Общение + трансакция = коммуникация

Общение + трансакция = коммуникация

Осмысление и передача информации свойственна многим животным, но только человек смог довести её до совершенства. Вместе с основателем «Школы траблшутеров» Олегом Брагинским рассказываем об эффективной передаче словесных и невербальных сигналов.

История показывает, что человек развивался благодаря языку. Общение – процесс установления и развития контакта между людьми. Бывает межличностным и межгрупповым. Порождается потребностями совместной деятельности. Без него проектная созидательность невозможна.

Антропологи старательно и вдумчиво наблюдали за обезьянами, стремясь понять, могли ли появиться гоминиды без языка? Пришли к выводу, что, скорее всего, нет. Хотя для того, чтобы спариваться, ссориться или устраивать охоту, простых жестов шерстяным более чем достаточно.

Общение, которое используют приматы – утилитарное: занимаются исключительно тем, чего требует физиология и генетика. Люди неспроста развили продвинутый язык, который помогает координировать групповую деятельность, разделив взаимодействие на три части:

1) перцепция – восприятие и познание партнёрами по общению

2) коммуникация – обмен информацией между индивидами

3) интеракция – общение действиями.

В повседневной жизни инициируем активности, чтобы позвать помощников туда, куда задумали, или попросить сообща сделать нечто полезное для индивида или общества. Единицей общения выступает трансакция, которая бывает:

1) опосредованной – общение идёт через другой носитель информации: песни, танцы, письма

2) фронтальной – взаимодействия идут без ожидания реакций

3) диалоговой – информация передаётся двунаправленно.

Коммуникация проявляется на двух уровнях:

1) осознание смысла – задумываемся, почему другой выполняет наблюдаемое

2) воспроизведение – делаем нечто жестами.

Общение + трансакция = коммуникация

Свернуть изображениеРедактировать изображениеУдалить изображение

Функции по целям общения:

1) контактная – инициируем диалог, демонстрируя готовность приёма сообщения

2) информационная – принимаем и передаём сообщения в ответ на запрос

3) побудительная – торгуемся или обмениваемся действиями

4) понимание – анализ смысла, в целом или в частностях

5) эмотивная – кроме слов передаём ещё и чувства

6) влияющая – изменение поведения партнёра.

По содержанию выделяют три вида обмена:

1) материальный – эквивалентами

2) когнитивный – информацией

3) кондиционный – эмоциями.

Язык – знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание, или написание. Ошибаясь в паре знаков, получаем непонятные виды смысловых сигналов. Богатство общения состоит в том, что суть предложения можно донести различными словесными построениями.

Речь – важнейшая форма обмена языковыми конструкциями. Если не распознаём услышанное, то не понимаем, о чём говорит собеседник. Некорректно используя понятия, становимся беспомощны.

США и Франция терпимы к неправильному языку в отличие от России: тут пробиться в элиту при нюансах произношения крайне сложно. Нужно имитировать говор дикторов центральных каналов.

Процесс речевого обмена предполагает:

1) языковое формулирование смыслов

2) понимание произнесённых идей

3) восприятие и реакция.

Общение + трансакция = коммуникация

Свернуть изображениеРедактировать изображениеУдалить изображение

Способ формулирования мыслей выдаёт структуру мышления. Руководители способны в короткий срок изложить посыл так, что большинство людей не противятся. Лучше формулируют мысли, привычно наделяют работой, чаще отчитываются. Быть начальником – не более, чем привычка.

Синтаксис – правила построения предложений, которые в языках существенно различаются. Слово – разновидность знака. Объективным свойством является значение – соотношение звучания с восприятием. Чтобы эффективно пользоваться коммуникацией, лучше знать несколько языков.

Буква является атомом, по отдельности незначимым. Слово – молекула: услышав, реконструируем значение, становимся способны представить предмет, характеристику или связь.

Объективное свойство речи – значение: отношение записанного к смыслу. Важны модификаторы – знаки препинания: запятые, двоеточия, вопросы, восклицания. Большую часть времени пребываем в контексте, придавая воспринимаемому форму известного, злоупотребляя антропоморфизмом.

Мышление стало источником искусственных сигналов – начали использовать абстрактные смыслы: стали рассуждать на сложнейшие и ранее недоступные темы. Придумали сложные иерархии, богов, цветовые ряды. Разметили категории для окружающих предметов и несуществующих вещей.

Основа речи – сложная и многоуровневая организация функциональных систем, которые обслуживают другие виды взаимодействий. Вид деятельности определяет то, чем занимаемся.

Типы речи:

1) внешняя – пытаемся понять других

2) внутренняя – думаем, что хотим сказать.

Часто имеем добрые намерения, но неубедительны, неструктурны, неаргументированы. Осваивая внутреннюю речь, не догадываемся, что внешняя скудна, бедна, примитивна. Исправив досаждающие огрехи, становимся серьёзнее и рассудительнее, эмпатичнее и влиятельнее.

