Кровью и потом: сайд-проекты

Я думал, что заниматься сайд-проектами будет легко и прибыльно...

С чего все началось?

В 2010 году, вдохновленные просмотром фильма The Social Network, мы с друзьями решили стать миллионерами и с головой ушли на следующие 3 года в разработку своего стартапа. Подняли инвестиции, съездили в США, зарелизили 4 версии продукта, прошли обучение в бизнес-инкубаторе и... закрыли проект.

Проект закрыли, а гештальт — нет.

Позже было несколько попыток сделать что-то новое, но, по разным причинам, до публичного релиза и зарабатывания денег не доходило.

Tracktions

В 2017 году, волею судеб и дикого желания, я переезжаю работать в Гамбург. Парой месяцев позже друг, с которым мы делали первый проект, тоже переезжает работать в эту же компанию. Закрепившись на работе и решив все дела с переездом, у нас снова начали появляться мысли о совместном стартапе.

Я уже какое-то время подумывал сделать что-то на React Native, когда друг пришел с идеей приложения. Так, в мае 2018 мы начали работать над проектом, который должен был стать первым из серии многих других.

Функционал был довольно простым и бета-релиз, по прогнозам, должен был состояться через пару месяцев. Но неожиданно солнечное, теплое лето — достаточно редкое явление в Гамбурге — внесло свои коррективы и приложение получало не так много любви, как мы планировали.

Через полгода разработки, доработки, изменений и обновлений версий React Native, 30 ноября 2018 приложение было принято в Test Flight.

Мы начали тестирование среди друзей и параллельно продолжали дорабатывать продукт: улучшали дизайн, переписывали какие-то части и писали тесты, сделали сайт, записали видео. В общем, постепенно мы входили в ритм и все шло к релизу.

Первая версия дизайна
Первая версия дизайна

Повышаем сложность

До релиза оставалось совсем немного, когда друг сообщил о решении покинуть проект. Внешне я воспринял это довольно безэмоционально, но это было сильным и неожиданным ударом. Человек, который инициировал проект, отвечал за дизайн и продвижение продукта, уходит из проекта, оставляя меня одного.

В то же время, я искал новую работу и почти все свободное время проводил в подготовках и прохождению собеседований.

Мне было сложно для себя ответить что делать дальше. Энергии ни на что не было, хотелось бросить проект и больше никогда не заниматься подобными вещами. Но другая часть меня злилась и хотела хоть что-то довести до релиза и научиться продвигать продукты.

27 мая 2019 Tracktions официально появляется в AppStore. К этому моменту, я понимаю, что находить силы на проект становится почти невозможным и перехожу в режим отдыха. Сажусь работать только, если есть желание что-то сделать, но торопить себя перестаю. К тому же, мне надо было осваиваться на новой работе, что требовало достаточно много сил.

Через 4 месяца я переезжаю в Берлин, где нашел новую работу (видимо, перемен за последнее время было недостаточно). Первые полмесяца я спал в спальнике на полу у друга, а по выходным ездил в Гамбург, где готовил старую квартиру к сдаче.

Работу над проектом я прекратил до тех пор, пока не получил официальное разрешение от компании работать над своими проектами вне рабочего времени. Это нормальная практика, если хочется избежать потенциальных проблем.

Попытки продаж

Постоянные доработки и улучшения продукта — оказались простым избеганием этапа продаж.

Больше всего меня напрягало именно то, что я не знал как оформить предложение. Продукт есть, я им пользуюсь, но нормально рассказать о нем не получалось.

В голове постоянно менялось видение того, как преподносить идею и не было ощущения целостности. Идея простая, но в тоже время не получалось рассказать какую проблему оно решало.

Чтобы хоть как-то понять это, я рассказывал о продукте всем подряд: на собеседованиях, коллегам, людям в твиттере; в надежде получить ценный фидбек или найти тот самый вариант, при котором щелкнет — оно.

За это время, мне все же удалось продать пару копий приложений, но от активного продвижения меня удерживало то, что не было версии для Андроид, а значит большая часть аудитории отпадала.

Второе дыхание

В апреле 2020 компания, в которой я работаю, перевела всех сотрудников на частичную занятость. Наша команда работала всего 8 часов в неделю и это давало мне шанс снова погрузиться в работу над приложением.

У меня было уже пару идей, того что нужно подготовить для продвижения. Но на фоне тревоги из-за вируса, было очень сложно сконцентрироваться на работе и разработка протекала достаточно вяло.

Чтобы справиться с этим состоянием, я решил попробовать заняться дизайном приложения. На удивление, это очень хорошо сработало. Процесс очень затянул и уже через пару дней, сам того не замечая, я полностью перерисовал скрин, который давно хотелось сделать более свежим.

Позже я попробовал стримить процесс разработки. Результат эксперимента меня удивил, весь стрим — 2 часа я находился в состоянии потока и выдавал тот результат, который выдавал бы часа за 4. Так, была успешно проведена серия стримов, часть была на английском языке. За это время был нарисован дизайн, сверстана промо страница и написаны текста. Сделан редизайн приложения и появилась возможность легко менять цветовую схему. И самое главное, наконец-то была сделана, протестирована и опубликована версия для Андроид.

Новый дизайн экрана активности
Новый дизайн экрана активности

Чему я научился?

  • Разрабатывать приложения на React Native
  • Делать простые лэндинги
  • Писать текста, которые доносят идею проекта на английском языке
  • Рисовать дизайн приложения
  • Все еще в процессе, но уже понимаю как продавать
  • Доводить работу до релиза
  • Находить время для работы там, где его нет
  • Понял насколько это сложно работать над сайд-проектом, когда есть основная работа
  • Получать и работать над фидбеком
  • Стал смелее говорить о том, что делаю

А что дальше?

  • Четко определить временные рамки и KPI, чтобы понимать насколько имеет смысл продолжать заниматься проектом
  • Получить опыт публикации на Product Hunt
  • Изучить способы бесплатного продвижения

А зачем все это вообще?

Когда так долго работаешь над чем-то, а результатов нет и нет, начинают приходить мысли о том, что все это может быть напрасно и, наверное, есть смысл бросить все и заняться чем-то другим.

Каждые 3 месяца меня посещали подобные мысли и я старался дать себе честный ответ для чего я этим занимаюсь. В самом начале пути, я занимался проектом, чтобы получить опыт разработки мобильных приложений; потом мне хотелось довести проект до релиза, а сейчас я делаю это, чтобы получить опыт продвижения продукта и общаться с пользователями.

На протяжении всего времени, я старался сделать так, чтобы знания, которые я получаю — были ценны и вне этого продукта. В таком случае, я не ничего не потеряю, если решу прекратить работу над приложением.

Несмотря на все трудности, которые появляются на пути, я считаю, что работать над проектом вне основной деятельности — полезно. Это открывает дорогу к тому опыту и навыкам, которые на работе вы можете и не получить. Но которые могут изменить вашу жизнь к лучшему.

Приложение, о котором шла речь.

Оригинал поста в моем блоге.

33
4 комментария

"разрешение от компании работать над своими проектами вне рабочего времени"
Вы серьезно? Вне рабочего времени компанию не должно волновать чем и где я занимаюсь. Или я что-то не так понимаю?
На что еще принято спрашивать разрешение у компании где ты работаешь?

За статью спасибо, интересно почитать про подобный опыт.

1

Вспомни рамблер и nginx

Вот тут раскрыта немного тема https://www.youtube.com/watch?v=j9BEjaGmxIQ