Интернет-маркетинг — адски сложная профессия

Интернет-маркетинг — адски сложная профессия

Для желающих сменить профессию есть не только IT, но и другая привлекательная сфера: с высокими зарплатами и удалёнкой. И вроде как отучиться можно за 3-6 месяцев, и конкуренция пока низкая — без работы точно не останешься. Многие идут в интернет-маркетинг. А потом сильно страдают: оказывается, бизнес платит маркетологам большие деньги не за просто так.

Я работаю в digital больше 9 лет. Несколько раз общалась с коллегами, которые выгорали и уходили дальше искать себя в чём-то другом. Да я и сама не раз хотела все бросить, несмотря на любовь к профессии и вложенные усилия.

В этой статье я хочу рассказать о минусах работы интернет-маркетолога, которые могут оказаться критичными для многих специалистов.

Слишком широкий функционал

Отношение к профессии интернет-маркетолога в разных странах отличается.

На Западе маркетолог — это аналитик и управленец. Он занимается исследованием рынка и конкурентов, разработкой стратегии продвижения, планированием и распределением бюджета, руководит узкими специалистами и подрядчиками.

На постсоветском пространстве маркетолог — это «2 в 1», специалист и управленец в одном лице. Но получающий зарплату специалиста, к сожалению.

70% работодателей, особенно в регионах, хотят заменить одним сотрудником целый отдел. Они ожидают, что интернет-маркетолог будет настраивать рекламу, администрировать сайт, заниматься seo-продвижением, рисовать дизайн-макеты, верстать страницы, писать статьи, запускать email-рассылки. Даже если интернет-маркетологу и выделяют в помощь узких специалистов или бюджет на подрядчиков, всё равно ему приходится много самому работать руками.

Интернет-маркетинг — адски сложная профессия

На аналитическую и управленческую функции практически не остаётся времени. От этого может пострадать бизнес-результат, а профессиональная самооценка интернет-маркетолога - упасть.

О вреде многозадачности для сотрудников и бизнеса я более подробно написала в этой статье.

Винить во всем маркетолога — это норма

Маркетолог — ключевая фигура в бизнесе, т.к. от привлечения и удержания клиентов зависит прибыль компании. Поэтому в случае наступления жопы камни летят в его огород. Иногда — сначала в отдел продаж, а потом в маркетолога, когда менеджеры пожалуются на некачественные лиды.

В спокойные для бизнеса времена собственники и руководители понимают, что помимо работы маркетолога на привлечение и удержание клиентов, а также на финансовый результат компании влияют:

  • ситуация на рынке (экономическая, политическая)
  • изменения в законодательстве (например, введение/повышение налогов, которые снижают рентабельность)
  • уровень конкуренции в конкретной нише
  • продукт, насколько он востребованный, качественный и отличается от предложений конкурентов
  • уровень обслуживания клиентов и др.

Но когда наступает кризис, эмоции берут верх над здравым смыслом. И маркетологу приходится тратить время и энергию не на поиск решений, а на словесные баталии с теми, кто критикует его работу. Поэтому профессия не подойдет для тех, кто болезненно воспринимает негатив и не готов отстаивать свою точку зрения.

Ответственность без власти

Парадокс работы интернет-маркетолога заключается в том, что он часто ставит задачи людям, которые не являются его подчинёнными. Интернет-маркетолог не может уволить специалиста из другого отдела, если тот будет постоянно нарушать дедлайны. Или выписать дополнительную премию исполнителю, который выполняет работу на отлично.

При этом интернет-маркетолог отвечает за конечный результат всей команды, которая участвует в реализации маркетинговой стратегии. Он должен требовать от исполнителей качественное и своевременное выполнение задач. И в то же время не может требовать.

Почти в любом коллективе есть люди со сложным характером (и даже откровенно токсичные), которые постоянно саботируют работу или требуют к себе особого отношения. Их непосредственный руководитель имеет формальные инструменты для пресечения такого поведения. Интернет-маркетолог — нет. Помочь ему могут только устойчивая психика и хорошие коммуникативные навыки.

Интернет-маркетинг — адски сложная профессия

Постоянная гонка за знаниями

Нельзя выучиться интернет-маркетингу раз и навсегда. В digital постоянно что-то меняется. Появляются новые инструменты (из последнего — активное использование нейросетей), перестают работать подходы, которые раньше работали, растёт конкуренция среди специалистов, из-за чего приходится осваивать смежные направления.

Все 9 лет в профессии я постоянно учусь чему-то новому: HTML/CSS, SEO-оптимизация сайта, web-аналитика, UX/UI дизайн, работа с разными CMS, работа с нейросетями, управление проектами и так далее. Или прохожу курс, или как минимум читаю профессиональную литературу, статьи в блогах, или смотрю видео на Youtube. Почти каждый день.

Это не учеба ради учебы, а необходимость. Без новых знаний невозможно расти в профессии интернет-маркетолога. Здесь не получится расслабиться и наслаждаться результатами прошлых достижений. Найти какую-нибудь унылую работу в ООО "Рога и копыта" с зарплатой 500$ — можно. Получить интересную высокооплачиваемую должность и работать в команде с профессионалами — нет.

На этом всё, спасибо, что дочитали статью до конца. Считаете ли вы перечисленные минусы критичными, или всё не так плохо? Возможно, вы уже работаете интернет-маркетологом? Тогда будет интересно, если вы поделитесь своим опытом в комментариях, и расскажите о плюсах и минусах профессии.

55
6 комментариев

Особенно важен акцент на многозадачности и необходимости постоянного обучения

1
Ответить

Это точно

1
Ответить

1)Не понимаю, почему нельзя уволить одного из подчиненных, если он плохо выполняет работу. При выходе на работу, я всегда предупреждаю, что выстраиванием команды занимаюсь сам, тк от меня и моей команды зависит общая эффективность.

Я сам несколько раз настаивал на увольнении менеджера по продажам, хотя это вообще не мой отдел.

2)"Винить во всем маркетолога — это норма" - пример, если конверсия из квал лида в продажу хромает, виноват продажник. А почему он виноват? Хороший вопрос, могут быть кривые скрипты, которые не соеденины с маркетинговыми обещаниями или он просто быдло, которое не умеет разговаривать. Нужно разбираться в каждом конретном случае, а не обобщать

Тоже самое, анализировал причины и давал готове решение для улучшения ситуации.

Ответить

1) Потому что часто интернет-маркетолог ставит задачи не своим непосредственным подчиненным. Особенно это актуально для среднего и крупного бизнеса. Маркетолог может прийти в компанию, где уже сформирована команда, у линейных специалистов есть свои руководители (и другие, более приоритетные задачи от этих руководителей), и копирайтеры, дизайнеры, разработчики могут даже работать в других отделах. В таком случае повлиять на чье-то увольнение практически нереально.

2) Вы верно пишете, надо разбираться в каждом конкретном случае, и доказать свою эффективность можно. Но пока идут разборки, маркетологу изрядно потрепают нервы. Не все готовы к таким сложностям на работе.

Ответить