Как выбрать вуз и не пожалеть: опыт учеников Тинькофф Поколения

Реальные истории поступления от учеников образовательных программ для школьников Тинькофф Поколение.

В вузах начинается приемная кампания. Мы собрали для вас реальные истории ребят, прошедших обучение в Тинькофф Образовании. В рамках образовательных программ для школьников Тинькофф Поколение они учились алгоритмам, математике и машинному обучению, а год назад поступили в лучшие технические вузы Москвы и Питера. Ребята откровенно рассказали, как выбирали вуз, волновались ли о ЕГЭ, как поступили и не жалеют ли о своем выборе через год учебы.

Тинькофф Поколение в фактах и цифрах

● Работает со школьниками 6—11 классов с 2018 года

● Учит алгоритмам, олимпиадной математике, машинному и глубокому обучению

● 248 выпускников за два года работы

● В 2018—2019 учебном году 72% московских выпускников Поколения поступили в ВШЭ, 21% — в МФТИ, 7% — в остальные вузы

Кирилл Рыжиков, факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ

Призер перечневых олимпиад по математике

Как выбрать вуз и не пожалеть: опыт учеников Тинькофф Поколения

Я учился в физико-математическом лицее, но школьных знаний по информатике для углубленного изучения предмета не хватало. Нас готовили только к сдаче ЕГЭ, мы программировали на Pascal и Basic, современных языков и технологий не изучали.

Я занимался олимпиадной математикой с 9-го класса и хотел подтянуться по информатике. Мне хотелось чего-то нового, углубленных знаний по алгоритмам, понять, как они вообще устроены. В школе даже на факультативах этого не было.

Помогло ли тебе Тинькофф Поколение в подготовке к поступлению в вуз?

Я попал в Тинькофф Поколение в 2018 году, в первый год, когда проект появился. Тогда он назывался Tinkoff Generation. О проекте узнал от друзей.

В Тинькофф я ходил на алгоритмы и структуры данных и в кружок машинного обучения, попал в поток начинающих. Нас знакомили с базовыми инструментами: библиотеками для работы на Python, современными теориями машинного обучения. В математические аспекты не углублялись, потому что у школьников нет базы, они не знакомы с линейной алгеброй и функциональным анализом. Больше было практических задач.

Например, классическая задача: предсказать вероятность того, выжил ли конкретный пассажир Титаника. Есть номер каюты, тип билета, возраст, информация о родственниках на борту. Вот и решаешь ее с помощью логистической регрессии.

Курсы по алгоритмам мне дали постоянную практику в программировании и новые знания. Преподаватель не бросал никого один на один с задачей. Если новенький стеснялся задать вопрос, то преподаватель сам видел это и подходил, предлагал помощь. Ведь когда решаешь слишком сложную задачу, которая пока тебе не по силам, то хочется просто забить на нее.

Мне нравилась атмосфера совместной работы с преподавателями и сокурсниками, находиться в окружении людей, которые говорят со мной на одном языке. Преподаватели на тот момент были сами студентами, старше нас на два-три года. Благодаря этому к ним было больше доверия, легче налаживался контакт.

Как выбирал вуз?

Я выбирал между МГТУ им. Н. Э. Баумана, ВШЭ и МГУ. Так как я учился в лицее при МГТУ, я уже знал их методику преподавания. На мой взгляд, она направлена больше на инженеров, а не на ИТ-специалистов. А меня интересовало именно последнее.

Я знал многих, кто учился в МГУ, некоторые знакомые из сферы машинного обучения рекомендовали именно МГУ как вуз с более фундаментальными знаниями. Плюс тогда у меня было субъективное ощущение, что в МГУ будет не так много учебы и у меня останется время на работу. Это оказалось иллюзией, в реальности все наоборот.

Как поступил в вуз?

В МГУ я поступил как призер перечневых олимпиад по математике. Это давало +100 баллов к результатам вступительного ЕГЭ и освобождало от внутреннего экзамена по математике, который все пишут при поступлении на ВМК МГУ.

