Креативщик на фрилансе. Мотивация, оптимизация, прекариат

Этот текст — авторская рефлексия по итогам перехода в найм после 9 лет работы на фрилансе в креативе. Автор (то есть, я) — креативный директор Станислав Булацкий, сценарист и режиссер видео для бизнеса, обладатель ряда международных наград за визуальный креатив, включая Telly, Muse, Cannes Corporate и другие. Главная цель публикации этой статьи в том, чтобы за счёт полученного опыта помочь начинающим специалистам из креативной индустрии, принимающим решение «фриланс или постоянка» прямо сейчас и в ближайшем будущем, предметно показав подводные камни одного из этих решений. Надеюсь, на VC есть и такая аудитория. Вторичная цель статьи — предложить предпринимателям и продюсерам, делающим дела в агентствах и студиях, новый взгляд на их отношения с работающими на них людьми и рынком в целом. Будет длинно, поехали!

[Не]большая предыстория

В 2015 году развалился небольшой продакшен, который вели мы с другом. Наша дружба, откровенно говоря, тоже развалилась, но чёткую причинно-следственную связь между этими событиями я так и не выявил. Задачи, которые мы могли закрывать вдвоем, я в одиночку затащить больше не мог. На мне в основном была креативная часть работы, поэтому я решил, что мне стоит предложить свои услуги креатора другим продакшен-агентствам. Можно было вести свой продакшен дальше и нанимать людей или сразу целые команды. Я пытался комбинировать, но со временем сошел с этого пути, не стал продюсером-предпринимателем и полностью переквалифицировался во фрилансера-исполнителя.

К 2015 году в VK уже во всю расцвело сообщество «АЕ», посвященное моушен-дизайну. В один прекрасный день Николай Скавинский объявил там конкурс на поиск сценариста в штат его продакшена. Предлагалось сделать тестовый spec-проект, три концепта анимационного видеоролика-эксплейнера плюс полный сценарий по одному из концептов. Я залетел без какого-либо опыта в написании анимации. Должность в штате не получил, но через какое-то время меня — среди прочих ребят, не зачисленных в штат — Николай зафорсил на стене АЕ. Так меня заметили, и появились первые клиенты, которые пришли к человеку фактически без портфолио с предложением написать сценарии за деньги. Шлю им горячую благодарность в прошлое сквозь года.

В первые годы креативы и сценарии были простецкими. По началу в моей работе не было ни каких-либо учебных материалов, ни даже референсов. Насмотренность я стал как-то сознательно развивать лишь спустя года три. А в первое время в работе я просто опирался на свой интерес к рекламе, логику, интуицию. Почему-то ребята, с которыми я делал свои первые шаги, меня поддерживали и давали новые проекты. Не думаю, что это было от того, что я как-то по-особенному хорошо справлялся. Скорее, я просто справлялся как-то, просто «был», отвечал вовремя, соблюдал сроки. Ну и меня можно было найти в интернете. В какой-то момент я даже стал думать, что я уникальный специалист, один из немногих, кто может придумывать рабочие сценарии для эксплейнеров. Разумеется, это было и есть не так — таких людей много, только они недоступны широкому рынку и делают свою работу за дверями больших и не очень креативных агентств.

Итого, с 2015 по 2024 год я работал фрилансером-сценаристом, креативным директором и режиссёром анимационных роликов для бизнеса. За эти годы я прямо или косвенно посотрудничал с пятьюдесятью агенствами из России, Украины, Казахстана, Латвии, Польши, Нидерландов, США, Канады, ОАЭ, Сингапура — и сделал как минимум пятьсот больших и маленьких проектов для клиентов со всех обитаемых континентов. Девять лет я жил исключительно за счет попроектной работы. Пару раз смог договориться на процент от проекта, пару раз получил бонус за приведённого клиента. Все остальное — только гонорары, только хардкор!

На фриланс

В начале фриланс казался чем-то великолепным. Всё как в рекламе онлайн-курсов. Просыпаешься во сколько хочешь. Работаешь откуда угодно. Никаких графиков и отчетов, вялых партнеров, злых работодателей или боссов-чудил. Слово «выгорание» тогда еще либо не стало мейнстримом, либо не существовало для меня вовсе. С клиентами почти не пересекался — зачем, на все есть продюсер. Пока все друзья-знакомые жаловались, как им тяжело дается работа в коллективе, ранние подъемы и дорога в офисы, чего стоит взять больничный, какими словами называют их начальники — я наслаждался своей свободой. Ты работаешь сам на себя. Тебе никто не указ. Ветер в волосах и выделенная полоса к успеху.

