Гендерный срач вокруг нового единорога Flo

На прошлой неделе стартап белорусов Flo стал «единорогом». Его называют первым «единорогом» в европейском фемтехе. Однако некоторые предприниматели увидели в этом проявлением несправедливости.

У Flo, по собственным данным, только платящих клиентов насчитывается 5 млн
У Flo, по собственным данным, только платящих клиентов насчитывается 5 млн

Им не понравилось, что самое успешное приложение для женского здоровья основали мужчины. Напомним, что среди основателей Flo — братья Дмитрий и Юрий Гурские (в качестве партнеров они на раннем этапе привлекли Андрея Ковзеля и Максима Скробова) из Беларуси, а само приложение позволяет отслеживать менструацию, менопаузу и следить за ходом беременности. В общем, удобная штука для женщин.

Хорошо, да не очень-то, подумала основатель британской edtech-платформы Анна-Софи Хартвигсен. Она написала пост в соцсети Linkedin, который начинался так: «Вчера компания, основанная мужчинами, возглавляемая мужчинами и финансируемая мужчинами, стала первым приложением для женского здоровья, получившим статус единорога. Если это не показатель того, что с экосистемой что-то не так, то я не знаю, какой еще показатель нужен».

По словам Хартвигсен, венчурные деньги часто привлекают не самые квалифицированные, а самые привилегированные предприниматели. В доказательство своих слов Хартвигсен сослалась на данные PitchBook за 2023 год, согласно которым женщины получают только 2% инвестиций.

Но тут важно уточнить: в эти 2% PitchBook включил только компании, среди основателей которых вообще нет мужчин. А между тем, по данным того же PitchBook, стартапы со смешанным (мужчины+женщины) составом основателей привлекли уже 17% венчурного капитала. По количеству сделок, кстати, все еще лучше: 5% — у чисто женских стартапов, 20% — у смешанных. Причем присутствие женщин стабильно растет из года в год. Кстати, сама Хартвигсен, говорится на ее странице в Linkedin, привлекла $23 млн в свой проект.

Часть комментаторов поддержала предпринимательницу. «Это просто смешно. И не говорите мне, что не было женщин, предлагающих точно такую же идею [как у Flo]», — написала другая женщина в комментариях. Кто-то из женщин вспоминал, что выступая с питчем, получал в ответ от инвесторов тишину вместо ожидаемых вопросов. Кто-то ссылался на исследование Гарвардского университета, когда инвесторам дали послушать один и тот же питч, зачитанный женским и мужским голосами, и выяснилось, что 68% из них были готовы проинвестировать в стартап мужчины и только 32% — в стартап женщины (такое исследование действительно проводилось в 2013 году, причем его участники отдавали предпочтение на просто мужчинам, а привлекательным внешне мужчинам).

Пост вызвал бурную реакцию. Далеко не все согласились с нападками на Flo. Многие приводили контраргументы:

1. Успех Flo однозначно позитивен для женщин. Во-первых, это хороший продукт. Во-вторых, его превращение в единорога простимулирует инвесторов быть более внимательными к этому сектору и облегчит получение инвестиций другими фемтех-стартапами. Тут надо радоваться, а не считать количество женщин.

2. Про братьев Гурских едва ли можно сказать, что они родились с привилегиями. По словам, одного из них их бабушка работала учительницей, мать — библиотекарем, отец — алкоголик. Семья была очень бедной и с 10 лет один из братьев собирал грибы с целью заработать.

«Приложение было создано двумя братьями-самоучками в Беларуси, они очень скромного происхождения. Для меня это совсем не история привилегий и доминирования», — написала одна из женщин.

3. Неверно говорить, что стартап финансируется только мужчинами. Одним из первых инвесторов в Flo была женщина. В 2017 году в проект вложилась модель Наталья Водянова.

Один из мужчин, прочитав пост, и вовсе написал: «На заметку: даже не думайте делать что-то полезное для женщин..». (Надеемся, просто хотел потроллить).

Кстати, ситуацию скромно прокомментировали в самом стартапе: «Более половины (56%) сотрудников Flo — женщины, включая руководство».

Хотите читать больше интересного про венчур? Подписывайтесь на нас в телеграм:

22
3 комментария

> По ее словам, женщины получают только 2% инвестиций.

Ну так проблема в женщинах, может. Кто им запрещал сделать аналог Flo или другой успешный стартап. Не квоты же по половому признаку вводить на стартап-тусовках и в фондах?

1

Вы как белый, который говорит, что проблема черных не в расизме, а в них самих.
Рассказываю реальность - захожу на встречу с инвесторами в рф. Мужчинам со мной пожимают руку, а когда я протягиваю - опускают глаза и отворачиваются. Понятно, что это вырожденный случай, но это то, с чем мужчины не сталкиваются.
Дальше пример - две женщины фаундерки рассылали питчдек, получили очень низкую конверсию в ответ. Потом просто нарисовали себе в кофаундеры и СЕО мужика. Конверсия значимо улучшилась. Можно погуглить, пост писала Penelope Gazin.
Поэтому не надо говорить о том, в чем не разбираетесь.

Обратите внимание, что исходный посыл не имел ничего против фаундеров Flo. Он говорил о состоянии экосистемы. И вместо того, чтобы это обсуждать, все как обычно скатились в гендерный срач, где мужчины говорят женщинам, что они не чувствуют и не видят проблемы.
То же самое говорят, когда рассуждают про домашнее насилие.