Когда я поступил в вуз, нас распределяли по трем потокам: более продвинутому пилотному и двум основным. Нужно было решить тест из семи задач, чтобы пройти в пилотный поток. Тут мне и помог опыт олимпиадного программирования и учебы в Тинькофф. В Поколении мы решали задачи более сложного уровня. Я хорошо написал тест и прошел в пилотный поток.

Не жалеешь о своем выборе?

Нет, мне нравится, что в вузе глубокий академический подход к предмету. У нас меньше программирования и больше математики, чем в ВШЭ. Еще мы пишем на Ассемблере, больше изучаем архитектуру ЭВМ, у нас преподают академики РАН, более авторитетные в академических кругах преподаватели.

Совмещаешь ли работу и учебу?

Да, я работаю в Лаборатории Тинькофф в команде компьютерного зрения, над реальными задачами вместе с куратором и еще одним студентом. В офис мне ездить не нужно: вся работа в Лаборатории удаленная. Выдают задачу, работаю над ней в удобное время, главное, чтобы был результат. Но совмещать с учебой непросто, так как в день я трачу на работу от пяти до семи часов.

Максим Гапонов, факультет инноваций и информационных технологий МФТИ

Призер Всероссийской олимпиады по информатике

Как выбрать вуз и не пожалеть: опыт учеников Тинькофф Поколения

Я из Московской области, учился в местной физматшколе, занимался программированием с 8-го класса, участвовал в олимпиадах по информатике.

В 10-м классе ездил на Всероссийскую олимпиаду по информатике, но призером не стал. Я рассчитывал, что буду поступать как олимпиадник: уже знал, что хочу учиться в МФТИ, а поступить туда по результатам ЕГЭ не то что нереально, но очень сложно. Поэтому в 11-м классе я сконцентрировался на подготовке к олимпиадам. Диплом призера Всероса подтверждать не надо, он дает поступление автоматом, а среди участников около 45% получают диплом. Так что у меня были хорошие шансы.

Помогло ли тебе Тинькофф Поколение в подготовке к поступлению в вуз?

В летнем компьютерном лагере в Перми я узнал от знакомых, что открывается образовательный проект для школьников в Тинькофф. Там будут учить алгоритмам и машинному обучению, он бесплатный, но нужно пройти отбор. Подал заявку онлайн, получил задания. Решал задачи почти неделю, в итоге прошел.

Я поступил в поток по олимпиадной информатике, в самую старшую параллель. Там были в основном ребята из Москвы, много призеров Всероссийской олимпиады по информатике.

Мы занимались раз в неделю по несколько часов. Мы все знали С++, так как это самый популярный язык для спортивного программирования. На занятиях проходили потоки, суффиксные структуры, то есть довольно продвинутые для школьников темы.

Решали сложные задачи. Если решить задачи такого уровня сложности на Всеросе, можно стать призером или победителем. Мне нравится процесс совершенствования навыков, прокачка мышления, когда решаешь все более и более сложные задачи и учишься находить нестандартные решения.

Каждую неделю мы писали тренировочную олимпиаду из дома (дистур), в течение пяти часов без перерыва. Тренировки помогли прокачать навык работы в тайминге олимпиады, чтобы на ней самой это не было стрессом.

Как выбирал вуз?

В 11-м классе я выбирал между МФТИ и ВШЭ. Я был на сборах при подготовке к региональной олимпиаде на базе МФТИ, участвовал в других мероприятиях. Вуз занимает второе место в России в общем рейтинге лучших университетов мира THE 2020 (Times Higher Education). Я много смотрел на его учебные планы. А в ВШЭ собирались поступать многие мои знакомые.

Как поступил в вуз?

В 11-м классе я сильно не нервничал из-за поступления и ЕГЭ, у меня стояла другая задача — участие во Всероссийской олимпиаде по информатике, Всеросе. В итоге я стал призером в 2019 году и поступил на физтех.