Через года 3-4 ситуация качнулась в другую сторону. Я начал замечать, что мои однокурсники, устроившиеся после универа на низкие должности в больших компаниях, начали больше меня путешествовать, покупать машины и квартиры, чаще обсуждать инвестиции, идти за вторым образованием, заводить детей. Я сделал вывод, что надо бы работать поэффективнее и перестать расслабляться под личиной свободного от забот повесы-фрилансера. Пошел учиться в аспирантуру по экономике. Для повышения эффективности в рамках оптимизации рабочего процесса стал использовать радикально больше рефов, намеренно развивать насмотренность и, с другой стороны, заботиться о публикации и актуализации своего портфолио. Так, шаг за шагом, к 2020 году я превратился в машинку для написания сценариев — иногда получалось делать по 5 проектов в неделю, по одному проекту в день. Красиво, правда?

Прочность моей позиции и благосостояние, разумеется, выросли. Но еще через пару лет работы на максимальной эффективности я увидел, что ребята, работавшие под крылом компаний, продолжают движение вперед, а мой ресурс для оптимизации исчерпан. Я и так пишу сценарии максимально быстро, платить больше особо никто не торопится, а в сутках по-прежнему 24 часа. И я понял, что мой рост, в общем-то, на этом закончен. Я делал сложные проекты с крутыми студиями для топовых клиентов. График полностью упакован. При этом те, с кем я, как вы поняли, привык себя сравнивать, и не думают останавливаться — они только набирают ход, открывают новые горизонты собственной значимости и дохода, выходя на менеджерские позиции в институциональных организациях. Продолжительная рефлексия и анализ в итоге привели к тому, что я оставил фриланс. Далее идут инсайты, которые стали главными драйверами этого решения.

О плохом

Я намеренно сгущаю краски в этой части текста, хотя многие аргументы можно порой развернуть на 180°. Я не рассматриваю контраргументы — вместо этого следующая часть будет посвящена положительной стороне саморазвития на фрилансе. Но сперва только о «плохом».

Первое. Когда ты фрилансер — ты существуешь в вакууме. Компании-заказчики по ряду причин не спешат включать тебя в свою рабочую инфраструктуру, не доверяют тебе внутреннюю информацию, не делятся мотивами внутренних решений. Это очень сильно тормозит развитие — ты видишь картину только со стороны исполнителя, пока буквально не потребуешь обратного. Можно качать хард-скиллы сколько угодно, но без тотального вовлечения в рабочие процессы софт-скиллы рискуют остаться на зачаточном уровне надолго или навсегда.

Второе. Даже в хард-скиллах как фрилансер ты эволюционируешь слишком медленно. Все шишки тебе надо набить самому, потому что у фрилансера нет начальника или ментора, который скажет «делать надо так». Когда ты привязан к стабильному рабочему коллективу, он формирует среду для развития — ты либо быстро подтягиваешься до уровня процессов и неформальных взаимодействий этого коллектива, либо идешь пытать счастья в другом месте. Коллеги дают самое лучшее ускорение, и постоянная работа в устоявшемся коллективе не сравнится в этом параметре с позицией фрилансера, пусть даже и с фиксированным пулом заказчиков. Вы потому и фрилансер, что агентства не хотят тратить ресурсы и инвестировать в ваше большее вовлечение в их внутренние процессы.

Третье. С фрилансерами никто не возится. Вы расходный материал. Ваше право на отдых, состояние души и поиски вдохновения — это ваши заботы. В агентстве все заняты своими делами, и если вы не его законная часть, то ваши дела всегда ниже по приоритету. Разумеется, на предъявляемых к вам и вашей работе требованиях это не отражается. Вы меняете результат на деньги. Несоблюдение сроков и просадка по качеству по любой причине — нарушение условий вашего соглашения. Вас никто не «прикроет» и не «подменит», как это бывает в любом здоровом коллективе. На первом месте по важности всегда будет результат, а не человеческие отношения.

