Почему мир захватывают экосистемы?

Сгенерировано нейросетью. 
Сгенерировано нейросетью. 

Задумалась недавно о сервисах, которые использую в жизни на постоянной основе, и поняла, что почти все из них относятся к единой экосистеме Яндекса. Так или иначе, все популярные приложения принадлежат какой-то крупной компании, которые подсаживают нас на свои сервисы. И тут захотелось разобраться, как вообще устроен этот мир экосистем и почему это существует.

На современном рынке много компаний, которые стремятся обогнать конкурентов и выбиться вперед в погоне за клиентами. Часто для таких целей они создают целые экосистемы, которые позволяют ему выстраивать крепкие отношения с клиентами и повышать привязанность. Обычно в таких системах собраны разнообразные услуги, которые как по цепочке приводят новых клиентов в свои сервисы.

Например, тот же Сбер, который консолидирует у себя разнообразные ресурсы и стремится подсадить клиентов на собственные площадки. За последние годы компания выросла и обрела музыкальные и видео стриминги, службы доставки и маркетплейсы, каршеринг и сервис по поиску работы. В общем все, чтобы родиться, учиться и стать человеком.

Однако это относительно новое явление, которое ещё не до конца изучено учеными экономистами и маркетологами. В качестве “учебника” здесь часто выступает опыт конкурентов или бенчмарк тех, у кого получилось выстроить подобную систему. Небольшим компаниям сложно развиваться самостоятельно из-за высокой конкуренции, поэтому они объединяют свои подразделения, консолидируют опыт из разных областей, и выходят на новые рынки.

Идея экосистемы в том, что клиенты такого бизнеса постепенно втягиваются в неё, сами того не замечая. Чтобы процесс интеграции клиента в экосистему прошёл успешно для компании, они делают это ненавязчиво и естественно, будто пользователь самостоятельно так решил. Например, в одном приложении системы предлагают попробовать еще одно приложение этой системы, во втором — третье, и так по кругу.

Несмотря на то, что экосистемы состоят из разных элементов, её участники могут существовать и отдельно друг от друга. При этом они также могут использовать общие ресурсы и опыт. Поэтому чем больше экосистема, тем она ценнее для внутренних подразделений: у компаний появляется еще больше возможностей для всестороннего развития собственных направлений. Например, Яндекс.Музыка часто предлагает не только слушать аудиокниги в их приложении, но и читать их в Букмейте, который недавно присоединился к экосистеме ИТ-гиганта.

Ну и конечно в экосистеме присутствуют тесные связи между субъектами. В этом этот бизнес преследует цель принести клиентам наибольший комфорт, поэтому пытаются максимально сгладить швы между различными подразделениями. Отсюда же вытекают единый аккаунт для нескольких приложений, использование нескольких функций в одном сервисе и далее по списку. К примеру, Apple создали полностью бесшовную экосистему, в которой каждое устройство под одним аккаунтом работает слаженно и гладко, позволяя переносить данные с телефона на компьютер, а с компьютера на планшет.

Это удобство пользования одной экосистемы привлекает не только новых пользователей, но и удерживает старых, которые по сарафанному радио могут привести все больше и больше клиентов. Получается, что у бизнес-экосистемы есть цель постоянно развиваться и улучшаться ради существующих и потенциальных клиентов.

А вы какими экосистемами чаще пользуетесь? Делитесь в комментариях 👇🏻

44
5 комментариев

Тоже, кстати, недавно об этом думала — что все любимые сервисы так или иначе переходят к гигантам) Наверное, самый яркий пример — Кинопоиск, уникальный и горячо любимый продукт, такая википедия в мире контента. Ну и жду, когда у Алисы станет полный функционал, рассчитанный на все их сервисы))

1
Ответить

ой, согласна! когда Кинопоиск добавился в подписку Плюс я была так рада))

Ответить

По мне закрытые экосистемы это лишь результат недоработок и недостаток открытых стандартов и протоколов. Например не кто сейчас не осмелится предложить полностью не совместимую реализацию интернета и локальных сетей, насколько она хороша при этом не была бы нынешней.

1
Ответить

Ну а так попросту все пытаются повторить успех китайского вечата, дабы ещё больше получить денег с человека, вот и подгоняют маркетологов чтобы люди начали пользоваться экосистемой конкретно одной компании.

Ответить

интересная мысль с вичатом, он тоже как экосистема выстроен? по поводу второго - мне кажется, тяжело будет подогнать всех людей под одну систему. постоянно будет не хватать чего-то, будут перекрестно пользоваться

Ответить