Подкасты-соседи: анализ экосистемы российской подкаст-индустрии

Как связаны между собой подкасты? Каким образом пересекается аудитория самых популярных проектов? Мы составили интерактивную карту связей подкастов в русскоязычной индустрии.

Всего месяц назад Дэн Мисинер из студии Pacific Content решил составить карту связи подкастов на площадке Apple.

Он пришел к выводу, что англоязычные подкасты распределяются в отдельные группы, районы. Между этими районами есть мосты — шоу, которые связывают районы между собой. Есть отдельные редкие подкасты, чья аудитория никак не пересекается с другими шоу из топа.

Мы решили провести такой же анализ для русскоязычного сегмента Apple Podcasts. Для каждого подкаста из Top Shows мы нарисовал точку на карте. А потом посмотрели с какими еще проектами они связаны через вкладку «Вам может также понравиться».

Так, например, подкаст «Поэпизодный клан» связан с «Поинткастом», «Шумом и яркостью», «В предыдущих сериях», «Истории кино», «Чего бы посмотреть» и «Tunu40k Goblina». Все эти подкасты связаны с кинотематикой.

Однако нужно отдельно отметить, что график никак не учитывает категории подкастов. Логично, что подкасты про кино имеют общую аудиторию, но из категорий никак не может вытекать связь, например, между подкастом журнала GQ и тру-крайм проектом «Без срока давности».

Вот так выглядит результат работы (интерактивная версия по клику)

Подкасты-соседи: анализ экосистемы российской подкаст-индустрии

Какие особенности распределения групп подкастов нам удалось выделить в ходе анализа?

  • Российские подкасты сгруппированы гораздо более кучно, чем проекты на западном рынке. В центральной части графика собрано больше четверти всех подкастов из топа. Невероятно много связей с другими проектами у таких подкастов, как «Это разве секс?» (26), «Так вышло» (33) и «Это Провал» (25).
  • Тем не менее центр графика разделен на менее заметные скопления: подкасты про психологию и подкасты про науку.
  • На периферии карты, более оторваны от остальных проектов сформировались следующие группы: подкасты для гиков, музыка в подкастах, радийные проекты и подкасты для обучения английскому языку.
  • На западном рынке гораздо большую роль играют тру-крайм проекты. Они не только составляют отдельную группу, но и распределены по другим частям карты. В российском топе Apple Podcasts находится всего три подкаста этой тематики: «У Холмов Есть Подкаст», «Без срока давности» и «Дневники Лоры Палны». Причем два последних проекты одной и той же студии — SoundStream.
  • Еще одно явное отличие российского рынка — это отсутствие отдельно стоящей группы бизнес-подкастов. По сравнению с ситуацией с тру-краймом, подкасты на эту тему в российском топе есть, но они оказываются связаны не столько между собой, сколько с другими популярными проектами. То есть, по факту, они не воспринимаются нишевыми.
  • Два из четырех подкастов, у который нет никаких связей с другими проектами из топа, посвящены коронавирусу. Это «В эпицентре» и «Слышь, вирус, а корона не жмет?». Они не связаны ни с подкастами о медицине, ни с проектами других журналов.

Зачем это нужно?

У этой карты и, в целом, у такого подхода к анализу подкастов есть сразу несколько областей применения.

  • Помочь рекламодателям выявить пересечения аудитории и более качественно закупать рекламу. Подкасты «Вся правда об экологии» и «W-Talk», казалось бы, ничем не связаны, но при этом интеграция в них может воздействовать на одних и тех же слушателей.

    Подкасты в категории «Технология» никак не разделены на подкатегории, но они могут сильно отличаться между собой. Проведя схожий анализ в рамках одной категории, можно будет определить скопления подкастов с одной и той же аудиторией. Это позволит более прицельно проводить рекламные компании.
  • Подсказать подкастерам, с кем стоит делать коллаборацию или обменяться промо.
  • Подсказать подкастерам, с какими темами связан их подкаст. Благодаря этому они смогут, за счет выбора тех или иных тем в выпусках, специально попасть в скопление подкастов, что поможет новой аудитории найти их проект.
  • Открыть новое поле для исследования механизмов поиска подкастов. Это, в будущем, может повлиять на поисковую оптимизацию и методы работы в подкаст-индустрии.

Более подробный разбор карты подкастов читайте на сайте Podcasts.ru.

В последующих статьях мы продолжим анализировать экосистему русскоязычного подкастинга с помощью карт связи между проектами более подробно, в частности, внутри категорий.

1414
12 комментариев

Интересная аналитика, ребята. Спасибо за труд! Выводы можно дополнительно развить. Как про выгоду для рекламодателей, так и для потенциальных коллабораций. 

2
Ответить

Я одна сначала прочитала Порно индустрии)))?

Ответить

Странная карта. Например, есть подкаст "Арсанты", который уже не один месяц занимает 1ю строчку в разделах художлитература и научная фантастика- а тут его вообще нет.

Ответить

В карту включены только подкасты, которые на момент написания исследования находились в топ-100 русскоязычных подкастов Apple Podcasts 

1
Ответить

Зачем нужны подкасты? Шляпа какая-то.

Ответить

Это по сути радио 21-го века. Ты сам выбираешь тему, время и место.
Ты же смотришь видео на YouTube? Тут тоже самое, только для тех, у кого нет времени и желания смотреть. Хотя теперь и на YouTube можно не смотреть и слушать.

1
Ответить