7 типов мерзких клиентов, с которыми лучше не иметь дел

Талантливые игроки на струнах нервных клеток, не знающие, чего хотят. Или знающие, но в 10 часов вечера — эти и другие личности, которые отравляют жизнь трудолюбивым исполнителям

7 типов мерзких клиентов, с которыми лучше не иметь дел

Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что

Как герой из сказки про Федота-стрельца, клиент посылает добыть «То-Чаво-На-Белом-Свете-Вообче-Не-Может-Быть». Он считает, что ты-то и предложишь лучшее решение. Но предложения отметает. Ещё он шлёт кучу писем и голосовых сообщений с пояснениями, но понятнее не становится. А вишенкой на торте становятся 826 раундов с правками.

Типичные фразы

  • «Я вообще не это имел в виду»
  • «Вы сделайте, а я посмотрю и скажу, устроит меня или нет»
Ты и правки от клиента

Что делать

Клиенты, которые не уверены в том, какой результат их устроит — обычное явление. Но правки по десятому кругу — это муки и, как ни странно, не то, что улучшает результат.

Нормально, когда правки происходят в 2–3 итерации

Установи, сколько раз вы будете обмениваться правками до старта работы.

Дальше понадобится качественный бриф с наводящими и конкретными вопросами: кто целевая аудитория клиента, какую проблему надо решить, какая у проекта цель, как будет измеряться успех. Вопросы направят клиента. После письменного брифа лучше созвониться и проговорить ожидания ещё раз.

Похититель времени

Этот клиент — сова, жаворонок и голубь в одном лице. У него рабочий день не заканчивается. И твой, по его мнению, тоже. Поэтому клиент присылает сообщения в любое время дня и ночи. Ему надо уточнить уточнённое. Проконтролировать проконтролированное. Допридумать напридуманное.

Его типичные фразы

  • «Знаю, что поздно, но я ещё тут подумал…»
  • «Нужно ещё раз созвониться сегодня, хочу кое-что уточнить»

Что делать

Выстраивать правила общения

Чётко обозначь, в какие часы работаешь, и как вы будете общаться. Лучше через звонки в заранее оговорённое время. Удобно составить расписание на неделю, заблокировать часть рабочих часов и оставить несколько пустых окон. Календарь можно по запросу скидывать клиенту, чтобы тот выбирал слоты сам. И не лез в другое время.

Микроменеджер

Делай как надо, а как не надо, не делай

Джейсон Стетхем.

Клиенты, которые контролируют каждый шаг, вмешиваются в работу и подвергают сомнению все действия. Они знают, как надо и как лучше: советуют правки в текст, правки в дизайн, в код и так далее. Такие клиенты не доверяют профессионализму исполнителю, а рассматривают его скорее как руки, которыми постоянно надо управлять.

Его типичные фразы

  • «Давайте вот тут другой шрифт попробуем»
  • «Написал, чтобы убедиться, что вы получили моё письмо»
  • «Дайте я покажу, как надо»

Что делать

В начале работы обсуди с клиентом промежуточный контроль результатов и порядок отчётов

Договорённости зафиксируй письменно и вышли второй стороне

Но если клиент не доверяет даже в мелочах и придирается в духе: «Почему это предложение с нового абзаца?», нормальной работы не будет. Подумай, стоит ли вот так сотрудничать. Кажется, нет.

👉 Про боссов-микроменеджеров мы писали отдельный текст, где поделились лайфхаками по приручению драконов.

Не жадность, а коммерческая жилка

Если клиент говорит, что твоя работа столько не стоит — это заметный такой красный. Торгуется, хочет сбить цену через чувство вины или прямое унижение, манипулирует. Таких людей волнует цена — но не результат. Ещё они фыркают на слове «Предоплата» и пытаются получить побольше бесплатной работы.

