Всю прошлую неделю новостные каналы писали про рейдерский захват крупнейшего маркетплейса России. Успели засветиться все, даже уважаемый глава Чечни Рамзан Кадыров. Давайте попробуем построить собственную теорию, опираясь на документы и некоторые предположения, которые на сегодняшний день имеют лишь косвенные доказательства. Итак, переходим к основной фактуре сделки между ООО «Стинн» (ИНН 7724910102) и ООО «Вайлдберис» (ИНН 507401001). 4 июля 2024 года вышеуказанные юридические лица стали владельцами вновь созданной компании «РВБ» (ИНН 9714053621), руководителем которой согласно выписке из ЕГРЮЛ стал генеральный директор ООО «Стинн» Роберт Мирзоян. ООО "Стинн" является владельцем 99% долей ООО "Русс аутдор", крупнейшего в стране оператора наружной рекламы. Это объединение, по мнению сторон сделки, позволит улучшить возможности обеих компаний в области электронной коммерции и наружной рекламы. Ну, во всяком случае, такую публичную версию озвучивают в обеих компаниях. Но нас с вами интересует немного другая сторона вопроса. Еще в 2020 году Екатерина Панкратова, журналист издания The Bell, писала, что со слов бывшего федерального чиновника, знакомого с отраслью e-commerce, основной кредитор Wildberries — банк ВТБ. Тогда, наверное, это особого значения не имело, в силу того, что «Ягодные» брали деньги не только у ВТБ, но и у Сбера тоже. Стоит отдельно отметить, что основной расчетный счет WB тоже открыт в ВТБ. Хорошие отношения Татьяны Бакальчук и второго банка страны не были большим секретом. Что мы видим сейчас? ВТБ играет активную роль в этой сделке. Возможность того, что ВТБ хочет составить конкуренцию Сберу в сегменте e-commerce через скрытое приобретение маркетплейса Wildberries, является, на мой взгляд, довольно интересной теорией. ВТБ активно расширяет своё присутствие в различных секторах экономики и ищет новые возможности для роста и диверсификации портфеля. Вот несколько аргументов в поддержку этой теории: 1. Финансовая поддержка и участие в сделке: ВТБ предоставляет значительную финансовую поддержку сделке между ООО "Стинн" и Wildberries. Это может указывать на стратегическое сотрудничество, направленное на укрепление позиций в e-commerce сегменте. 2. Сильные позиции в финансовом секторе: ВТБ, как один из крупнейших банков России, имеет ресурсы и инфраструктуру для поддержки крупномасштабных проектов в области электронной коммерции. Их участие в сделке может свидетельствовать о долгосрочных планах на этом рынке. 3. Сто процентов долей ранее упомянутого ООО «Стинн», принадлежащие Садояну Григорию Андреевичу, ООО «Резерв-А» и АО «Олимпия» согласно договорам: 77/660-Н/77-2019-1-5717 (дата договора залога: 25.10.2019) и 77/660-Н/77-2022-5-2446 (дата договора залога: 01.09.2022) находятся в залоге у банка ВТБ. 4. Конкуренция со Сбером: Сбер активно развивает свою платформу СберМегаМаркет и другие e-commerce проекты. ВТБ может стремиться к диверсификации своего бизнеса и созданию конкурентного преимущества на этом растущем рынке, используя Wildberries в качестве базы для расширения. Стоит учитывать и тот факт, что ВТБ уже делал нечто подобное с лидером другой отрасли. Речь идет о группе компаний ПИК, на тот момент лидере российского девелопмента по количеству вводимых жилых метров в эксплуатацию. Сравнение участия ВТБ в группе компаний ПИК и их потенциальных действий в отношении Wildberries действительно имеет свои параллели. В обоих случаях ВТБ, один из крупнейших банков России, демонстрирует стратегический интерес к участию в различных секторах экономики через значительные инвестиции и партнерские соглашения. Надо понимать, что ВТБ — это не только деньги, но и поддержка стратегических инициатив компаний, а это в свою очередь позволяет им развиваться значительно быстрее и эффективнее. Плюс на сегодняшний день в банке собралась очень приличная команда с хорошей экспертизой в различных областях. Через ПИК ВТБ серьезно расширил свое влияние в секторе жилого строительства в РФ и по-прежнему может составить конкуренцию профильному Дому.РФ и «Зеленым». Похожим образом, ВТБ может использовать свое влияние и ресурсы для поддержки и развития Wildberries, что позволит маркетплейсу расти и конкурировать с другими крупными игроками на рынке электронной коммерции, включая Сбер с их безлимитными деньгами и многомиллиардными инвестициями в СберМегаМаркет (сейчас называется Купер). Действия ВТБ по участию в крупных компаниях, таких как ПИК, действительно могут служить моделью для их потенциальных действий с Wildberries. В обоих случаях банк использует свои финансовые и стратегические ресурсы для поддержки и развития крупных игроков в ключевых секторах экономики. Однако для полного понимания намерений ВТБ и их стратегий необходимо следить за дальнейшими действиями и официальными заявлениями банка и топ-менеджмента объединяющихся компаний.
Как вы думаете, участие ВТБ в сделке с Wildberries действительно связано с их желанием конкурировать со Сбером на рынке e-commerce, или здесь может быть другая стратегическая цель?
Это скорее один из возможных сценариев развития ситуации. ВТБ уже активный участник рынка ритейлеров в РФ через сделку с Галицким по «Магниту», и результаты вполне хорошие, с ПИКом вообще у них отлично получилось, поэтому и в считаем, что цели могут быть именно такими.
Я этот год первый раз делаю КАСКО в ВТБ. Оч надеюсь, что не придётся проить у них выплат