Процессы в бигтехе! Что делать дизайнеру?

Привет, друзья! В этой статье я и Богдан Артеменко хотим рассказать вам про процессы работы в продуктовых компаниях и что в них делать дизайнеру. Мы работаем дизайнерами в бигтехе и у нас накопился опыт, которым мы хотим поделиться.

Процессы в бигтехе! Что делать дизайнеру?

Кроме того, мы расскажем про лайфхаки, которые всегда помогают нам запартнёриться с разными командами. Мы уверены, что построить грамотный рабочий процесс – задача не простая, но результат может превзойти ожидания в качестве и скорости работы над продуктом в несколько раз. Погнали!

Из чего состоит продуктовый процесс в бигтехе

Обычно он делится на две взаимосвязанные и последовательные фазы:

discovery -> delivery

Первая фаза отвечает за анализ продукта и поиск точек роста, и включает в себя работу:

  • менеджера продукта
  • дизайнера
  • аналитика
  • исследователя

А вторая фаза относится к разработке и тестированию. И здесь ключевую роль играют инженеры:

  • фронтенд разработчик
  • бэкенд разработчик
  • тестировщик

На всех этих этапах дизайнер должны работать в тесном сотрудничестве со всеми членами команды. Именно поэтому очень важно наладить эффективное взаимодействие, чтобы в итоге достичь максимального результата, избегая конфликтов и рисков для проекта. Давайте начнём с discovery.

Discovery процесс

Discovery процесс состоит из 4 этапов
Discovery процесс состоит из 4 этапов

1. Поиск и валидация проблемы

Поле деятельности менеджера продукта, но дизайнеру никто не мешает проявить интерес к этому этапу, тем самым создав в самом начале доверительный союз и заявив о себе, как о полноценной единице команды.

  • Изучите, что у вас есть на текущий момент: бизнес цели всей компании, цели конкретно вашего сервиса/продукта/юнита, цели вашей команды и так далее. Чем больше вы будете ориентироваться в бизнес и продуктовых целях, тем проще вам будет выстраивать коммуникацию с менеджером, ведь вы будете погружены, так же как и он.
  • Попросите вашего менеджера помочь вам разобраться с этим, если чувствуете, что испытываете трудности.
  • Не стесняйтесь и расскажите вашему менеджеру свои идеи. Это могут быть как ваши личные наблюдения, с которыми вы столкнулись в процессе работы, так и инсайты из исследований. В любом случае, это будет полезно!

2. Генерация гипотез

Этот этап можно считать официальным началом совместной работы. Если на предыдущем этапе вы скорее выступали в роли советчика или помощника, то здесь ваши позиции равны.

  • Очень важно на данном этапе обсудить стратегию вашей работы и распределить обязанности. Некоторые дизайнеры пренебрегают этим, хватаются за всё и сразу и потом выполняют львиную долю работы менеджера, не получая за это прибавку к зарплате и выгорая в течение пары месяцев. Конечно, это тоже опыт, но приводит он к плачевным результатам. Поэтому лучше всего обсудить и назначить ответственных за каждую микрозадачу вашей совместной работы. Возможно, это может показаться занудным, формальным или недружелюбным, но поверьте, такой подход принесет свои плоды.
  • Кроме того, не забывайте постоянно держать руку на пульсе и синкаться друг с другом. Учитывая, что на данном этапе через вас обоих пройдет колоссальный объем информации, важно синхронизировать свои понимания проекта. В противном случае, к началу третьего этапа у вас может возникнуть абсолютно разное представление о проекте.
  • И, конечно, самое главное: вам и вашему менеджеру продукта нужно сформировать ощущение того, что вы напарники, что вы работаете вместе над задачей, и, следовательно, ответственность за результат вы разделяете пополам. Поэтому сразу обсуждайте любые дискомфортные моменты, давайте обратную связь, запрашивайте её сами, стремитесь узнать, что на душе у вашего напарника, чтобы в любой момент успеть скорректировать своё поведение.

3. Визуализация решения

Наконец-то мы подобрались к зоне ответственности дизайнера. Но не забывайте, что вы работаете в тандеме, а значит менеджер всегда где-то рядом :)

  • Чтобы вам в дальнейшем было легче прорабатывать дизайн, делитесь с менеджером продукта своими наработками с самого начала. Пусть это будет совсем сырое решение, непроработанные вайерфреймы или просто ваши мысли, но это поможет вам нащупать желание менеджера, его видение, и избежать переделывания всего концепта, потому что ваши представления о задаче, оказывается, были совсем разными.
  • Прислушивайтесь к менеджеру, но не забывайте, что дизайнер, в первую очередь, – это вы (про это вообще никогда не стоит забывать). Старайтесь аккуратно и вежливо отбивать чересчур странные дизайн-идеи вашего менеджера. Не злитесь, не срывайтесь, помните, что на данном этапе ваш менеджер – это вы на первом. Он просто пытается вам помочь. Все дизайнеры часто сталкивалась с тем, что менеджер продукта пытается нарисовать макет руками дизайнера. Однако помните, что макет – это ваше творение, ваше видение, а менеджер тут выступает лишь в роли советчика. Поняв это, вы научитесь не допускать такого подхода в вашей работе.
  • Подготовьтесь к UX тестам вместе: нагенерируйте гипотез, обсудите сценарий, пробегитесь по прототипу, решите кто и когда хочет и может провести тесты (или просто поприсутствовать, если в вашей компании есть исследователь), обсудите результаты. Это ещё больше подогреет между вами ощущение сплоченности и командной работы.

