Ура! Закон о крипте и криптомайнинге, в целом, принят! Но осталось много технических деталей.

Ура! Закон о крипте и криптомайнинге, в целом, принят! Но осталось много технических деталей.

Итак, в конце июля произошло важное событие. Государственная Дума РФ приняла два закона, которые закладывают основу для регулирования российского криптовалютного рынка — причем, они были приняты сразу и во втором, и в третьем чтениях — и это после четырёх с лишним лет хождений по мукам!

Законопроект о регулировании майнинга позволяет наконец-то включить деятельность по добыче криптовалют в правовое поле, а законопроект об экспериментальных расчетах в криптовалютах позволяет с 1 сентября осуществлять внешнеторговые расчеты и валютные операции в криптовалютах в экспериментальном правовом режиме.

Кроме того, во втором чтении был снят запрет на организацию оборота криптовалют — формулировка, которая вызывала резкое неприятие как минимум двух ключевых людей — Анатолия Аксакова, председателя комитета Госдумы РФ по финансовому рынку, и Юрия Чиханчина, директора Росфинмониторинга. Иностранным криптовалютным биржам и обменникам по-прежнему разрешено обитать на наших необъятных просторах, и даже появится возможность создать в России собственную национальную инфраструктуру. Правда, кто конкретно будет этим заниматься — пока не уточняется. Вероятно, что эту инициативу возглавит Ракиб.

Главное сейчас — то, что российское законодательство устанавливает понятия «майнинг», «майнинговые пулы» и «организация обращения цифровой валюты», а также определяет права и обязанности участников рынка криптовалютного майнинга.

В майнинге могут участвовать только российские юридические лица и независимые организации, внесенные в специальные реестры (подробностей пока нет). Физические лица могут участвовать в майнинге только в том случае, если они не превышают установленные государством лимиты энергопотребления. То есть, здесь основная интрига будет заключаться в оглашении этих лимитов и надежды, что они будут реалистичными.

Требования к майнерам правительство по согласованию с ЦБ РФ определит отдельно, а контролировать их соблюдение поручат Роскомнадзору. Здесь находится ещё одна существенная интрига для всех нас — ведь нам важны не столько сигналы от чиновников, сколько конкретные цифры, чтобы планировать оборудование и его предельные мощности.

Также закон снимает запрет на организацию оборота криптовалют, который ставил под угрозу деятельность российских криптовалютных бирж и обменников. В то же время продвижение криптовалют и различных услуг, основанных на их использовании, остается под запретом, что звучит несколько противоречиво. Законопроект предусматривает особые полномочия Службы финансового мониторинга России (Росфинмониторинг), которая будет вести специальный список кошельков, уличенных в незаконной деятельности.

Также 31 июля, поступила информация о том, что согласно дорожной карте ЦБ РФ Россия планирует начать международные платежи в криптовалюте уже к концу года. Тем временем Государственная Дума РФ дала предварительное одобрение законопроекту, позволяющему предприятиям использовать криптовалюты для международных платежей. Этот шаг стал ответом на продолжающееся финансовое давление со стороны западных санкций. Сальвадор предложил осуществлять расчёты с Россией с использованием криптовалют. Сальвадор, имеющий экономику, силами авторитета и целеустремленности ее харизматичного лидера Наиба Букеле привязанную к Биткоину, в котором страна методично наращивает свои резервы, как и РФ, стремится преодолеть вызовы, связанные с традиционными финансовыми системами.

История вопроса

Ура! Закон о крипте и криптомайнинге, в целом, принят! Но осталось много технических деталей.

Госдума пыталась несколько раз вводить запрет на внутреннюю организацию оборота цифровых валют в России. Так, СМИ сообщали в начале мая, что Россия готовится ввести запрет на внутреннюю организацию криптовалютных бирж. Согласно заявлениям председателя Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолия Аксакова, запрет будет введен с 1 сентября в рамках законопроекта, регулирующего деятельность по майнингу криптовалют в России.

Законопроект, внесенный группой депутатов во главе с Аксаковым, предлагал, что для майнинга и пулов (без конкретики!) будут применяться “определенные исключения”, позволяющие им продолжать работать на территории России.

Ранее, 16 апреля, СМИ сообщали, что ЦБ РФ поддерживает “расширение разнообразия валют и способов оплаты для международных расчётов”. Незадолго до этого глава Банка России Эльвира Набиуллина заявляла, что регулятор поддерживает ускорение принятия законопроекта о введении криптовалютных платежей для международных расчётов. Однако Набиуллина посчитала важной поправку, что эти платежи пока должны быть введены в экспериментальный правовой режим типа "испытательный полигон”.

Еще раньше, в марте министр финансов Антон Силуанов, на своей лекции перед студентами РАНХиГС, говорил о возможном решении проблемы "серых зон", связанных с майнингом криптовалют и использованием их в России. В той лекции Силуанов акцентировал на том, что, хотя он и “против обращения добытых криптовалют в стране, он признает необходимость определения правил для этих активов”.

Говоря об обороте майнинговой криптовалюты в стране, Силуанов также пояснял: "Конечно, и мы, и Центральный банк против того, чтобы криптовалюты обращались на территории страны, потому что криптовалюты неподконтрольны нашему регулятору."

Наконец, в конце прошлого года впервые в СМИ промелькнула информация о том, что трансграничные платежи с использованием криптовалют в РФ планировалось реализовать к концу 2024 года. Тут мы видим, что таймфрейм дорожной карты досконально соблюдается на данный момент.

По словам председателя комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолия Аксакова, cо второй половины 2024 бизнес РФ сможет проводить трансграничные сделки с криптовалютами (сможет ли технически, т.е. позволят ли знания и сноровка — тут вопрос отдельный!).

Последнее, что пока непонятно — налоги и статус “экспортного товара” крипты

Ура! Закон о крипте и криптомайнинге, в целом, принят! Но осталось много технических деталей.

В ходе многомесячной продуктивной и непродуктивной полемики между всеми заинтересованными сторонами проскальзывала идея государства ввести 20-процентный налог на прибыль майнеров, однако форма и процедура взимания налога так и не были определены. Текущий рамочный закон не предусматривает раскрытие всех сопутствующих деталей. То есть, ура, криптомайнеры могут расслабиться, поскольку эта деятельность стала легальной. Но теперь возникает другой вопрос: каковы фискальные последствия этой, теперь уже легализованной, деятельности для криптомайнера?

Поскольку расчёт прибыльности майнинга очень трудоемок и занимает не одну страницу, и сегодня вряд ли найдётся достаточное количество соответствующих экспертов, чтобы проверять расчеты налогоплательщика, Минфин предложил ввести налог на доход (выручку), а не на прибыль. В таком случае это должна быть щадящая цифра, учитывая большие прямые, косвенные и варьируемые издержки майнера, которые он несёт на протяжении всей жизни своих проектов! Также рассматривалось предложение Минфина предоставить майнерам право продавать криптовалюту как экспортный товар, которое, судя по тексту принятого закона, также не нашли своего отражения в итоговом документе.

2020
3 комментария

Интересно, последим

Ответить

Однако, остаются неясности по многим техническим аспектам, таким как конкретные лимиты и требования

Ответить

конкретные лимиты и требования мже... тут хотелось бы больше конкретики конечно

Ответить