Удаленный или штатный сотрудник?

Около 5 лет назад иметь сотрудников на удаленке казалось малоэффективным и рискованным занятием.

Последние годы я слышу все больше противоположных мнений, в том числе вижу перед собой примеры компаний, работающих полностью по удаленной модели - стало нормой, то что сотрудники ни разу не встречались друг с другом в живую.

В нашей компании мы начинали с найма людей в офис, потом плавно стали добавлять удаленных сотрудников, таким образом, постепенно, у нас стало больше удаленных сотрудников чем штатных.

Плюсы очевидны, остановимся на минусах:

  • Плохая коммуникация и передача эмоций. На расстоянии иногда сложно правильно понимать эмоции человека и в целом его характер. Эти загадочные моменты ставят преграды на пути к правильному пониманию и взаимодействию членов команды.
  • Физические задачи невыполнимы. Менеджер продукта не может на расстоянии пощупать образец товара. Менеджер по продажам не может провести живую встречу с клиентом и т.д.
  • Сложно поддерживать корпоративную культуру. Если в вашей компании есть миссия или особые идеалы к которым вы стремитесь в общении с клиентом, работе над продуктом, вам будет сложнее передать это сотрудникам на удаленке. Корпоративные праздники, тимбилдинги все это будет работать значительно слабее.
  • Слабый интернет. По-прежнему есть множество городов со слабым интернетом либо высоким риском обрыва интернет соединения: сотрудник на удаленке может периодически выпадать из рабочего процесса.
  • Разница во времени. Если город сотрудника расположен в другом часовом поясе могут быть накладки по рабочему времени, допустим вам придется тревожить сотрудника в час ночи, когда он мирно спит в кровати.
  • Возможность халтура со стороны сотрудника. Если вы не используете таск-менеджер и программы отслеживания рабочего времени у вас есть высокий риск того, что сотрудник на удаленке будет совмещать несколько работ или халявить половину рабочего времени.
5 комментариев

Ну если сотрудник справляется с возложенной на него работой, почему бы ему и не похалявить? Или у вас, как у прапорщика "солдат без работы - потенциальный преступник"?

Виталий, спасибо за ваш вопрос! Нужно разделять удаленного сотрудника и фрилансера. У удаленного сотрудника как и у штатного всегда есть задачи стратегического характера, над которыми по сути можно работать бесконечно, например развитие ассортимента или увеличение продаж. Т.е. сотрудник оставаться без дела в принципе не может и не должен.

"Плохая коммуникация и передача эмоций. На расстоянии иногда сложно правильно понимать эмоции человека и в целом его характер" можно организовывать регулярные видео встречи.

"Физические задачи невыполнимы" думаю, для адекватного человека будет понятно на этапе рассмотрения вакансии, что какие-то задачи ему придется выполнять в том числе и с физическим присутствием и он понимает, что для этого ему надо будет приезжать куда-то. Не думаю, что есть проблема с том, что сотрудник основную массу задач делает удаленно, а для каких-то отдельных моментов - приезжает. 

"Разница во времени" странно, когда такое происходит после оформления, ведь на собеседовании всегда можно учесть этот риск и либо договориться с сотрудником о том, что работаете по конкретному времени (например по Екб и все вопросы решаются в рамках этого времени) или просто отказаться от рассмотрения кандидатур из конкретных регионов, с которыми разница во времени слишком большая и шанс подстроиться мал. 

" Если вы не используете таск-менеджер и программы отслеживания рабочего времени у вас есть высокий риск того, что сотрудник на удаленке будет совмещать несколько работ или халявить половину рабочего времени." а в чем именно риск? У сотрудника есть задачи, он их выполняет качественно и вовремя, на связи в рабочее время и своевременно реагирует на срочные вопросы, не все ли равно что он делает кроме выполнения задач?  Люди, которые находятся в офисе точно так же могут работать где-то еще, или просто сидеть в соцсетях весь день. 

Моё личное мнение, проблемы с удаленными сотрудниками не в формате работы, а в адаптации к нему. Если есть все нужные инструменты для удаленной коммуникации, есть понимание взаимодействия, есть грамотный подбор сотрудников- особой разницы не будет. 

Есть еще одна проблема, о которой не сказано - близкие сотрудника. Например, моя первая жена, видя меня сидящего за компом, испытывала непреодолимое желание нагрузить меня домашней работой. И потом сама говорила - понимаю, что деньги зарабатываешь, понимаю, что на работе. Но это само собой вырывается.
Собственно, наверное, потому она и бывшая.

С точки зрения проблем, кажется, что все к месту. В таком же ключе думаю о недостатках, хотя вопрос достоинств заслуживает не меньшего внимания