У меня была большая дополнительная нагрузка после школы, но это мотивировало не лениться и делать многое. Тут принцип такой: ты просто находишь время позаниматься всем, и постепенно появляется результат.

Не жалеешь о своем выборе?

Я не пожалел о поступлении в МФТИ. Я хотел много учиться — и да, мы учимся очень много. Нагрузка больше, чем в школе, и халявить не получится. Приходится делать много и для своего развития, и для вуза.

Мы учим много разных предметов по специализации. Кто-то может сказать, что это лишняя трата времени, а мне кажется, что наоборот — базовый кругозор для того, чтобы определиться со специализацией в будущем. Если студент учит много из разных областей знаний, он может и выбирать из разных видов деятельности.

Конечно, у нас были предметы, которые развивают именно навыки разработчика: годовой курс по С++, семестровый курс по Python, технологии программирования. И если для олимпиад я просто учился решать задачи с помощью языка, то теперь изучаю, как он фундаментально устроен.

Совмещаешь ли работу и учебу?

Нет, много учебы, но некоторые мои однокурсники успевают еще и работать. Планировал в это лето попасть на стажировку в Яндекс.

Костя Амеличев, факультет компьютерных наук ВШЭ

Победитель Всероссийской олимпиады по информатике

Как выбрать вуз и не пожалеть: опыт учеников Тинькофф Поколения

Я из Москвы, учился в гимназии № 1540. Это хорошая школа с технологическим уклоном, но она не входит в топ лучших в городе. Я учился в инженерном классе, у нас была усиленная программа по информатике и робототехнике. И достаточно хорошая математика.

Я заинтересовался техническим направлением лет пять назад, ездил на соревнования по робототехнике. В 10-м классе стал думать о поступлении в вуз. Решил, что хочу поступить как олимпиадник, без переживаний о результатах ЕГЭ.

Помогло ли тебе Тинькофф Поколение в подготовке к поступлению в вуз?

О проекте узнал от знакомых. В 11-м классе я планировал поступать только на алгоритмы и структуры данных, а в итоге стал ходить на все направления: алгоритмы, машинное обучение и олимпиадную математику. Ездил туда как на работу, три раза в неделю после школы, некоторые занятия были по пять часов подряд.

Я успевал много заниматься, так как в школе на меня сильно не наседали, знали, что я олимпиадник, и по поводу ЕГЭ я не нервничал. Большую часть времени в школе я сидел с ноутбуком и делал домашки для Тинькофф Поколения.

Мне нравится решать задачки по информатике, потому что это и задачи на логику, и приближенные к жизни, в отличие от математики. Например, на Всеросе решал задачу: какие парты нужно купить в школу, чтобы они подошли детям из разных классов разного роста. Захватывала идея, что если правильно решу задачу, потенциально принесу пользу в реальной жизни.

До 10-го класса я ходил на очень много кружков в разных местах. И везде было чувство, что тут собрались случайные люди. Не было ничего похожего на тусовку олимпиадников. Именно это я обрел в Тинькофф Поколении.

Когда я ходил на алгоритмы и структуры данных, мне очень помог формат решения настоящей олимпиады в режиме реального времени в течение пяти часов. Это помогает распределять время и тренировать выдержку. Бывало, что я решал задачи дома и просто засыпал от усталости.

В любом случае, решать задачи гораздо интереснее, чем учиться в школе. Школа — это была моя обязанность как ребенка, но мой основной интерес был в олимпиадной информатике.

Кроме решения задач много удовольствия мне доставляли занятия по машинному обучению. Я делал проект по специальному цветофильтру для фотографий. Машинное обучение вообще доставляет мне много кайфа. Например, после пяти часов решения олимпиадных задач на сборах при подготовке ко Всеросу мне нужно было сидеть и ждать разбора: в это время я открывал ноутбук и смотрел, как моя нейронная сеть генерирует лица. Я сидел и тыкал в код, чтобы она генерировала их лучше.

