визуализация результата
4.12. Презентация для инвестора
5. Финансирование
5.1. Когда стартапу нужны деньги, и когда они повредят?
5.2. Где привлечь деньги?
5.3. Получение грантов
5.4. Привлечение денег от ангелов
5.5. Привлечение денег от фондов
5.6. Привлечение денег от неквалифицированных инвесторов
5.7. Какие еще льготы может получить стартап?
6. Команда
6.1. Построение компании вокруг ценностей
6.2. Ценности успешных IT-компаний
6.3. Идеальная команда стартапа
6.4. Где найти сооснователей?
6.5. Что предложить сооснователям?
6.6. Партнерское соглашение
6.7. Поиск исполнителей на MVP
6.8. Когда и как нанимать сотрудников?
6.9. Проведение собеседований
6.10. Как менеджить сотрудников
6.11. Когда и как увольнять сотрудников?
7. Продукт
7.1. Соответствие продукта рынку
7.2. Продуктовая стратегия
7.3. Навык спецификации неконкретики
7.4. Использование референсов
7.5. Визуализация продукта
7.6. Стандарты дизайна
7.7. UI Kit
7.8. Коридорные тесты
7.9. Приоритизация функционала
8. Маркетинг
8.1. Выбор названия и домена
8.2. Маркетинговая стратегия
8.3. Привлечение внимания
8.4. Упрощение оценки
8.5. Приоритезация гипотез
9. Разработка
9.1. Выбор технологий и архитектуры
9.2. Преждевременная оптимизация
9.3. Как организовать разработку
10. Бухучет
10.1. Как вести внутреннюю бухгалтерию с распределенными финансовыми центрами
11. Дополнение
11.1. Как предотвратить выгорание
11.2. Рекомендуемые книги
11.3. Фильмы и телешоу для вдохновения.
Темы будут меняться, и писать буду не подряд. Если чего-то не хватает, напишите в комментах — мб дополню. Как всё допишу, потом отдельно соберу из этого мини-сайт в формате базы знаний.
Почему сейчас?
Сейчас уникально непростое время для IT-стартапов в России.
Во-первых, уменьшилось кол-во венчурных денег. Венчурного рынка и так особо не было, а теперь стало ещё меньше: в 2023-м году объем инвестиций в российские стартапы упал на 80%. Иностранные инвесторы ушли; локальные стали больше вкладываться в селлеров на маркетплейсах, недвижку и бизнесы типа «караоке в Воронеже».
Во-вторых, выросли ожидания клиентов. Ожидания пользователей от качества любых IT-продуктов сильно выросли за 10 лет, потому что все привыкли к круто сделанным продуктам IT-гигантов. Как следствие, интерфейсы нужно делать удобнее и привлекательнее, CJM бесшовнее, архитектуру надежнее, код быстрее, а рекламу — точнее и конверсионнее. Для запуска чего-угодно требуется больше проработки и экспертизы, чем раньше.
В-третьих, усложнился найм IT-кадров. Нанимать квалифицированных IT-специалистов стало сильно сложнее и дороже — особенно для стартапа. Крупные IT-компании (привет, Сбер!) постоянно сильно пылесосят рынок, и «в лоб» конкурировать с ними noname-стартапу не получится. Плюс, найм стал требовать дополнительной экспертизы, т.к.появилось множество курсов, которые учат блестяще проходить собеседования и получать работу, но совсем не учат работать.
Компенсировать увеличение сложности можно только улучшением качества принимаемых решений.
Но общаясь с основателями стартапов, я вижу, что качество этих решений не особо выросло за последние 10 лет. Как и прежде, большинство стартаперов готовы прожечь 3-5 млн рублей чисто, чтобы сделать MVP для тестирования гипотез, сразу кидаются разрабатывать что-то и нанимать команду. Понятно, что в подобных проектах будет очень плохой risk/reward, и денег туда лучше в здравом уме не давать. (Лучше уж в селлеров вложиться, реально.)
Так происходит потому что какой-то фундаментальной образовательной базы по стартапам просто нет. Есть Эрик Райс и Стив Бланк, которые пишут про совсем другой американский рынок; есть Морейнис, который в закрытом канале пишет опять же про американские стартапы, которые вообще не соотносятся с нашей реальностью.
На российском рынке реальность такова, что если ты хочешь запустить стартап, тебе надо уметь делать это на свои деньги, быстро и максимально дешево (в идеале — бесплатно), и чтобы он максимально быстро начал приносить прибыль. И только потом уже разумно привлекать деньги на масштабирование. А, да, небольшая деталь: буквально ВСЕ задачи нужно решать нестандартным, качественно более эффективным способом.
Поэтому сейчас, вместо того, чтобы повторять одни и те же вещи снова и снова на платных консультациях (это выгодно, но скучно), я решил оцифровать свой опыт в открытый доступ в формате такого структурного содержания — чтобы было фундаментальное последовательное раскрытие, а не клиповые нарезки.
Я ожидаю, что найдутся люди, которым это откликнется, они попробуют эти подходы у себя и дадут фидбек. Также я ожидаю, что найдутся ребята талантливее и умнее меня, которые поделятся и своим опытом тоже, чтобы вместе мы могли развивать Стартапедию дальше, оцифровывая не только мой опыт.
И, конечно, я ожидаю найти единомышленников, с которыми мы потом запустим ещё не один рублерог. 🦄
Если тема откликается — подписывайтесь на меня на VC (над заголовком этой статьи) — основные материалы буду публиковать здесь. 🤙