Как правильно переделывать работу за сотрудником.

Как правильно переделывать работу за сотрудником.

В детстве я любил играть в футбол во дворе. Но играл я прям хреново. А тех, кто хреново играет, ставят на ворота, чтобы не мешались под ногами.

А на воротах я прям не любил стоять, для меня это была дико скучная история. Там, в середине поля все веселятся, а ты тут стоишь. И так было почти постоянно. Да и как мне получить умения борьбы за мяч и забивание голов, если я не практикуюсь, а стою и охраняю ворота? Вот бы мне эту мысль тогда, и я возможно стал бы великим футболистом.

Но тогда ко мне пришла не эта мысль, а сосед, который дал мне гениальный совет. Он сказал: “Так ты просто пропусти гол. У капитана команды бомбанёт, он скажет, что он лучше тебя на воротах стоит, и отправит тебя в поле. Да, может чутка покричит, но тебе-то пофиг, ты ведь уже на поле будешь”. И знаете что? Сработало! И прям отлично сработало. Я потом даже сам этот совет раздавал младшим “футболистам”.

Потом я устроился на первую работу. И заметил, что там тоже это работает.

А потом я устроился на вторую и увидел, что там оно вообще не работает. Так как, каждый раз, когда я где-то “не справлялся”, меня повторно обучали, а не забирали мою работу. И это было прописано в регламентах. Начальнику было запрещено выполнять работу за сотрудника, начальник должен был выполнять свою работу, а сотрудника отправлять на переобучение.

Эта новая ситуация очень сильно открыла мне глаза, и заставила осознать, что не всё так простои. И если я буду постоянно попадать на переобучения, то нахрена я такой тут нужен? Ну и вектор я сменил настолько, что выиграл в номинации “Лучший новый сотрудник месяца”.

Спустя сколько-то лет, уже в совсем другой компании я стал руководителем и стал замечать, что некоторые из моих подчинённых играют со мной в модифицированную версию той самой игры из детства. Только добавились фразы из разряда: “ну ты же лучше/ быстрее/ качественнее сделаешь, чем я”. Я, далеко не сразу, осознал, что уже какое-то время играю в это, а точнее проигрываю.

“Да, сейчас и вправду надо быстрее, я сам сделаю, спасибо сотруднику, что подсветил проблему” - думалось мне.

“Это же для меня мелочь, делов-то на 20 минут” - думалось мне.

Но вот, как-то в десять вечера, сидя в офисе и доделывая очередную мелочь за сотрудника, я понял, что глобально что-то идёт не так. Я вот “мир” постоянно спасаю? Спасаю! Я вот радуюсь, что сотрудники регулярно подсвечивают проблемы и мы успеваем их решить? Радуюсь! А мир, почему-то, всё ещё не спасён и проблемы не решены. Хммм…, просчитался, но где?

После этого я быстро понял, что зашел не в ту дверь менеджмента. И что мне надо сделать несколько шагов назад и таки допилить регламенты. А сотрудников отправлять на курсы, а по их завершении курсов, выдать новые регламенты с новыми обязанностями и метриками.

И жизнь наладилась! Причём и сотрудники тоже стали больше кайфовать от работы. Они были обучены делать быстро и правильно. Они чётко знали, что именно надо делать, знали границы своих зон ответственности, дедлайны и приоритеты. А самое крутое, что это были те же самые сотрудники!

Для себя я опять понял, что нет плохих сотрудников, а есть херовые процессы. А ведь быть руководителем - это управлять процессами, а не выполнять работу быстрее, чем сотрудник.

Тут и тут я уже подробно останавливался на том, как мотивировать сотрудников и как ставить задачи правильно. Если не читали,… ну, блин, обидно. Почитайте, там интересно.

P.S.

Я долго пытался найти хорошее объяснение ситуации, когда руководитель делает работу за сотрудников. Книжки читал, видео смотрел, но везде объяснение меня не цепляло, чего-то не хватало. Потому я решил тут осветить проблему на своём примере и его этапах.

Но совсем недавно я наткнулся на выступление Стива Джобса перед какой-то большой аудиторией. И ему там задали вопрос, почему он не помогает своим сотрудникам с работой, когда у них что-то не получается? На что Стив ответил:

Мы строим команду, чтобы добиваться великих результатов на протяжении десятилетий, а не для реализации годовых проектов.

Эта фраза мне очень зашла. Ведь, если задать себе вопрос, а как должна выглядеть работа команды, чтобы эта команда могла десятилетиями творить великое и ни ломаться, ни останавливаться, и переживать все кризисы. То можно понять, что это совсем отличное от команды, которая просто должна реализовать какой-то проект.

Я уверен, что если вы пропишите то, как должна выглядеть эффективная работа вашей команды длинной в десятилетия, то вы увидите драматическую разницу от той работы в команде, которая есть у вас сейчас.

Еще больше у меня в телеграм: https://t.me/ly4shikanal

2 комментария

смысл сотрудников ,которые не выполняют свою работу?) Я то сделаю,а ты тогда тут за чем?) Зачем я плачу тебе зп и т д

1

Верно!
Но когда-то я был молод и глуп, с другими мыслями в голове)