Как выбирал вуз?

До сих пор не понимаю, как выбрал вуз. Родители не давили. Я больше слушал отзывы знакомых. Да и в Москве не так много мест, куда можно пойти учиться ИТ-технологиям и получить топовое образование.

Конечно, были важны и рейтинг вуза, и учебный план, но на выбор влияли чисто прагматические факторы. Например, мне хотелось, чтобы здание университета было внутри Москвы, а значит, физтех МФТИ отпадал, так как он находится в Долгопрудном.

Плюс в Вышке меня привлекала накопительная система баллов, где важно не то, как ты отвечаешь на одном-единственном экзамене в сессию, а работа в течение всего учебного времени: как ты делал домашки, как выступал на коллоквиуме. Потому что на экзамене легко ошибиться из-за невнимательности или просто разволноваться. И это не очень справедливая система оценки, на мой взгляд.

Как поступил в вуз?

В итоге я считаю, что Поколение мне очень помогло: я стал победителем Всероссийской олимпиады по информатике 2019. Я поступил как олимпиадник без конкурса.

Не жалеешь о своем выборе?

Я учусь на двух продвинутых потоках одновременно: М+ и П+. Со мной в одной группе учатся очень крутые ребята, например, трехкратный золотой медалист Международной олимпиады школьников по программированию.

У меня была небольшая «депрессия первокурсника». Очень много теории по предметам, непонятно, зачем все это надо. На математику лично я тратил 25 часов в неделю, а на программирование — всего 4 часа за две недели. Маловато практики. Но я уже привык к этому режиму и вижу преимущества. Говорят, после второго курса все изменится с точностью до наоборот. Плюс у нас не обязательно посещать лекции: некоторые предметы учим по онлайн-курсам на Coursera. Поэтому можно снизить энергозатраты и распределить силы на те предметы, которые действительно важны и интересны.

Совмещаешь ли работу и учебу?

У меня было несколько фриланс-проектов в течение года, но постоянной подработки в программировании нет. Но я преподаю сам в Тинькофф Поколении в А-потоке (для призеров регионального этапа ВОШ по информатике): алгоритмы и структуры данных ученикам 10—11 классов.

Павел Колесников, факультет компьютерных наук ВШЭ

Призер перечневых олимпиад по математике и информатике

Как выбрать вуз и не пожалеть: опыт учеников Тинькофф Поколения

Я из Одинцово, до 8-го класса учился в слабеньком местном лицее. Потом поступил в школу № 1580. Вообще-то я хотел глубже изучать физику, но попал в информационно-технологический класс, и мне неожиданно понравилось. Так я впервые заинтересовался ИТ и программированием. Я занимался в кружках по Android-разработке, в РУДН в ИТ-школе Samsung.

Помогло ли тебе Тинькофф Поколение в подготовке к поступлению в вуз?

Много одноклассников пошли в Тинькофф Поколение, как только этот проект появился. Я последовал их примеру. Я прошел по конкурсу на алгоритмы и структуры данных и машинное обучение. Пару раз ходил на занятия по олимпиадной математике. На алгоритмах мне нравился соревновательный дух: кто круче решает задачи, кто больше, кто быстрее.

Как выбирал вуз?

Я еще в 8-м классе решил поступать в МФТИ на факультет прикладной физики. Потом — на факультет прикладной математики и информатики. Подал документы в МФТИ и еще в Вышку. Тогда меня преподаватели в Поколении уговаривали поступать именно в ВШЭ, аргументируя тем, что там более концентрированная учебная программа и будет больше практических предметов, необходимых именно для моих целей. В итоге я забрал документы из МФТИ.

Как поступил в вуз?

Я поступил как призер перечневых олимпиад по математике и физике. Но я активно участвовал в олимпиадах по информатике, в 11-м классе дошел до регионального уровня. Тогда мне не хватило 14 баллов, чтобы пройти дальше. Я очень расстроился, на время потерял мотивацию, но занятия продолжил. Были и другие олимпиады — я победил на московской.