Четвертое. Не являясь формальной частью команды, вы лишены привилегии влиять на рабочие процессы и то, как они организованы. Работа по принципу «принял-отдал» с одной точкой контакта в виде менеджера или продюсера не ведет к развитию навыков совместной работы и коммуникации. Вы лишаетесь едва ли не самого важного, что нужно работнику в мире будущего. Кроме того, менеджеры в агентствах почему-то часто бывают неопытными и невовлеченными, с неблизким вам подходом к работе или образом мышления. Если вы не можете влиять на процессы и не имеете доступа к вышестоящему руководству, то продолжать работать с этим агентством комфортно для себя у вас не выйдет.

Пятое. Если вы захотите выставлять ваши работы на фестивалях, что критически важно для карьеры в креативных индустриях, то оформлять и платить за заявки вам придется самостоятельно. Далеко не все агентства и студии понимают важность этой активности и, соответственно, не готовы инвестировать в неё ресурсы своего бизнеса. Они и так сидят в пулах крупных заказчиков и не нуждаются в том, чтобы их имя гремело на всю индустрию, ведь счастье (also known as бабло) любит тишину. С другой стороны, если студия инвестирует в важную для себя и своего бизнеса фестивальную работу, то ресурсы фрилансера привлекут только во вторую очередь, после всех «своих». Удел фрилансера — самостоятельно подавать вторичные для рынка работы за собственные деньги на фестивали второго и ниже эшелонов. Больших наград не будет.

Шестое. Возвращаясь к первому и последующим пунктам, типичный фрилансер в своем недовитом коконе — это идеальная жертва для коммерса. На рынке множество недоагенств, недостудий и прочих недо-, которыми управляют недопредприниматели — горе для фрилансера. Я говорю о людях, которые в погоне за большими или маленькими коммерческими успехами забывают (или вовсе не знают) о том, для чего существует наша индустрия. Почему жертва? Когда ты фрилансер, особенно начинающий, ты должен брать все сулящие профит заказы, просто чтобы жить. Это водоворот, где зачастую нет времени оценивать за и против, надо брать и делать здесь и сейчас, чтобы не остаться голодным. И вот, в какой-то момент ты понимаешь, что ты не наполняешь сердца аудитории эмоциями и даже не шевелишь экономику, продвигая революционные продукты. А делаешь третьесортную лажу в атмосфере рабочего барака под началом бездушных коммерсов для клиента-преступника. Ты и жертва, и соучастник.

Седьмое и последнее. Мы не молодеем. Со временем все сложнее и сложнее без потерь концентрироваться на множестве задач, гибкость мозга теряется, и ты уже не можешь ланью в течение дня скакать из проекта в проект, одной рукой доделывая правки, а другой читая материалы по новому проекту. В 30 я отлично справлялся, а к 35 уже сдулся, и хаотичный характер рабочего процесса в течение дня стал выматывать до невозможности. И с пяти проектов в неделю я постепенно вернулся к тому, с чего начинал — примерно четыре проекта в месяц, один в неделю — но уже в 10 раз дороже. Однако по общему уровню фокуса, сложности задач и удовлетворению от получения результатов это всё равно не сравнится с режимом, в котором ты занимаешься одним проектом полгода и больше. Чего фриланс дать не может.

О хорошем

Нет худа без добра! Удивительно, как наши предки научились короткими фразами отрубать пути для глубокого погружения в рефлексию. Но мой репорт будет совсем уж однобоким, если я не раскрою в нем и позитивные итоги прошедших лет. Опять же, это мой личный опыт, и будь на моем месте человек с другим майндсетом и организацией личности, наверняка, его набор итогов — и негативных, и позитивных — был бы иным.

Итак, первое. Несмотря на то, что в больших фестивалях мне с моими работами засветиться не удалось, кое-что из второго и следующих за ним эшелонов я все-таки зацепил. Сначала я сам сообразил, что надо подаваться — и подавался, куда считал уместным. Так получил серебро на Cannes Corporate и еще одно на фестивале поменьше. Потом и мои наниматели подтянулись, стали периодически подавать хорошие работы. В составе разных команд я удостоился ряда наград на Telly, Muse, NYX и других международных фестивалях. Приятным моментом стало одобрение моей заявки на включение в жюри интернет-проекта Motion Design Awards. Классная штука — автоматически мотивирует следить за тем, что происходит на нашей кухне, еще и без особых временных затрат.