4. Финальное решение

Всё ещё вместе! Заключающий этап совместной работы над проектом и подведение результатов.

  • Предложите провести совместную презентацию вашего проекта перед заинтересованными сторонами – стейкхолдерами, разработчиками, коллегами и другими участниками. Например, менеджер продукта может рассказать о продуктовой части (этапы 1-2), а вы покажете прототип и расскажете о результатах тестов (этапы 3-4).
  • После запуска или А/В теста не забывайте мониторить аналитику и оценивать результаты. Не стесняйтесь уточнить это у менеджера, а лучше всего попросите его научить вас работать с данными.
  • И, конечно же, проведите мини ретро на двоих, обсудите, что было классно, а что можно улучшить, какие были проблемы, и как их можно в дальнейшем избежать. Обратная связь – это самый важный и мощный инструмент, который поможет вам найти косяки и сразу же решения к ним.

Мы с вам разобрались, что делать дизайнеру в discovery процессе, давайте теперь посмотрим, что же происходит в delivery.

Delivery процесс

Delivery процесс состоит из 3 этапов
Delivery процесс состоит из 3 этапов

1. Разработка high-fidelity макета

Delivery фаза в работе продуктового дизайнера начинается раньше, чем у остальной команды продуктовой разработки, – с разработки высокодетализированного макета по результатам юзабилити-тестирования.

  • Используйте чек-листы для проверки интерфейса: проработаны ли все состояния, учтены ошибки, нулевые состояния, проведена проверка, как на интерфейс ложится другой язык (если он предусмотрен), соответствует ли макет эвристикам Нильсена.
  • Проведите встречу с другими дизайнерами, чтобы они почелленджили ваше решение, и вы могли улучшить макет. Пусть лучше какие-то нестыковки найдутся в макете, чем в живом продукте.
  • Привлекайте QA на этом этапе, чтобы покрыть все возможные состояния и успеть подготовить их для разработчиков. Не нагружайте их лишней работой и заранее убедитесь, что макеты закрыли все вопросы.
  • Помните, что макет — это не просто черновик будущего продукта, это полноценный продукт, который должен соответствовать определённым требованиям. В первую очередь, макет должен быть удобным и понятным для целевой аудитории — стейкхолдерам, менеджерам, разработчикам, UX-исследователями, аналитикам и QA. Любой человек, заходящий в макет, должен сразу понимать его логику и ценность. Для этого необходимо уделить внимание UX макета: user flow, дополнительные кейсы, состояния и спецификации. Потратьте лишние 20 минут своего времени и опишите каждый сценарий, выделите его визуально, оформите карточку задачи. Это поможет вам создать качественный макет, который будет соответствовать требованиям вашей целевой аудитории.

2. Груминг

Дизайнер должен обязательно ходить на эти встречи и быть готовым отстаивать свою точку зрения и аргументировать принятые решения. Важно помнить, что конечная цель — создать продукт, который будет удобен и полезен для пользователей.

  • Перед встречей не забывайте рассылать макеты на ознакомление, чтобы у команды было время посмотреть и сформулировать вопросы.
  • Хорошей практикой может стать запрос к QA на составление списка недостающих кейсов. Так, у вас будет достаточно времени включить эти состояния в макет, а не придумывать решение на ходу, когда оно блокирует разработку.
  • Не стесняйтесь коммуницировать с командой, не забывайте аргументировать дизайн, объяснять, почему вы приняли то или иное решение. Задавайте вопросы, узнавайте, почему разработчики говорят, что что-то невозможно или сложно реализовать. Ваша задача — найти компромисс.

3. Разработка и дизайн ревью

На этом этапе команда разработчиков занимает ведущую позицию, однако участие продуктового дизайнера по-прежнему остаётся важным.

  • Сделайте дизайн-ревью неотъемлемой частью процесса. Договоритесь с командой о том, что ревью обязательно перед отправкой продукта в прод. Если дизайнер недоступен, другой дизайнер может взять это на себя, но ревью всегда должно быть.
  • Организуйте последовательность работы. Ревью следует проводить только после того, как QA завершил тестирование. Таким образом, избегается параллельность процессов, и работа не дублируется.
  • Заранее выделяйте время на устранение недочётов. Договоритесь с командой Delivery о регулярном выделении времени в их спринте для устранения дизайн-долга. Это важно, чтобы после ревью была возможность быстро реагировать на выявленные проблемы.
Пример хорошего оформления дизайн ревью 
Пример хорошего оформления дизайн ревью 

Эти простые правила помогут вам выстроить качественное взаимодействие и в discovery, и в delivery процессах. Но мы не исключаем, что эти советы могут не подойти в некоторых ситуациях и с некоторыми людьми, но это не значит, что не надо пробовать! Пробовать — не всегда равно ошибаться.

Будьте эмпатичными и уважающими личные границы, пользуйтесь лайфхаками и всё получится :)
1616
1 комментарий

картинка какая то криповая на самом то деле, столько роликов появилось

Ответить