Не жалеешь о своем выборе?

В первом семестре на занятиях по программированию у меня появились сомнения, в сильный ли вуз я попал, потому что все было простовато. Но это было ошибочное ощущение: как только преподаватели увидели, что мы знаем основы, тут-то и началась настоящая учеба. В Вышке очень классный коллектив, и преподаватели, и студенты. Мне нравится моя группа и не хватает реальных пар, пока мы тут учимся через Zoom на дистанционке.

Совмещаешь ли работу и учебу?

Еще летом перед началом учебы в ВШЭ я подал заявку на стажировку в Яндексе. Прошел, стажировался четыре месяца, совмещал учебу и стажировку. Потом мне предложили полноценную работу Android-разработчика, так что да: сейчас работаю и учусь.

Обычно я приезжаю на работу после пар, около 15:00, и работаю допоздна, до 22—23:00. Потом еду домой. Времени на то, чтобы просто погулять, у меня нет. Домашку делаю на выходных или по дороге. Так я все время занят.

Юля Кокорина, факультет компьютерных технологий ВШЭ

Призер Всероссийской олимпиады по математике

Как выбрать вуз и не пожалеть: опыт учеников Тинькофф Поколения

До 7-го класса я училась в обычной школе, но у нас была сильная математика. Потом я перевелась в Бауманскую инженерную школу № 1580, она вообще была рядом с домом, семь минут пешком.

Мама много занималась моим развитием в математике, я ездила в матлагеря, на сборы и соревнования. В 8-м классе я получила диплом второй степени на Московской математической олимпиаде школьников. Я занималась в математическом кружке в Хамовниках, в 10-м классе стала призером Всероссийской олимпиады по математике и расслабилась. Я уже тогда знала, что могу поступить в любой вуз, какой хочу.

Помогло ли тебе Тинькофф Поколение в подготовке к поступлению в вуз?

Летом перед 11-м классом я съездила в «Сириус» на математические сборы. И за три недели там поняла, что не хочу идти на матфак. Я стала думать об информатике и что мне делать вообще в 11-м классе.

Мои одноклассники рассказали о Тинькофф Поколении, и я прошла отбор на алгоритмы и структуры данных. Мне очень нравилось там заниматься.

На дорогу до офиса я тратила много времени, полтора часа в одну сторону. Я ездила на занятия раз в неделю по субботам. Я не переживала из-за ЕГЭ, меня интересовало, как получить больше знаний для того, чтобы было проще учиться в вузе, новые познания в информатике.

В итоге в 11-м классе я стала призером регионального тура Всероса по информатике. Да, этот диплом мне не давал привилегий при поступлении, но у меня уже был приз за математику. А то, что я стала призером регионального уровня всего через шесть месяцев с того момента, как начала заниматься информатикой, — это хороший результат.

Как выбирала вуз?

Я много думала об этом, разговаривала с одноклассниками, одногруппниками, преподавателями Поколения. В итоге выбрала факультет компьютерных наук ВШЭ, у нас были преподаватели оттуда.

Так как я училась в школе при Бауманке, было бы логичным пойти учиться в МГТУ. Но я видела, какая там царит разруха, мне было скучно. Да и большинство моих одноклассников пошли не туда, а в Вышку.

Конечно, я рассматривала МФТИ, но на встрече школьников с преподавателями нам сказали, что там много предметов, огромная нагрузка, а люди не вылезают из учебы. Плюс я живу на юге Москвы, а МФТИ на севере: не хотелось тратить на дорогу полтора часа или жить в общаге. В общем, взвесив все за и против, я выбрала ВШЭ.

Как поступила в вуз?

Как призер Всероссийской олимпиады по математике.

Не жалеешь о своем выборе?

Нет, меня все устраивает. Я учусь в пилотном потоке по математике. У нас очень сильный английский язык. А если говорить о специальных предметах, мы проходим сейчас то, что я уже проходила в Тинькофф Поколении в 11-м классе. Так что мне, по сравнению с одногруппниками, учиться легко. Хотя большая часть потока страдает, особенно с математикой.