Общение + трансакция = коммуникация

Свернуть изображениеРедактировать изображениеУдалить изображение

Не умеете разговаривать с собой – учитесь. Рассказывайте себе то, что сказали бы чаду и через время заметите, что внешняя коммуникация значительно улучшилась. Чем лучше говорите и яснее излагаете, тем точнее произносимые слова и тем больше людей можете без труда вести за собой.

Самая сильная мотивация – внутренняя, но часто цитируем людей, которых не видели и не знаем. Петру I приписывают потрясающую фразу: из двух мыслей, выбирай ту, которая яснее; из двух предложений, то, которое короче; из двух слов, то, которое точнее.

Функции речи:

1) Средство существования, передачи и усвоения опыта: знаем историю с чужих слов. Благодаря речи педагогов верим, что существовали древние народы и великие личности. Получили информацию и сделали частью своего опыта.

2) Средство общения или коммуникации, в том числе выражения, воздействия и указания. Не знаем, как готовить блюдо, но передаём или зачитываем рецепт. Директивно советуем лучший из известных способов достижения результата.

3) Орудие интеллектуальной деятельности: восприятие, память, воображение, мышление. Слушая радио или читая книгу, рисуем яркие картины, передаём познанное другим.

Почти каждое слово имеет многочисленные значения, которые легко различаем. Используем подсказки, помогающие запомнить информацию. В зависимости от формы общения делим речь на:

1) письменную – фиксацию и чтение

2) устную – говорение и слушание.

Общение + трансакция = коммуникация

Свернуть изображениеРедактировать изображениеУдалить изображение

Важнейшим свойством информации полагаем содержательность – количество выраженных мыслей, чувств и стремлений, их значимость и соответствие действительности. Бывает зависима от интонации и произнесения, выбранного момента и невербального сопровождения.

Понятность – синтаксически правильное построение предложений, применение в нужных местах пауз, выделение смыслов с помощью логических ударений. Вьетнамцы и китайцы интенсивно, целенаправленно и умело используют интонации, которые сильно меняют суть предложений.

Язык непременно и бесповоротно приобретает окраску характерную для территории. В зависимости от того, где бываете, пополняете тезаурус, который помогает понимать соседей. Речь с точки зрения выражений может быть вялой или энергичной, яркой или бедной.

Действенность – свойство подталкивающая к исполнению или заставляющее усомниться в необходимости совершения действий. Можем и должны влиять на мысли, чувства и волю других, на убеждения, поведение и намерения внимающих.

Речевой акт – отдельное действие речи, двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающий параллельно с тем, что один излагает, а другой слушает. Люди общаются абзацами, делая паузу, чтобы собеседник или окружение усвоили прослушанную информацию.

Речевые акты желательно заканчивать на нейтральной ноте, иначе возникнет разница восприятия того, что ожидаете от услышанного и понятого другим. Сегодня повысили зарплату, а завтра ругаете специалиста: категорически не укладывается в картину мира нестарательного сотрудника.

При удалённом и опосредованном обращении речевой акт охватывает писание и чтение: фиксируем и воспринимаем написанное многократно, словно являемся получателем сообщения. Размышляем и соизмеряем замысел с потенциальным восприятием адресата на расстоянии.

Общение + трансакция = коммуникация

Свернуть изображениеРедактировать изображениеУдалить изображение

Высказывание – речевое произведение, созданное во время формирования мысли конкретным человеком, результат общения людей. Высказывания находятся исключительно в контексте. Выражения следуют друг за другом в определённой последовательности.

Невербальная коммуникация – обмен информацией без помощи речевых и языковых средств предложенных в знаковой форме. Средство невербального общения – мимика. Телесная коммуникация помогает понять отношение партнёра, передаёт эмоциональное состояние.

Инструментом невербального общения становится тело, обладающее широким спектром средств и способов передачи информации, которое включает всевозможные способы самовыражения.

Не стоит полагать, что жесты других правдивы. Только наблюдая за человеком долгий срок можно понять, что означают позы. Расшифровка жестов помогает эффективнее понимать собеседника.

Мимика – выразительное движение мышц лица, являющиеся проявлением чувств. Непременно понимаем, когда улыбка неестественна. Жестикуляция – движение телом, действие, которое имеет значение или смысл, являющееся знаком или символом.

Язык тела – позы, при помощи которых оформляем мысли и чувства, передаём идеи и эмоции. Проксимика – область социальной психологии, семиотики. Изучает пространственно-временную знаковую систему общения. Есть народы, у которых нет «завтра», «налево» или «успевать».

Меньше интересуемся – скуднее арсенал общения и объём воспринимаемой информации. Люди, которые могут объяснить, что происходит – на вес золота. А передача ярких влияющих смыслов – важнейшая коммуникационная функция, делающая из автора истинного исполина.

22
2 комментария

коммуникация, причем и правильная, и красивая-это сложно, требует практики и упорства

1
Ответить

Полностью поддерживаю вас.

Ответить