Как провести оценку 360 — метод для анализа компетенций руководителей и сотрудников

И что делать с результатами.

Как провести оценку 360 — метод для анализа компетенций руководителей и сотрудников

Привет! Меня зовут Юлия Шварёва, я специалист по управлению персоналом в консалтинговой компании Digital Future Systems. В статье расскажу, что такое оценка 360, как мы проводили её в компании, что делали с результатами — и что из этого получилось.

Оценка 360: что это

Методология 360 — это метод оценки производительности, который состоит из самоанализа и обратной связи от различных людей, работающих с сотрудником:

  • руководителей,
  • коллег,
  • подчинённых.

Метод 360 подойдёт, если нужно:

  • Оценить управленческие качества руководителей. В оценке участвуют сами сотрудники, а значит, можно получить достоверные данные о том, что они думают о своем непосредственном руководителе — при условии, что соблюдается анонимность.
  • Получить обратную связь для сотрудника. Благодаря оценке руководитель может озвучить не только личное мнение, но и поделиться информацией, полученной от других участников оценки — естественно, не называя имен.
  • Оценить soft skills. Это набор качеств, которые позволяют взаимодействовать с окружающими — коммуникабельность, умение слушать и слышать, инициативность и т. д.
  • Спланировать обучение сотрудников. Если есть понимание, что сотрудникам не хватает знаний, но нет ясности, кому и каких конкретно — оценка «360 градусов» подскажет ответ.

Как мы проводили оценку 360

Главной целью оценки было — понять нашу «точку отсчёта», в каком состоянии находится компания и сотрудники, какие есть точки роста. Рассматривали разные варианты, остановились на оценке 360, поскольку она комплексная и включает в себя самоанализ, оценку от руководителя, коллег и подчиненных, если они есть. По результатам можно сравнить, насколько совпадает самооценка и общая оценка от коллег. Оценивали компетенции:

  • инициатива и инновации,
  • качество работы,
  • навыки коммуникации,
  • надёжность,
  • сотрудничество и командная работа.

В оценке участвовали все сотрудники, которые отработали в компании шесть и более месяцев. Мы составляли вопросы, определяли, кто будет оценивать каждого сотрудника. А компания StartExam, которая проводила оценку, автоматизировала процесс и составила итоговый отчёт с результатами. Оценка шла 3 месяца, далее были встречи по составлению индивидуального плана развития.

Оценка проведена — что дальше?

В целом результаты оценки были неплохие, а с помощью открытых вопросов мы узнали, чего не хватает сотрудникам, например, что они хотят изучить для дальнейшего роста и учли ответы руководителей, что они считают нужно изучить сотруднику чтобы повысить компетенции. В итоге пришли к тому, что сотрудникам нужно обучение. Встал вопрос — каким образом его проводить?

Мы предложили сотрудникам выбор: либо со-финансирование обучения, либо обучение на платформе Грейд. Компания оплачивает полностью подписку на платформу с большим выбором курсов, а сотрудники вместе с руководителем выбирают подходящие: от программирования и анализа данных до маркетинга и т. д. Каждый руководитель определял траекторию обучения индивидуально по каждому сотруднику, находясь в треугольнике ограничений:

  • Потребности компании. Какие компетенции надо развивать, учитывая текущие и прогнозируемые задачи, которые стоят перед компанией.
  • Желание и возможности сотрудника по изучению новых технологий и навыков.
  • Наборы курсов. Каждый руководитель определял профиль, соотнося с тем, что нужно сотруднику и какие варианты обучения есть на Грейде.

Как мы выбрали платформу для обучения сотрудников

У нас была потребность: индивидуальные курсы, — оценка 360 помогла подсветить, в каких направлениях. Стоимость курсов должна была уложиться в бюджет. При изучении и сравнении различных образовательных программ и платформ, — процесс занял несколько месяцев, — сделала выбор в пользу платформы Грейд от Яндекс Практикума. Вот аспекты, на которые обращала внимание.

Годовая подписка

Это очень удобно, поскольку некоторые сотрудники не могут выделить достаточно времени на обучение в течение пары месяцев. А возможность заниматься в удобное время и без чётких дедлайнов — отличный вариант.

Библиотека курсов

Мы покупаем не один курс, а сразу блок курсов. Руководитель с каждым сотрудником решали, какое обучение подойдет конкретно ему — а какие смежные навыки он может прокачать.

Сопровождение

За нами закрепили менеджера, который курировал обучение. Также на связи всегда была техподдержка, готовая ответить на любые вопросы.

Относительно невысокая стоимость обучения

Подписка на платформу Грейд обошлась нам дешевле, чем если бы мы искали и оплачивали курсы отдельно для каждого сотрудника.

Подключение к платформе

Подключение проходило в несколько этапов:

  • Согласование с генеральным директором, презентация преимуществ платформы, обсуждение бюджета.
  • Сбор тест-группы — чтобы на практике понять ценность и нюансы платформы, — об этом расскажу подробнее ниже.
  • Сбор обратной связи у тест-группы: сделали общий звонок, на котором присутствовали все пользователи платформы, генеральный директор и HR.
  • После положительной обратной связи собрали список от руководителей по их сотрудникам, кому нужно обучение и по какому направлению.
  • Общий звонок с сотрудниками, направленными на обучение, менеджером платформы и HR: рассказ о платформе, как проходит регистрация, об интерфейсе и возможностях платформы, ответы на вопросы.

Тестовое обучение на платформе Грейд

Чтобы понять, подходит ли нам обучение на Грейде, мы создали тест-группу из 12 сотрудников — тимлидов, разработчиков, аналитиков и т. д., — которые проходили обучение на платформе в течение двух месяцев и затем дали развёрнутую обратную связь.

Нас особенно интересовали несколько аспектов:

  • удобна ли платформа, все ли интуитивно понятно, нет ли глюков и так далее;
  • вариативность и содержательность курсов;
  • полезна ли информация, действительно ли сотрудники получили новые знания;
  • смогут ли сотрудники применять знания в работе;
  • будут ли они рекомендовать платформу своим коллегам — или стоит рассмотреть другие ресурсы для обучения.

Сотрудники, проходившие обучение, особенно оценили наличие тренажёров, на которых можно применять знания.

Результаты

Пока прошел небольшой срок, чуть больше месяца, ребята в процессе обучения, кто-то уже успел пройти по курсу, кто-то по два, но пока сложно говорить о результатах. Положительным результатом мы считаем, если сотрудник после обучения приобретает навыки, которые может применить в работе, самостоятельно развивать их в будущем и тиражировать в компании.

1111
11
1 комментарий

Название, а точнее заголовок статьи не соответствует написанному.
Это банально самореклама, а не рассказ как провести оценку 360.
Давно перестал удивляться тому как Яндекс ведёт себя в публичном пространстве 😅

5
Ответить