Найдена молекула, отвечающая за старение и онкологию

Исследование в Nature

Фантастика, если бы это не было исследованием в серьезном научном журнале Nature. Мышь справа - с подавлением всего одной белковой молекулы интерлейкин, и ее блокировка работает даже в пожилом возрасте. А еще это открытие повлияет на лечение рака. Читайте, как и почему.

Эта старушка мышь без IL-11 (справа) уже была прозвана "supermodel granny". И понятно, почему. <a href="https://www.nature.com/articles/s41586-024-07701-9/figures/2" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Источник</a>.<br />
Эта старушка мышь без IL-11 (справа) уже была прозвана "supermodel granny". И понятно, почему. Источник.

Проведенные на мышах исследования показали уменьшение возрастных изменений (начиная с состояния мышечной и жировой тканью и заканчивая метаболизмом и функцией печени), а также существенное увеличение продолжительности жизни (на 22-25%).

Это дает основание предположить, что найден вариант антивозрастной терапии, которая улучшает как качество жизни, так и ее продолжительность. Вдохновляет, что такие впечатляющие результаты были получены на возрастных (по человеческим меркам) особях.

ИССЛЕДОВАНИЕ

О чем речь?

В пожилом возрасте нарастают признаки старения, которые включают митохондриальную дисфункцию, воспаление и клеточное старение. Важность хронического воспаления для патологий старения все больше признается, а воспаление само по себе является признаком старения. Проще говоря, старение связано с дисфункцией иммунной системы, которая характеризуется иммуностарением.

С возрастом уровень IL-11, интерлейкин-11 (провоспалительная и профиброзная белковая молекула) повышается в тканях, вероятно, как ответ на возрастные патогенные изменения. Результаты экспериментального лечения, вероятно, свидетельствую о его роли в старении.

Предмет исследования

Ученые предположили, что IL-11 может способствовать развитию возрастных патологий и сокращению продолжительности жизни. Эта предпосылка была основана на исследованиях и наблюдении, что уровень IL-11 повышается у пожилых людей во многих тканях. Все чаще признается, что IL-11 играет роль в старении, и сам по себе является отличительном признаком старения.

Используя ряд генетических и фармакологических тестов, ученые проверили гипотезу что передача сигналов IL-11 оказывает негативное влияние на продолжительность здоровья и жизни мышей.

В ходе исследования выяснили:

- интерлейкин-11 связан со старением и

вызывает старение клеток человека

- подавление интерлейкин-11 улучшает метаболизм

Чтобы подтвердить данные и более глубоко проанализировать возрастные эффекты, изучали молодых (3-месячных) и старых (2-летних) мышей.

1) Подавление активности IL-11

Самки мышей с подавлением активности IL-11:

• имели меньшую массу тела и жировую массу и сохраняли поджарость тела
  • показатель слабости (тремор, потеря цвета шерсти, нарушения походки и вестибулярные нарушения) был ниже
  • температура тела была слегка повышена
  • мышечная сила была выше как у молодых, так и у старых мышей, получавших терапию, по сравнению с контрольной группой соответствующего возраста.

Важно также оценить влияние подавление IL-11 на функцию печени, метаболизм и утилизацию глюкозы у старых мышей.

Результаты теста толерантности к глюкозе (GTT) и инсулину (ITT) у старых мышей с подавлением активности IL-11 были аналогичны профилям молодых мышей без подавления, тогда как GTT и ITT старых мышей без подавления показали ухудшение.

Масса скелетных мышц была выше как у молодых, так и у старых мышей с подавлением активности IL-11 по сравнению с мышами без подавления.

По сравнению со старыми мышами без подавления IL-11, у старых мышей с подавлением IL-11 были снижены индексы массы печени и содержание триглицеридов. Выработка провоспалительных генов была увеличена у мышей без подавления, но не у старых мышей с подавлением. Длина теломер и содержание митохондриального ДНК в печени, скелетных мышцах были меньше у старых мышей без подавления IL-11.

Длина теломер отражает наш биологический возраст. Короткие теломеры связаны с быстрым старением клеток. Постепенное укорачивание этих участков хромосом является частью процесса старения на клеточном уровне.

Показатели молодых (слева на графиках) и пожилых (правее) самок-мышей (справа, черным). Мыши без IL-11 - оранжевым, по всем параметрам показатели пожилых мышей без IL-11 близки к показателям молодых особей.<br />

Аналогичные изменения по части массы тела, жировой и мышечной массы, показателей хрупкости (тремор, состояние и потеря шерсти), температуры тела были зафиксированы у самцов.

Метаболический клеточный анализ показал, что коэффициент дыхательного обмена (RER) был выше у старых мышей с подавлением IL-11 по сравнению со старыми мышами без подавления. Возобновление кормления после периода голодания приводило к большему увеличению RER у старых мышей с подавлением IL-11, что говорит о лучшей метаболической гибкости.

Хотя старые мыши с подавлением были стройнее и весили меньше, чем контрольные мыши без подавления, они потребляли больше пищи, имея аналогичные показатели двигательной активности.

Саркопения (снижение массы скелетной мускулатуры) наблюдалась в мышцах старых мышей без подавления IL-11, и этот эффект был менее выражен у старых мышей с подавлением, которые демонстрировали большую мышечную массу по сравнению с мышами даже в молодом возрасте.

