Многозадачность вредит не только сотрудникам, но и бизнесу

Довольно часто в вакансиях в качестве ключевого требования к сотруднику указывается умение работать в режиме многозадачности. Вместо формирования целого отдела компания может нанять одного или двух специалистов, на которых повесят 100500 разных задач.

Вот пример типовой вакансии интернет-маркетолога:

Забыли указать в поле "Квалификационные требования" про навыки SMM-специалиста :)
Забыли указать в поле "Квалификационные требования" про навыки SMM-специалиста :)

И это вакансия от крупной компании, которая занимается международными грузоперевозками. Если смотреть вакансии от небольших фирм и ИП, то там в 80% случаев требуется «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Понятно, что для бизнеса сокращение издержек — это обязательное условие выживания на рынке. Однако чрезмерная экономия на кадрах в перспективе может привести к ещё большим потерям, чем сэкономленная сумма.

Найм некомпетентных специалистов

Специалист, который совмещает в себе знания и навыки из разных профессий — самый желанный кандидат в большинстве компаний. Но на деле это человек, который:

  • Нахватался информации «по верхам». Если посмотреть на кривую Даннинга-Крюгера, то такой специалист находится на пике глупости, т.е. не осознаёт своих ошибок из-за недостаточной компетенции. При этом специалист может прекрасно владеть навыками самопрезентации и на собеседовании создавать впечатление настоящего профессионала.
  • Действительно посвятил своему профессиональному развитию огромное количество часов и стал супергероем. Но тогда и стоить он будет, как целый отдел. А бизнес обычно не готов к такому повороту.

Выходит, что компании имеют завышенные ожидания, а нанимают дилетантов, которые просто не в состоянии справиться с возложенными на них обязанностями.

Отсутствие результатов у хороших специалистов

Но даже если нанять профессионалов и повесить на них большое количество задач, результат не гарантирован. Всё дело в физиологии головного мозга.

Есть много научных исследований (в частности, это и вот это), которые подтверждают негативное влияние многозадачности на умственные способности и продуктивность человека. Основные последствия сводятся к следующему:

  • При переключении между задачами теряется огромное количество времени на то, чтобы заново сконцентрироваться. И чем сложнее задачи, тем больше потери времени от каждого нового переключения.
  • Снижается IQ. В состоянии многозадачности сотрудник в принципе может оказаться не способен выполнять нестандартные задачи. Он будет откладывать их решение до тех пор, пока не наступит период затишья (то есть, до никогда).
  • Возникает зависимость от делания. Каждый раз, когда специалист закрывает очередную задачу и ставит напротив неё жирную галочку, в его организме вырабатывается дофамин — гормон удовольствия. Также выбор дофамина стимулируется ожиданиями руководства или действующими в компании KPI. Много сделал в течение дня — молодец, вот тебе премия/одобрение/отсутствие капания на мозги. А если не успел сделать к дедлайну — значит плохо поработал. Как следствие, сотрудник начинает концентрироваться на количестве выполненной работы, а не на её качестве. Задачи выполняются поверхностно — результата нет.
Многозадачность вредит не только сотрудникам, но и бизнесу

Рост издержек, связанных с текучкой кадров

Согласно исследованию Работа.Ру и СберЗдоровье 2021 года (опрос порядка 5000 пользователей этих сервисов) постоянный стресс и выгорание находятся на втором месте в списке причин, из-за которой увольняются сотрудники. Чаще люди уходят только из-за недовольства размером зарплаты.

Многозадачность — прямой путь к выгоранию, так как она противоестественна для головного мозга. Это просто регулярное насилие над самим собой. Если, конечно, специалист не входит в редкие 2.5% людей (ссылка на исследование), способных сохранять эффективность в таком режиме.

Столкнувшись с выгоранием, люди физически не могут его выносить. Их не сдерживает ни высокая зарплата, ни престижная должность, ни дружный коллектив или адекватное руководство.

Компания, в свою очередь, вынуждена нести потери:

  • из-за непродуктивности и ошибок выгоревших сотрудников (в тот период, пока они ещё работают);
  • на подбор новых кадров (оплата услуг агентства, если нет своих рекрутеров в штате, оплата за размещение вакансий, расходы на поднятие зарплат — т.к. часто новые кандидаты просят более высокие суммы, чем получал предыдущий специалист и т.д.);
  • на адаптацию персонала (первые 3-6 месяцев новый сотрудник только вливается в рабочие процессы и не приносит компании ощутимых результатов, а то и допускает ошибки, ведущие к убыткам).

Вот такая она вредная штука, многозадачность. Понятно, что полностью избавиться от неё не получится — компаниям невыгодно раздувать штаты, нанимая на каждую задачу отдельного специалиста. Но и выжимать последние соки из сотрудника, требуя от него выполнить невозможное — другая крайность, от которой страдает бизнес-результат.

22
Начать дискуссию