Идея для стартапа — одежда. Моя попытка стать успешным дизайнером.

Случилась беда. Внутри тебя завёлся дух предпринимательства, врачи не помогают, друзья смеются. Единственный способ спастись — создать стартап.

Идея для стартапа — одежда. Моя попытка стать успешным дизайнером.

Расскажу о своих выводах с полными выкладками, чтобы получить критику сообщества профессионалов, а тебе можно было не проходить этот путь с самого начала.

Предпосылки

Если создаёшь стартап, стоит начать с базы. Давай посмотрим новости, чтобы понять, что происходит в мире:

Рынок свободен, другие игроки или зарубежные поставщики уже заняли нишу, но местечко, возможно, ещё найдётся.

Наши конкурентные преимущества

  • “Опыт в создании одежды — в детстве порезал папину куртку";
  • "Единственный знакомый модельер — Канье Уэст";
  • "Из друзей самый большой модник — кот".

В такой ситуации рассчитывать на то, что получится самостоятельно создать прототип продукта, не стоит, а обращаться за помощью к профессионалам на этом этапе слишком затратно, но одежда — это не только про дизайн, но и про функциональность.

Бегу доказывать, что не скуф

Наши конкурентные преимущества

Кроссовки с роликами (Heelys):

Идея для стартапа — одежда. Моя попытка стать успешным дизайнером.

Heelys — производитель кроссовок со встроенными роликами. Эти кроссовки легко переключаются между ходьбой и катанием.

Аудитория: дети и подростки 8-16 лет. Продукт популярен благодаря игровому аспекту.

Одежда с подогревом (Ororo):

Идея для стартапа — одежда. Моя попытка стать успешным дизайнером.

Ororo Heated Apparel предлагает одежду с подогревом, включая куртки, жилеты и перчатки. Эта одежда разработана для сохранения тепла в холодные дни.

Аудитория: люди, которые живут в холодных странах, и любители отдыха на природе, возраст 25-50 лет. Покупатели ценят комфорт и функциональность в экстремальных условиях.

Модульная одежда (Marfa Stance):

Идея для стартапа — одежда. Моя попытка стать успешным дизайнером.

Marfa Stance создаёт модульную верхнюю одежду, с помощью которой покупатель меняет и комбинирует элементы для создания собственного стиля.

Аудитория: женщины и мужчины 30-55 лет, любят качество и индивидуальность. Продукты привлекают внимание гибкостью и персонализацией

Без инженерных навыков не получится реализовать технически сложные проекты, поэтому последний вариант кажется привлекательным. К тому же, вокруг много примеров модульной одежды.

<i>Мам, я хочу модульную одежду. Пойдём, у нас есть модульная одежда дома.</i>
Мам, я хочу модульную одежду. Пойдём, у нас есть модульная одежда дома.

Проверяем состояние такого продукта на рынке

Модульная одежда относится к рынку Sustainable Fashion, с многоразовым использованием одежды и переработкой. Рост 15-35% с 2021 года.

Посмотрим, пытался ли кто-то провернуть подобные вещи в РФ.

StickPeek

Идея для стартапа — одежда. Моя попытка стать успешным дизайнером.

StickPeek — компания, которая создаёт корпоративную одежду с модульными элементами, такими как съемные стикеры. Продукт — одежда, которую можно легко адаптировать под корпоративные мероприятия и цели. Пример: стикеры на одежде помогут поменять дизайн к мероприятию, распределить роли в команде.

Аудитория StickPeek — компании, которые хотят повысить лояльность сотрудников и создать привлекательный корпоративный имидж.

Womenson

Идея для стартапа — одежда. Моя попытка стать успешным дизайнером.

Womenson — бренд модульной одежды для женщин. Концепция бренда заключается в одежде, которая меняет назначение и стиль. Например, плащи превращаются в жакеты, жилеты или юбки, а другие элементы одежды легко подстраиваются под ситуацию.

Аудитория Womenson — женщины, которые ценят дизайн и качество. Бренд для тех, кто любит эксперименты в одежде и ищет оригинальные, но доступные по цене изделия.

Резюме ниши

Продукт нишевый, но видна тенденция к росту спроса на подобные решения как в мире, так и на российском рынке. Отличие между действующими и закрытыми компаниями связано с формой продукта, а не с маркетинговыми стратегиями. Это положительный момент для нас, так как у продукта отсутствует единый дизайн, и наши кустарные поделки имеют шанс на успех.

Видно, что места в российской моде ещё остались. Осталось выйти из дома и провести эксперимент на практике. Пора создать прототип.

Формирование MVP

Для формирования первого MVP определим:

  • Бизнес-модель;

  • Объём рынка;

  • Аудиторию;

  • Канал продаж;

  • Как создать прототип;

  • Критерии успеха для прототипа.

Бизнес-модель

Есть несколько возможных вариантов реализации B2B:

  • Продавать модульные части другим брендам для создания коллаборативных линеек (нет опыта и репутации);

  • Реализация корпоративного мерча (StickPeek прошёл путь переговоров и формирования продукта, чтобы занять текущую позицию, встать рядом будет трудно);

  • Отдавать партии ритейлерам (нет опыта и репутации).

Одежда же с модульными элементами добавляет в стандартную модель B2C продаж элемент Life Time Value для клиента через наборы сезонных сменяемых элементов. На первом этапе такая модель подойдёт только на “вырост”, поэтому останемся в классике, ничего сложно придумывать не будем.

Объём рынка

Что же сегодня попало в цепкие лапы?