2) Подавление IL-11 и продолжительность жизни

Мыши без IL-11 имели значительно большую продолжительность жизни, чем мыши контрольной группы.

Продолжительность жизни составила: контрольные мыши - 120,9 недель; мыши с подавлением IL-11 - 151 неделя. Анализ выявил значительное увеличение продолжительности жизни у самок и самцов.

Терапия в “позднем возрасте” (для 75-недельных мышей мужского и женского пола, получавших ежемесячные инъекции анти-IL-11 до смерти) также показало увеличение продолжительности жизни для мышей обоего пола.

Рак является частой причиной смерти у пожилых мышей, а данные аутопсии выявили меньше опухолей у мышей с подавлением IL-11.

АНТИ-IL-11 ТЕРАПИЯ

В качестве терапии выступало антитело X203 и или контроль иммуноглобулинов.

Получавшие терапию мыши-самцы в возрасте 75 - 100 недель (по сравнению с аналогичной контрольной группой) теряли массу тела, что определялось снижением жировой массы.

В начале исследования в экспериментальных группах наблюдалось нарушение метаболизма глюкозы, которое затем улучшалось у получавших терапию мышей.

В начале исследования показатели слабости были слегка увеличены в экспериментальных группах. У неполучавших лечение мышей наблюдалось усиление слабости (тремор и нарушение походки), тогда как у получавших терапию мышей этого не было.

Мышечная масса получавших терапию 100-недельных мышей была выше, чем у контрольных мышей того же возраста, и также выше, чем у более молодых 75-недельных мышей до эксперимента.

Наблюдалось снижение индексированной белой висцеральной жировой ткани и массы печени, а также увеличение индексированной мышечной массы у получавших терапию 100-недельных мышей по сравнению как с контрольной группой того же возраста, так и с 75-недельными мышами.

Фиброз является отличительным признаком старения, а IL-11 оказывает профиброзное действие в клетках человека и мышей. Исследователи количественно оценили фиброз в белой висцеральной жировой ткани, скелетных мышцах и печени старых мышей в экспериментальных группах. Обнаружено уменьшение фиброза тканей в органах мышей, получавших терапию.

У не получавших лечение мышей в возрасте 100 недель наблюдалось истощение теломер и изменение структуры митохондриальной ДНК, чего не наблюдалось у получавших терапию мышей.

Анти-IL-11 терапия у старых самок мышей показала аналогичные результаты. Старые самки мышей, получавшие терапию, теряли массу тела. По окончании исследования получавшие терапию мыши имели меньшую жировую массу и более поджарое тело. В начале эксперимента показатели слабости были одинаковыми у исследуемых групп мышей, и эти показатели не прогрессировали у получавших терапию мышей. Мышечная сила повысилась у получавших терапию самок мышей, а температура тела была слегка повышена.

Анти-IL-11 терапия восстанавливает состояние белой жировой ткани.

Главная функция белой жировой ткани — запасание липидов. Кроме того, она обеспечивает теплоизоляцию тела, продуцирует ряд гормонов (эстроген, лептин), а также цитокины, и в последние годы была признана важной частью эндокринной системы.

Для дальнейшего анализа провели объемное исследование тканей.

Во всех тканях получавших анти-IL-11 терапию мышей наблюдались улучшение показателей метаболизма, тогда как показатели маркеров воспаления были снижены.

Подавление маркеров старения наблюдалось также в мышцах и печени мышей, получавших анти-IL-11.

Более детальное исследование показало, что геном, который в наибольшей степени активируется анти-IL-11, это Ucp1, который важен для развития термогенных «бежевых» адипоцитов в отложениях белой жировой ткани.

Анализ также выявил значительное увеличение показателей, связанных с биогенезом и функцией митохондрий, у мышей, получавших терапию.

ЧТО ДАЛЬШЕ? ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Интересно, что некоторые положительные эффекты подавления IL-11 наблюдались даже у молодых мышей, что, возможно, указывает на его роль в метаболизме.

Степень влияния подавления IL-11 на продолжительности жизни еще предстоит выяснить, но данные свидетельствуют о том, что проводимая в позднем возрасте терапия увеличивает среднюю продолжительность жизни более чем на 20% у представителей обоих полов.

В экспериментах терапию вводили мышам с 75-недельного возраста (человеческий эквивалент примерно 55-летнему возрасту человека). И еще предстоит выяснить, дает ли введение мышам более старшего возраста аналогичный эффект.

Данные подтверждают гипотезу, что подавление IL-11 значительно снижает риск возникновения связанного с возрастом рака. Уже запланированы клинические испытания анти-IL-11 терапии в сочетании с иммунотерапией для лечения рака.

Спасибо большое, что прочитали!Пожалуйста, поддержите меня и мышей :), поставьте лайк!

11 комментариев

первый это бритый хомяк, уже обрили всех

Хомяк - лохотрон ! )

Проблема в том, что способов продлить жизнь мышам известно не меньше десятка. Но: 1. на людей это не действует или действует минимально 2. Речь идёт об увеличении средней ПЖ относительно контрольной группы, максимальную ПЖ еще никому увеличить не удалось.

на людей это не действует или действует минимальнода ладно

Где купить эту жижу для подавления IL-11 и продолжительность жизни)?

Старение, не старение это меня мало волнуют, главное, чтобы смогли хоть немного помочь людям страдающие раком!