Добрый день.
У нас есть интернет-магазин
Love-Organic.
Проработав в этой нише 2 года, мы поняли, что для быстрого роста проекту необходимы инвестиции — в товар, в рекламу, в логистику.
Первое предложение нам поступило от друга — он попросил нас самостоятельно оценить свою компанию, и после этого он купит у нас 10%.
Здесь и начались проблемы: как правильно оценить свою компанию? Посмотрев объявления о продажах магазинов на «Авито» и почитав некоторые материалы о том, как оценивать свой бизнес я понял, что стоимость нашего магазина по таким расчетам колеблется от 5 до 7 миллионов рублей.
Но, если оглянуться в прошлое и посмотреть на Amazon, например, то свои первые деньги они привлекали при абсолютно другой оценке компании. Им предлагали инвестиции при оценке в разы больше рыночной цены.
Когда он только начал принимать первые заказы, его оценка была 7–9 миллионов долларов, а когда им позже предлагали инвестиции при оценке в 10 миллионов долларов, они начали торговаться, оценили компанию в 100 миллионов, и в итоге сошлись с инвесторами на 60 миллионах долларов.
Такое ощущение, что эти оценки были взяты «из воздуха».
Теперь мы хотим понять, как правильно оценить компанию.
Отвечает Дмитрий Фирскин, инвестиционный директор AltaIR Capital
Привет.
Amazon привлекал свои первые инвестиции в середине 90-х, то есть около 20 лет назад. С тех пор количество интернет-пользователей выросло с 45 миллионов до 3 миллиардов, количество пользователей мобильных телефонов — с 80 миллионов до 5,5 миллиардов, NASDAQ успел взлететь, упасть, а потом возродиться, несколько новых стран появилось на карте мира. Поэтому данные по Amazon времен привлечения первых денег оценить компанию нам не помогут, и даже смотреть на них сейчас не надо.
Оценить нишевой интернет-магазин, при этом, очень легко — можно применить классический метод DCF.
Проблема в том, что в текущей экономической ситуации непонятно, какую ставку дисконтирования применять для расчетов, поэтому, да, какие-то данные и вам придется взять «из воздуха».
Определите, с какой долей вы готовы расстаться и какая сумма удовлетворит ваши потребности в росте, если ваше предложение найдет отклик у инвестора — соглашайтесь, если нет — деньги лучше не брать.
Лол, вся помощь от директора заключается в том, что парням дали ссылку на инвестопедию?
Чтоб быстро оценить стоимость интернет-магазина можно использовать мультипликаторы. Самые распространенные мультипликаторы - это стоимость компании/годовая выручка, либо стоимость компании/EBITDA. C ebitda мультипликатор точнее, но вряд ли вы сможете ее посчитать, поэтому используйте первый с выручкой. Оценка при муль-те стоимость/выручка разнится от 0,5 до 2,5 (то есть 2 стоим-ть компании = 2,5 годовые прибыли). Разница зависит от дополнительных поправок в виде премий (если компания быстро растет, она лидер в своей нише и т.д) или скидок (компания наоборот медленно растет, ниша заполнена конкурентами, в стране кризис).
Так как вы не предоставили доп данных по компаний и в России сейчас кризис (что влияет на вас, так как люди экономят на косметике => размер среднего чека падает), то лично я оценил бы вас в 0,5-1 годовой выручки (при этом 1 годовая выручка это очень щедрая оценка)
Ошибочка, то есть 2,5 оценка компании = 2,5 * на годовую выручку за посл год.
Комменты и то полезнее "ответа"=(
Я всегда придерживался мнения о существовании 3-х подходов в оценке чего-либо:
1) Доходный подход. Какой доход генерит актив и какие риски несет. Тут можно и мультипликаторами баловаться PE там, че еще модно
2) Затратный подход. Сколько нужно прямо сейчас затратить средств, чтобы получить аналогичный продукт. Довольно плохо работает с уникальными продуктами и тем, что сложно посчитать (доверие к бренду)
3) Сравнительный подход. Сравнить похожие продукты на рынке + -.
Самое оптимальное — сделать оценку по всем 3-м подходам, тогда вилка стоимости актива вырисовывается более понятно, а не так как с амазоном: а давайте он будет стоить 60 млн.
Пожалуй самый адекватный комментарий на тему.
Ещё могу добавить, что ретроспективный анализ не всегда канает.
2 года подряд росли акции компании "Х". И что? Она ещё два года будут также расти?
На мой взгляд самая показательная оценка стоимости, это система показателей, которая зависит в том числе от отрасли, состоящая из:
1. Динамка оборотов и рентабельности продаж за последние два года (наглядно в виде графика для оценки корреляции, обязательно оценивая наличие сезонности, те сезонность не всегда заслуга коммерсов)
2. Количественная оценка динамики покупателей/количество сделок
3. Динамика среднего чека
4. Динамика конверсии сайта
5. Текущий кадровый состав компании (кто коммерс, кто технарь, кто все это крепкой рукой администрирует)
6. Сопоставление с динамикой показателей продаж в рынке (в качестве бенчмарка, те видеть как вёл себя рынок)
За базу берётся (выручка*рентабельность) и делаются поправки с учётом пунктов 2-6 в зависимости от ответов.
При блестящих оценках пп2-6 можно говорить и о 3-5 прибыли, и дисконтировать wacc корпоративного кредитования -15-18%
Также можно подготовить бизнес план компании, с содержанием в нем планов по развитию. Куда может войти все вышеописанное.
Это в некотором роде равносильно фондовому рынку для бумаг второго эшелона, где может "взлететь" не потому два года подряд были ниче так продажи, а потому что руководители с "яйцами" и Мега коммерсы, которые чувствуют изменения рынка в своей отрасли и готовы делать точечные и стратегические правильные шаги.
Ответ Дмитрия Фрискина и правда (на мой взгляд) отношения к вопросу не имеет! Но только по выручке тоже нельзя оценивать!! Ибо важна динамика выручки за последние 2-3 года и еще важнее наценка на товар. Для простоты, можно так: выручка-стоимость товара в закупке-расходы(з/п, аренда, транспорт, реклама) = доход за 2015 год. Я бы оценил ваш магазин как доход за 2014+2015 год. Потому что, совсем не понятно, как будет в 2016 и 2017 году!! Многое от вас даже не зависит...
Но самое главное другое!! Если вы уверены, что 1 млн руб может реально развить ваш магазин - возьмите кредит. А еще лучше договоритесь с поставщиками об оплате за товар через 90 дней. Иностранцы идут на такое легко! Самый главный плюс не продавать долю - при любом развитии событий вы останетесь друзьями с тем другом, который думает купить 10%!!!!
Оценку интернет-магазина по доходу я очень редко встречал (по крайней мере в зарубежной лит-ре). Главная причина - доходность часто не отражает ситуацию в онл-магазине, так часто основатели полностью реинвестируют доходы для поддержки высоких темпов роста (что правильно) и в итоге по несколько лет работают в 0, если не в убыток. Например, amazon больше 10 лет была убыточной компанией (по-моему она до сих пор убыточна), но оценивалась по сумасшедшим мультипликаторам из-за почти своей монополии в нескольких странах и быстрого роста. Идеально было бы, конечно, использовать ebitda, но ее очень сложно правильно посчитать для тех, кто этим не занимался. Поэтому лучше уж выручка (ну или gross merchandise volume используют термин для инт-магазинов, что в принципе тоже самое)