Давайте найдём список локальных брендов на примере г. Москва. Посмотрим на структуру компаний и оценим их выручку из открытых данных.

Среди этих брендов много ИП, а ограничения на УСН для них 150-200 млн. руб. Поэтому смело предполагаем, что доля на общем рынке таких компаний больше половины (60%).

Далее обратимся к ЕМИСС и посмотрим, сколько одежды продаётся в Москве. Затем, какой процент от общего объёма продаж занимают локальные бренды.

<i>Упрощёнка всех победила</i>
Упрощёнка всех победила
<i>Мдя, вышло маловато</i>
Мдя, вышло маловато

О перспективах

  • Доля в общих продаж невелика, но со временем локальные бренды увеличат объём рынка.
  • Для первого этапа ожидаем выручку в 52 млн. руб. в год — средняя выручка среди ООО. Разумеется, при наличии двух офлайн-точек в Москве и трафика с электронных площадок.

Эти цифры учтём при дальнейшем построении финансовой модели.

Аудитория

Основываясь на анализе конкурентов, составим портрет аудитории: возьмём сегмент 25-35 лет.

Разделим на две категории

  • Диджитал. Мужчины: 25-30 лет, доход от 150 тыс. руб. Из-за удалённой работы и свободного дресс-кода приветствуется индивидуальность.
  • Эко-люкс. Женщины 30-35 лет, доход от 200 тыс. руб. Предпочтение в одежде — комфортные модные вещи, желательно лимитки. Одежда ценится, если при создании не пострадало ни одно животное, но сильно пострадал мусор в океане.

Канал продаж

По сайтам компаний заметим, что устоявшиеся бренды обитают в шоурумах, в отдельных помещениях без витрин и продают онлайн. А начинающие компании продают одежду в торговых домах или арт-пространствах, там и будем искать клиентов.

Для первых тестов подойдёт канал продаж с большим потоком и минимальными затратами. Без навыков в SEO-оптимизации создать сайт будет трудно, поэтому обратимся к офлайн-точкам, например арт-пространствам, а профиль продукта создадим параллельно.

В некоторых магазинах локальных брендов продаются также товары других дизайнеров. Если одежда понравится руководству, то получится договориться о размещении по упрощённой схеме, а если бренд пользуется спросом со стороны потребителей, то можно даже получить местечко под солнцем.

С каналом продвижения прототипа разобрались, теперь падажжи… надо ведь создать прототип.

Создание прототипа

Вспоминаем, что у нас дома завалялся пример модульной одежды.

<i>Флэшбек в статье?</i>
Флэшбек в статье?

Построим прототип по примеру. Попросим помочь знакомую художницу с созданием макета, сформируем список идей. Из таких небольших запросов соберём задание к производителю, а потом уже и макет со стройным техническим заданием, по ТУ. Ниже список идей художницы:

  • “Можно укоротить куртку под топик, ну, на половину, и резинку вшить".
Идея для стартапа — одежда. Моя попытка стать успешным дизайнером.
  • “Можно поменять цвета молнии, а то черная слишком скучная”.
Идея для стартапа — одежда. Моя попытка стать успешным дизайнером.
  • “Язычок тоже заменим на сердечки”.
Идея для стартапа — одежда. Моя попытка стать успешным дизайнером.
  • “Все нашивки поменяем на голографические, ещё надписи выложим стразами или другими стекляшками”.
Идея для стартапа — одежда. Моя попытка стать успешным дизайнером.

Формируем из этого техническое задание, направляем в ателье. Желательно в такое, где проконсультируют на качество fabric, добавят как можно больше details, и разумеется сделают всё affordable.

Рассчитаем стоимость

Идея для стартапа — одежда. Моя попытка стать успешным дизайнером.

Критерии успеха для прототипа

Теперь за работу. Создай прототип, лучше даже пару штук. Один отдай модной подруге, чтобы прошлась по клубам. Пусть посмотрит, как носится, и заодно прорекламирует. Ещё один экземпляр упакуй и отнеси в арт-пространство. Если эксперимент будет удачным, то впереди ждёт светлое будущее модного дизайнера. Когда будешь пить кофе в Монако, вспомни про меня.

Что же не получилось

Я смог собрать основную информацию, но когда дело дошло до начала работы, я столкнулся с ключевой проблемой.

Сложно найти производителей, которые изготовят одежду на заказ и предоставят при этом консультацию по дизайну. В маленьких ателье я смог объяснить, что мне нужно, но не получил информацию о дизайне, и у меня остались сомнения в качестве работы.

Ателье с экспертизой отказались принимать такой штучный заказ. На этом идея и остановилась. Поиск производителей для стартапа стоило продолжить, но совпадения времени и средств на подобные инициативы никак не появлялось.

Вывод и послесловие

Подводя итоги лонгрида, можно выделить несколько бизнес-инсайтов:

  • В РФ растёт и развивается рынок локальных брендов, и, вероятно, после возвращения иностранных компаний спрос затихнет, но не уйдёт окончательно;
  • В РФ не хватает ателье для таких задумок.

P.S. Спасибо, что дочитали до конца. Ждём бренд одежды с LTV модификациями внутри. Буду периодически писать о попытках быть предпринимателем, если читателям зайдёт и администрация сайта позволит. Надеюсь, получится создать стройную методологию по апробации идей.

11
2 комментария

Пытался запустить бренд носков, но он тоже заглох на этапе поставщиков и пошива

1
Ответить

жаль, что не у всех получается

1
Ответить