Сколько времени занимает выбор ниши для стартапа?

Недавно я ходил на день рождения друга, и все, с кем я знакомился, спрашивали меня: «А чем ты занимаешься?» / «Что у тебя основное?»

И я понял, что ответ на этот вопрос — это и есть проверка того, выбрал я нишу или нет.

И здесь есть две крайности.

Одна крайность — выбирать нишу слишком быстро: не изучив рынок, конкурентов и перспективы, запрыгнуть в неё по принципу «по ходу разберемся». Это похоже на игру в покер в закрытую — ярко, волнующе, но с плохим мат.ожиданием. Но если в покере рискуешь небольшой суммой денег, то при выборе ниши на кону несколько лет жизни.

Выбор ниши — выбор судьбы
Максим Спиридонов, основатель Нетологии

Вторая крайность — мусолить одну и ту же нишу по несколько лет, упаковывая новые презентации и находя новые смыслы, но даже не приступая к самому продукту. Так обычно происходит, когда в команде нет технаря — того кто будет воплощать продукт; или когда не хватает времени/денег/воли, чтобы заниматься проектом.

На выбор ниши оптимально выделить от 4 до 8 недель (160-320 часов).

За это время можно составить потенциально интересные варианты, сравнить их между собой, изучить и оценить 1-2 ниши, чтобы принять решение.

Критерий выбора — сделанная домашняя работа по оценке ниши: анализ рынка и конкурентов, расчет фин.модели и расходов на запуск.

Если руки чешутся начать уже заняться воплощением идеи (купить домен, разрабатывать продукт, вовлекать команду…) без оценки ниши, то, скорее всего вы попались в «ловушку основателя». Есть смысл сделать шаг назад и доделать домашнюю работу. Сейчас не 2007-й год, когда можно было воткнуть в землю интернета черенок лопаты, чтобы тот расцвел и начал плодоносить. Появились конкуренция и профессионализм, абсолютно в каждой нише есть твердые продукты-заменители.

С другой стороны, если работа по выбору и качественной оценке ниши занимает больше двух-трех месяцев, это сигнал о том, что прямо сейчас не хватает времени/фокуса начинать что-то новое, и сначала нужно доделать старые дела или заняться тайм-менеджментом.

Статья написана в рамках Стартапедии, где я структурированно делюсь своими инсайтами и решениями, наработанными при запуске и выводе в прибыль 4-х стартапов. Если откликается — подписывайтесь на обновления!

Следующая статья:

11
Начать дискуссию