Троечники Vs отличники: кто успешнее в жизни?

Как вы относитесь к идее о том, что хорошая учёба не только не гарантирует успехов в будущем, и даже мешает им? А что думаете о роли высшего образования в развитии карьеры и росте доходов? Нужно ли заканчивать университет, чтобы стать востребованным специалистом? Или лучше не тратить время на просиживание штанов (или другой одежды) в учебной аудитории?

Троечники Vs отличники: кто успешнее в жизни?

Конечно, дать однозначный ответ на эти вопросы невозможно, потому что жизнь — штука сложная и многокомпонентная, и на успех влияет много всего разного. В принципе, я бы и не стала поднимать эту тему в публичном пространстве, но количество нападок на идею о ценности качественного образования и степень их (нападок) эмоциональности и ангажированности начинает переходить границы разумного. А я, если что, считаю, что хорошее образование — это ценность. Так что в какой-то момент я начала собирать и систематизировать аргументы в поддержку своей позиции, а спустя время у меня возникло острое желание этими аргументами поделиться. И вот я здесь :).

Я часто сталкиваюсь с тем, что небольшие образовательные проекты в рекламных материалах противопоставляют себя общеобразовательной школе и всему, что в ней происходит. В результате рождаются примерно такие шедевры копирайтинга:

Троечники Vs отличники: кто успешнее в жизни?

Забавно, что такие доводы обычно встречаются в рекламе именно мелких, не особо успешных в коммерческом плане проектов. Почему-то родители не хотят отдавать детей в школы, руководство которых уверено, что хорошо учатся только неудачники, но владельцы проектов упорно отказываются видеть эту связь :).

Давайте же всё-таки попробуем разобраться, что говорится в «исследованиях ведущих вузов» о наличии (или отсутствии) связи между образованием и финансовым благополучием, и что знает статистика о судьбе отличников.

Пример №1. Есть ли польза от диплома?

Существует исследование, посвящённое состоянию образования в странах с крупными экономиками. Исследование ежегодно проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а по итогам публикуется отчёт «Взгляд на образование» (Education at a Glance).

В 2022 году часть вопросов была посвящена как раз влиянию образования на профессиональные и финансовые успехи. Исследования показали, что молодые люди 25-34 лет, имеющие степень бакалавра или ее эквивалент, зарабатывают на 39% больше, чем их сверстники без диплома. Для возрастной группы 45-54 лет разница в доходах составляет уже 75%.

Пример №2. А что насчёт оценок?

В исследовании университета Чикаго проанализировали данные более 55 000 студентов и выяснили, что успеваемость в школе (именно успеваемость, а не результаты выпускных/вступительных экзаменов) с высокой достоверностью определяет успех обучения в вузе. Авторы показали, что если в аттестате абитуриента более 75% отличных оценок, то шансы благополучно закончить вуз составляют 80%, а среди закоренелых троечников до диплома доходит только пятая часть. О том, какую роль играет наличие диплома в развитии карьеры, уже сказано в примере №1 :).

Разумеется, это не означает, что если ребёнок по каким-то причинам в школе не блистал академическими успехами, у него нет шансов на высшее образование или на успешную карьеру. Шансы есть всегда. Но у ребят, которые к 17-19 годам имеют подтверждённые цифрами результаты, эти шансы заметно выше.

Пример №3. Троечник = успешный предприниматель?

Ну и в завершение не могу не остановиться на распространённом убеждении о том, что отличники обычно работают в найме, а троечники — это прирождённые предприниматели. Сошлюсь на работы Ильи Стребулаева, автора исследований о венчурном рынке, стартапах и связанных с ними явлениями и процессами. В опубликованном недавно отчёте показано, что среди основателей компаний-единорогов только 12% не имеют высшего образования (против 60% в среднем в популяции). Кстати, треть из этих 12% всё-таки поступили в престижные университеты (именно престижные, с огромным конкурсом), но спустя время бросили учёбу ради бизнеса. 38% основателей имеют степень бакалавра, 29% окончили магистратуру, а 21% в дополнение к высшему образованию имеют степень PhD или её аналог. Так что хорошее образование хоть и не даёт стопроцентную гарантию, но точно повышает шансы на создание успешного бизнеса.

Безусловно, нельзя строить прогнозы о будущем человека на основании только одного признака, будь то наличие учёной степени, средний балл аттестата или что угодно ещё.

Среди отличников есть по-настоящему талантливые ребята, которым просто легко даётся учеба и так же легко будут даваться инновационные проекты на работе. Есть амбициозные трудяги, которые поставили цель получить хороший аттестат и идут к цели, не замечая препятствий. Став взрослыми, эти ребята смогут применить своё трудолюбие в достижении любых карьерных и финансовых задач. А есть нытики, которые правдами и неправдами выпрашивают у учителей незаслуженные пятёрки, и эта стратегия вряд ли поможет им заработать миллионы или стать крутым профессионалом во взрослой жизни.

Но то же самое касается и троечников. Кто-то довольствуется тройками, потому что сделал выбор в пользу других занятий (например, спорта). Кому-то не хватило академических способностей, но при этом у него есть другие таланты, которые прекрасно можно монетизировать. Кто-то поплатился за бунтарский характер, но в будущем именно за счёт этого характера будет браться за амбициозные проекты и побеждать в схватках с конкурентами. Но давайте посмотрим правде в глаза и примем тот факт, что и безвольных лентяев, которые просто не хотят напрягаться, среди троечников немало. И вряд ли человек, который 11 лет прожил в парадигме «дай списать», внезапно начнёт генерировать инновационные идеи и поражать всех своим профессионализмом и организованностью.

Короче говоря, люди разные, и их пути к успеху могут отличаться. Но если хотите повысить свои шансы — учитесь, и старайтесь быть успешными в учёбе настолько, насколько это возможно.

Кто бы что не говорил, но знание — сила. Будьте сильными :)!

3 комментария

Вышка просто + 1 шанс, а кто знает сколько жизнь даст тебе шансов?

1
Ответить

Согласна на 100%!

Ответить

по мне так не особо дает какое то преимущество, тут важны другие критерии

1
Ответить