Клиент из компании с многомиллионным оборотом просит 25% скидку за красивую шляпу
Клиент из компании с многомиллионным оборотом просит 25% скидку за красивую шляпу

Его типичные фразы

  • «Я же к вам по рекомендации, сделайте скидку»
  • «А вот другой дизайнер сделал мне дешевле»
  • «Я многодетная мама, давайте бесплатно»
  • «Напишите пробный текст для нашего сайта, чтобы мы могли оценить вас, как специалиста»

Что делать

Обходить таких десятой дорогой. Просьба делать пробные работы, манипуляции в стиле «особых обстоятельств», отказ работать без контракта — сигналы, что наглые люди пытаются нажиться на чужом труде.

Дорого тут — пусть идут туда, где дёшево

Договор, в котором будут прописаны объём работы, сроки, сумма, порядок расчёта, цена за дополнительную работу вне рамок проекта — страховка от таких неприятных кадров на старте и от попыток поторговаться постфактум.

Я с энтузиазмом отклоняю проекты от клиентов, которые не будут работать по контракту. Контракт — официальный справочник в случае возникновения проблем

Советы от фрилансеров с <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.reddit.com%2Fr%2FEntrepreneur%2Fcomments%2F10h5pkv%2Fhow_do_you_tell_a_client_you_dont_want_to_work%2F%3Frdt%3D42845&postId=1391541" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">reddit</a>
Советы от фрилансеров с reddit

Завтра оплачу

Эти клиенты не оплачивают работу вовремя, даже если приняли твои условия оплаты. В ответ на напоминание заплатить они удивляются, раздражаются, обещают разобраться с вопросом в ближайшее время… Но это время не наступает.

Типичные фразы

  • «Да-да, завтра заплатим»
  • «Что, не получили деньги? Странно, будем разбираться»

Что делать

Увы, распознать таких клиентов сразу сложно — такое случается и с крупными, и с мелкими компаниями.

Поэтому эту проблему лучше решать до её возникновения: составляй договор перед началом работы, чтобы обезопасить себя

Если клиент продолжает «забывать» об оплате, прекращай работу над проектом до поступления денег на счёт. Это либо исправит клиента, либо ваши пути разойдутся.

Заказчики вчерашнего дня

— Какой срок сдачи?

Вчера.

Эти клиенты понятия не имеют, что у тебя есть и другие проекты. Поэтому ожидают, что ты включишь режим Доктора Стрейнджа, чтобы раздвинуть временные рамки и уложиться в их невыполнимые сроки.

Их типичные фразы

  • «Сколько–сколько ждать? Неделю? А сегодня не получится?»

Что делать

Оговорить сроки заранее. Если они нереалистичны, а клиент неуступчив — пожмите друг другу руки и разойдитесь. Возможно, клиент считает, что работу можно выполнить быстро, так как не видит в ней ценности и просто не верит, что она займёт много времени.

Если из разговора ясно, что ценность осознаётся, но по каким-то причинам нужна срочность — ставь выше цену. Но придётся усиленно поработать. Тут уже решать тебе.

Абьюзер

Эти клиенты обесценивают чужой труд, не сдерживают эмоций и повышают градус разговора даже в переписке. Могут переходить на личности, критиковать исполнителя, а не работу. Они нарушают личные границы, звонят с проблемами в любое удобное для них время и требуют внимания к своей персоне. Край — прямые оскорбления.

Его типичные фразы

  • «В твоей работе нет ничего сложного»
  • «С этим справится любой дурак»
  • «Если вам нельзя звонить после восьми вечера, то так и надо было написать в статусе!»

Что делать

Выставить границы — осадить, что с тобой так нельзя, перейти на ледяной деловой тон, закончить разговор и поставить условие продолжения общения, только когда крикун успокоится.

Если клиент не переключается в режим адеквата — кажется, лучше послать такого человека. Психическое здоровье важнее денег или крутой работы в портфолио

Автор WEEEK: Татьяна Уржумцева

1212
4 комментария

в точку, с такими очень сложно и как правило конечным результатом работы не всегда довольны

1
Ответить
Автор

что вы с такими товарищами делаете?

Ответить

Указаны практические рекомендации по каждому типу, что может помочь избежать распространённых проблем в работе

Ответить

спасибо за рекомендации!

Ответить