Как правильно работать с самозанятыми с марта 2024 года, чтобы не попасть на штрафы

Как правильно работать с самозанятыми с марта 2024 года, чтобы не попасть на штрафы

- Не ходи туда! Тебя там ждут неприятности!- Ну как же мне не ходить? Они же ждут!

Это котёнок по имени Гав ещё в советском мультике описывает ситуацию 2024 года, когда вступил очередной закон о работе с самозанятыми. Теперь всем компаниям, ИПшникам и руководителям нужно быть начеку, иначе можно столкнуться с неприятностями.

Меня зовут Наталья Никитина - уже более 20 лет я крепко связана с бухгалтерией. В настоящее время я - руководитель аутсорсинговой бухгалтерской компании «Инсайт». Веду клиентов с 2013 года, а сейчас у нас на обслуживании более 30 компаний. За год сэкономили более 30 миллионов рублей своим клиентам.

Я знаю в профессии бухгалтера все нюансы - за 20 лет я поняла все тонкости от заключения любых видов договоров до создания собственной успешной аутсорсинговой фирмы.

Я разбираюсь в особенностях работы с самозанятыми и могу помочь любому предпринимателю в удовольствие сотрудничать со специалистами и не бояться попасть в ловушку закона.

Давайте последовательно разберёмся, как же обычному предпринимателю работать с самозанятым, чтобы не привлечь внимание налоговой

Если налоговики увидят, что компания использует договоры с самозанятыми вместо того, чтобы оформлять людей как сотрудников, то могут быть такие последствия:

  • Налоги и взносы: Если отношения с самозанятыми больше похожи на обычную работу, то компании придется доплатить налоги и взносы за все время, пока договор был активен.
  • Неправильная информация: Если выяснится, что компания давала неверные сведения, чтобы платить меньше налогов, налоговая может это исправить и заставить платить полную сумму.
  • Штрафы: Если будут нарушения, то могут быть такие штрафы:
  • Для индивидуальных предпринимателей: от 5 до 10 тысяч рублей.Для компаний: от 50 до 100 тысяч рублей.Для руководителей: от 10 до 20 тысяч рублей.

И еще, налоговая может сама решить, что сделки были сделаны не по правилам, если подозревает, что это было сделано для уклонения от налогов.

Как правильно работать с самозанятыми с марта 2024 года, чтобы не попасть на штрафы

Ниже я расскажу вам про важные улики, на которые обращает внимание налоговая. Внимательно пробегитесь по этим пунктам, чтобы ФНС вас ни в чем не заподозрила.

Итак:

  • Платежи: Если самозанятому регулярно платят одинаковую сумму денег и в одно и то же время.
  • Один заказчик: Если у самозанятого только один клиент на протяжении долгого времени.
  • Слова из трудового законодательства: Если в договоре есть слова типа "работник", "заработная плата", "рабочий день".
  • Распорядок дня: Если в договоре указано, когда и как самозанятый должен работать, хотя у него не должно быть строгого графика, важно только сделать работу в срок.
  • Неопределенная работа: Если в договоре не указано, какую именно работу нужно делать, сколько её и когда она должна быть готова.
  • Оборудование для работы: Если в договоре говорится о покупке или предоставлении оборудования для выполнения работы.
Как правильно работать с самозанятыми с марта 2024 года, чтобы не попасть на штрафы

Ну а те, кто не хочет встречаться с представителями ФНС, так как у предпринимателей достаточно экстрима, важно помнить:

  • Место работы: В договоре не указывайте конкретное место, где нужно работать, например, офис заказчика.
  • Бонусы и компенсации: Самозанятым не полагаются такие же бонусы, как у обычных сотрудников.
  • Ответственность: Самозанятые не несут материальной ответственности, только за выполнение работы по договору.
  • Законодательство: Договоры с самозанятыми должны следовать Гражданскому кодексу, а не Трудовому кодексу.

Но если всё-таки налоговики вас заподозрили, то уликами не в вашу пользу будут считаться:

  • Пропуска и регистрация: Наличие постоянного пропуска и записи о посещении офиса.
  • Документы кадровой деятельности: Графики работы, отпусков, командировок и другие документы.
  • Расчетные листки: Документы о начислении зарплаты.
  • Документы деятельности: Товарные накладные, счета-фактуры и другие документы, связанные с работой.
  • Охрана труда: Документы, подписанные самозанятым, о соблюдении правил безопасности.

Пришло время разобраться, как же можно обезопасить компанию.

Чтобы не привлекать внимание налоговой, вот что нужно делать:

  • Проверка статуса: Всегда проверяйте, что человек, с которым вы работаете, действительно зарегистрирован как самозанятый. Это можно сделать на сайте налоговой.
  • Расписание: Убедитесь, что в вашем расписании нет должности, которая похожа на то, что делает самозанятый.
  • Чеки: Получайте от самозанятого чеки, где чётко написано, какую работу или услугу он для вас сделал.
  • Договоры и акты: Не забывайте оформлять договоры и акты о выполненных работах. Это поможет вам при проверке налоговой.

Эти простые шаги помогут вам избежать ненужного внимания налоговой службы.

Получилась такая небольшая, но очень важная памятка. Сохраните её для себя, чтобы не пришлось отчитываться перед ФНС России или платить немаленькие штрафы.

Работа с самозанятыми намного облегчила жизнь предпринимателей. Я в своей практике не раз разбирала ситуации с вопросами о найме самозанятых, начислении им выплат, контроль и решение разногласий. В этой статье мы разобрали лишь общие случаи сотрудничества с самозанятыми. И я понимаю, что бывают индивидуальные ситуации, в которых есть какие-то сомнения и неясности.

В этом случае вы можете написать мне лично по ссылке👉 https://t.me/NatalyaNikitinaNoyabrsk

Я проконсультирую вас и мы найдём оптимальное решение в возникшем вопросе.

А если у вас возникли трудности в бухучёте, или вы не знаете, как и когда взаимодействовать с ФНС, то напишите мне по ссылке https://t.me/NatalyaNikitinaNoyabrsk слово "УСПЕХ" и мы выберем удобное время для консультации.

Остались вопросы или комментарии? Напишите мне, я буду рада с вами пообщаться и поделиться своим опытом. 🤗

2 комментария

Хорошо, что даны советы по избежанию штрафов и нарушений, это полезно для предпринимателей

Это больше актуально для работников платформенной самозанятости. Сколько раз не предлагал выставлять счёт через Мой налог для юридических лиц, они на этом забивали и платили "в конверте". Так что пока отчеты в налоговую приходится сдавать "на общественных началах" ради подтверждения платежеспособности в банках.