Второе, как раз о времени. Я научился расходовать рабочее время очень и очень эффективно. Без лишней скромности, тут я собой горжусь. Задачи, которые 10 лет назад занимали три дня, я научился в итоге делать за несколько часов. В какой-то момент ты кристально понимаешь свою ситуацию: твоя работа — это обмен времени твоей жизни на деньги.

Третье, логичное. Я победил прокрастинацию и вычеркнул из расписания время на «поиски вдохновения», что, по сути, то же самое. Каждый сэкономленный час ты можешь потратить на другую задачу. Либо на качественный отдых, необходимость которого мне пришлось ощутить и признать — к счастью, не встретившись с выгоранием со всеми его побочками. Отдельное спасибо за это моей жене.

Разумеется, для экономии времени потребовалось эффективно выстроить рабочие процессы. Это четвертое хорошее. Примеры? Перед тем, как браться за задачи, с какого-то момента я начал требовать качественно сформированный бриф — в нужной именно мне форме. Работал с проверенными и ответственными продюсерами, которые не позволяли себе расточительно распоряжаться моим (и своим) временем. Создал шаблоны для типовых задач. Я считаю, что именно оптимизация позволила мне делать накопления, путешествовать, пробовать новое. Само даже осознание того, что личная эффективность, в конечном счете, приносит больше денег и позволяет жить более приятную и активную жизнь, стоит дорогого.

Пятое. На собственном опыте испытав и отладив эффективные рабочие процессы, я начал учить этому коллег и подчиненных. Ну как учить… мягко доносить ценность в случае первых и требовать в случае вторых. Также иногда давал бесплатные советы продакшенам, в процессы которых я был вовлечен более глубоко. Когда я столкнулся с построением процессов в создаваемом уже мной самим продакшене, весь этот опыт очень пригодился и принес реальную пользу, что очень понравилось начальству и дало соответствующие плоды для меня лично.

Наконец, шестое. Я точно понял, что для меня является краеугольным камнем успешной совместной работы, и что больше всего вдохновляет. Это люди. Удовольствие, почти недоступное для фрилансера — окружить себя ответственными, увлеченными и сосредоточенными людьми, взаимодействие и совместные результаты с которыми мотивируют работать с должной энергией, день за днем открывать одни и те же программы, проводить рабочее время в полной концентрации и выдавать хороший результат. За 2021 год я написал сценарии больше чем для сотни проектов. Во многом это стало возможным благодаря сложившемуся кругу моих коллег и работодателей, который делал мои рабочие будни осмысленными и почти не стрессовыми. Всем им — спасибо.

Прекариат

Я довольно долго вынашивал, писал и редактировал этот текст. Вероятно, значительно дольше, чем следовало бы. Зато в процессе работы над ним мне попалось несколько релевантных концептов, один из которых я даже решил затронуть здесь. Это понятие «прекариат», с которым раньше я не был знаком. Википедия определяет прекариат как класс социально неустроенных людей, не имеющих полной гарантированной занятости. Этот класс составляют работники с временной или частичной занятостью, которая носит постоянный и устойчивый характер. То есть, простым и современным языком, прекариат — это фрилансеры. Самозанятые.

Принимая важные решения о своей жизни и планируя будущее, крайне важно быть честным самим с собой и осознавать свое место в обществе. Наши деды, ведомые Лениным, честно пытались стереть классовую разницу, но я не вижу, чтобы у них это получилось. Это касается постсоветского пространства, что уж говорить про давно сложившее западное общество, почти не испытывавшее серьезных классовых потрясений со времен революций рубежа XVIII-XIX веков. В развитых странах давно сложились глубоко классовые общества. Пониманию классовости детей буквально учат в школах, и это крайне нужное знание по дороге к личному счастью.

Так вот, вернемся к Википедии и прекариату. В отличие от пролетариата — промышленных рабочих ХХ века, которые не имели собственных средств производства и поэтому продавали свой труд, чтобы жить — члены прекариата лишь частично вовлечены в труд и должны заниматься обширной неоплачиваемой деятельностью, которая необходима, если они хотят сохранить доступ к рабочим местам и достойному заработку. Классические примеры такой неоплачиваемой деятельности включают в себя постоянный поиск работы (например, нон-стоп апдейты шоурилов и портфолио, посещение собеседований), а также постоянное пребывание в состоянии отреагировать на предложения о работе — я называю это «самоаккаунтинг». На это уходит уйма времени. При этом за то, что вы всегда находитесь в «ожидании работы по вызову», вам никто не заплатит.