На первом курсе я занималась в Поколении машинным обучением, так как знаю, что на третьем у нас будет разделение на специальности. И я решила заранее подготовиться к этому.

Совмещаешь ли работу и учебу?

Я пока только учусь. Моя мама работала и училась одновременно, один мой бывший одноклассник учится и одновременно работает. Это очень тяжело. Он почти ничего не успевает. Поэтому пока есть финансовая возможность не работать, я посвящаю все время учебе, получению новых знаний и подготовке к старшим курсам. После третьего курса подумаю о совмещении.

Ольга Рацеева, факультет математики и компьютерных наук СПбГУ

Призер Всероссийской олимпиады по информатике

Как выбрать вуз и не пожалеть: опыт учеников Тинькофф Поколения

Математика мне всегда нравилась, еще с начальной школы. Я сама просила родителей задавать мне задачи посложнее. Позже они нашли мне математический кружок. В 7-м классе я поступила в математическую школу № 179, перед этим самостоятельно научилась программировать по онлайн-курсу. Этих знаний хватило, чтобы пройти на московские сборы с муниципального этапа Всероса. Дальше были олимпиады и лагеря. Хотя я очень любила математику, именно олимпиадная математика мне не нравилась: больше нравилось придумывать алгоритмы.

Помогло ли тебе Тинькофф Поколение в подготовке к поступлению в вуз?

Так как я в 11-м классе не волновалась о поступлении в вуз — у меня уже был диплом Всероса — то думала, как улучшить свои знания по информатике.

О проекте я узнала от знакомых. Меня туда просто позвали, я не проходила вступительные испытания и сразу попала в самую сильную А-параллель в алгоритмах и структурах данных. Мне нравилось, что на занятиях мы разбирали довольно сложные алгоритмы.

Как выбирала вуз?

Я выбирала между МГУ, ВШЭ и СПбГУ. Еще в 10-м классе я узнала об СПбАУ, где сильная математика и информатика, и думала поступать туда. Но в нем у нужного факультета появились проблемы с администрацией. Потом в 11-м классе я ездила на смену в «Сириус» по математике и программированию от СПбГУ. Тогда я уже серьезно рассматривала идею поступать именно в Петербург, а не Москву.

Я не была уверена, хочу ли изучать в университете математику или информатику. Программистом я быть не хотела и сейчас не хочу. А хотела заниматься дискретной математикой и теоретической информатикой. Читала статьи, отзывы и нашла упоминание о факультете математики и компьютерных наук в СПбГУ. Так с 10-го класса я уже привыкла к мысли, что перееду в Питер.

Как поступила в вуз?

Как призер Всероссийской олимпиады по информатике.

Не жалеешь о своем выборе?

Нет. Мне очень нравится большая часть математики. Совсем вся нравится довольно маленькому числу людей, как я понимаю, и это нормально. У нас много разных академических предметов: математический анализ, дискретная математика, линейная алгебра, математическая логика, топология, алгоритмы (начало теоретической информатики), базовые основы информатики. Так мы будем учиться первые два курса.

Совмещаешь ли работу и учебу?

Нет, пока не получается нормально совмещать, все время я посвящаю учебе. Пока я не думаю о работе серьезно, надо отучиться хотя бы до третьего курса. Но я точно не хочу работать программистом, возможно, устроюсь в ИТ-компанию на какую-нибудь исследовательскую позицию. Или пойду в науку.

88
6 комментариев

Комментарий недоступен

6
Ответить

о тех, которые идут по ЕГЭ много, видимо, не напишешь.

2
Ответить

Поколение тинькова ? Лол. 

2
Ответить

Как же сложно наверное призерам олимпиад по информатике и математике выбрать вуз

Ответить

а что такое всерос? просто любая всероссийская олимпиада??

Ответить