А теперь к уже приведенному ранее тезису: большинство фрилансеров — жертвы своих работодателей. Мои простейшие калькуляции показывают, что некоторые студии в принципе существуют лишь потому, что наши коллеги сознательно соглашаются на незащищенный, низкооплачиваемый, сессионный труд, разменивая свое будущее на мыльный пузырь под вывеской «просыпайся во сколько хочешь» или «работай из кафе». Нелепо? Больно! Да, есть неуверенность в себе. Да, есть конкуренция. Но поймите: наши эксплуататоры живут свою лучшую жизнь, путешествуют, покупают квартиры только потому, что мы, коллеги, сознательно согласились на меньшее и сами записали себя в прекариат, позволяя другим спускать нашу жизнь за копейки. Осознайте, держите в голове и, в конце концов, либо победите, либо полюбите этот классовый разрыв.

Можно иначе?

Разумеется, фрилансер фрилансеру рознь. Есть вполне понятный тип ситуаций, когда фриланс — это крайне верный и финансово обоснованный выбор. Если вы узкий специалист с качественным портфолио, с именем, со связями в индустрии, то, скорее всего, ни одна студия и ни один работодатель не смогут полностью удовлетворить ваши амбиции. Ни финансовые, ни творческие.

Посмотрите, как в стабильной и давно сложившейся нише работают режиссеры рекламы. Формально это те же фрилансеры. Но за каждым именем стоит агентство талантов, которое за мзду, закладываемую в гонорар, полностью покрывает задачи аккаунтинга, юридическую сторону, документооборот и другие вопросы, позволяя режиссеру полностью сосредоточиться на том, за что ему платят — и это не съемки. Прежде всего, это рубка в тендерах и прокачивание своего таланта. И агентство, и рынок в целом заботится о том, чтобы время «простоя» режиссера было оплачено.

Хотите так же? Агентства будут вас обслуживать в обмен на ваши скилы, просто бизнес. Чтобы попасть в ростер, вам нужно быть сформировавшимся специалистом. И есть два пути. Либо биться за возможность работы в коллективе на ничтожной позиции с крошечной зарплатой, но с целью таким образом попасть в инклюзивную среду и прокачаться. Либо начинать фрилансить «с нуля», подбирая крохи с барского стола — так, как в свое время вольно или невольно поступил я. Этот опыт я описал достаточно подробно с разных сторон.

Кстати, вот вам тест. Если вы чувствуете, что нанимающие вас агентства/продакшены/студии обслуживают вас не хуже, чем они обслуживают своих клиентов, поздравляю! Фриланс — ваш безошибочный выбор. Вы знаете, что можете выдвигать условия, и если они не будут соблюдены, то вы с легкостью найдете на рынке те компании, которым ваши услуги нужны не меньше, и которые более внимательно отнесутся к вашим требованиям. Однако если соблюдение ваших условий не особо интересно нанимателям, либо же вы в принципе не чувствуете себя в силах их выдвигать, то вы — жертва.

Резюмируя

Здесь признаюсь сам себе, что вышло длинновато, жестковато, местами даже по-злому, но все же очень по-личному. Не рассчитываю, что мой опыт окажется релевантным для многих. Но я верю, что в силу особенной восприимчивости кому-то этот текст всё же может запасть в душу и обнажить возможные подводные камни одного из самых важных решений в жизни — выборе карьерного пути.

К счастью, жизнь довольно длинная, и у людей в наше время есть пространство для радикальных изменений, в том числе карьерных. Тому масса примеров. Довольно внезапно решил изменить карьерный вектор и я сам — из креативщика на фрилансе превратился в наемного менеджера с прицелом на бизнес консалтинг в сфере коммуникаций и маркетинга. Куда получится дойти по этому пути? Напишу через 10 лет.

22
1 комментарий

грустная история) для фриланс не для тех кто хочет быть начальником) разве что если считать свой бизнес фрилансем)

Ответить