«200к, 300к, 500к, миллион» – за что школьным учителям платят такие суммы?

На связи Пётр Смелый, а значит время поделиться моими старческими байками! Я, как настоящий олд, в свободное время почитываю ленту ВКонтакте. Хорошо, что пока не газеты. Недавно увидел новость, которая достойна первой полосы, или как говорят зумеры – лайка и сохранения. 26 июля на странице Минобразования Забайкальского края опубликовали пост о том, что каждому учителю в регионе, подготовившему стобалльника, выплатят по одному миллиону рублей. Я не хотел возвращаться в школу, но за деньги – ДА, особенно за такие суммы. Это была моя первая мысль, пока я не начал разбираться, что к чему…

Учителя из списка Forbes

Нырнув в пучину Интернета, я узнал, что выплаты педагогам за выдающиеся результаты учеников ЕГЭ – распространённая практика. Незавидные 50 тысяч рублей получают учителя в Башкирии и Саратовской области, независимо от количества стобалльников в их классе. В два раза больше (100 тысяч рублей) выплачивают учителям в Краснодарском крае, Крыму, Тюмени, Якутии и на Ямале. Ближе к столице ставки повышаются. В Московской области единоразовая выплата составляет 150 тысяч рублей. Ее получает каждый педагог, подготовивший двух и более выпускников с максимальным баллом ЕГЭ. В Забайкальском крае тоже есть особые условия для выплаты премии: средний балл других участников экзамена по одному предмету должен быть не менее 70. Оказывается, грести деньги лопатой не так-то просто. Чтобы учителям замахнуться на список Forbes, желательно готовить по тридцать стобалльников каждый год. Но это не самое грустное. В Красноярске и ряде других регионов педагоги за старания не получают ничего, кроме скупого «Молодец!»

Кто на самом деле стоит за успехом стобалльника?

Где водятся большие суммы денег, там неизбежно возникает вопрос, вызывающий сомнения: «Заслуженно ли?» Опрос, проведенный в мае 2024 года образовательной платформой «Дневник.ру», показал, что большинство выпускников не ограничиваются помощью школьных учителей. Они готовятся к ЕГЭ с репетиторами или в онлайн-школах. Мультистобалльники честно признаются, что после уроков бежали к репетиторам и занимались чуть ли не до утра. Камила Ардаширова, набравшая 100 баллов по английскому, русскому языку и обществознанию, делилась с редакцией «Мела»: «В 11 классе у меня появились репетиторы. Я ходила в школу, потом к ним, делала домашние задания и только затем отдыхала». Также растет популярность онлайн-курсов, ученики которых ежегодно получают максимальный балл на экзамене. К 2024 году в онлайн-школе «Сотка» подготовили суммарно 37 стобалльников по самому популярному предмету на ЕГЭ — обществознанию, в «СМИТАП» — 77, а в «ЕГЭLAND» — 165. Согласитесь, что после тру стори из реальной жизни складывается впечатление, что некоторые школьные педагоги получают премии незаслуженно, присваивая себе заслуги коллег, преподающих частно или на онлайн-платформах.

Отдайте деньги и оставьте их в покое!

Я был бы не Петром Смелым, если бы приводил мнение только с одной стороны и был несправедлив в выводах. Ловите факты, которые трудно оспорить. По данным сервиса HeadHunter, учителя в 2024 году попали в ТОП-5 самых низкооплачиваемых профессий в России, встав в один ряд с дворниками. Многие педагоги признаются, что выплаты за высокие результаты учеников на ЕГЭ – «приятный бонус и мотивация увеличивать количество стобалльников». К тому же в некоторых школах (особенно в гимназиях и лицеях) учителя действительно адаптируют уроки для эффективной подготовки к ЕГЭ или устраивают дополнительные занятия. Они полностью заслуживают один раз получить крупную премию и купить сумочку Биркин, или благодаря выплатам поднять скромный уровень жизни хотя бы немного. Другое дело, что необходимо реформировать систему, чтобы было понятно, кто готовил стобалльника. Поднимать зарплаты учителям, которые, сверкая пятками, бегут из школ, а затем уходят в сферу репетиторства и онлайн-образования. Назревшую, как помидор в бабушкиной теплице, проблему видят и в Рособрнадзоре. Глава ведомства Анзор Музаев обещает перемены: «Репетитор — это учитель, ушедший из школы. Надо сделать все, чтобы вернуть его обратно в школу».

«Я сама себе хозяйка, для кого-то я негодяйка…»

Я, конечно, не педагог, а всего лишь форевер янг и форевер ученик, регулярно сдающий ЕГЭ для души, но определённое мнение сформировал. Быть репетитором или преподавать в онлайн-школе более привлекательная затея, чем работа в школе. Да, государство не выплатит вознаграждение за крох, которых ты вскормил и довёл до желанной соточки. Но цену за образовательные услуги ты определяешь самостоятельно, а значит за год можешь себя представить к премии и на зависть коллегам наградить поездкой в Дубай.

22
3 комментария

Да уж, вопрос денежного поощрения учителей достаточно непростой. С одной стороны, это в дальнейшей перспективе может увеличить их мотивацию выкладываться именно для поприща ЕГЭ, а с другой - проблема существует прямо здесь и сейчас! "в моменте" так сказать, и даже по моему опыту многие учителя из школы абсолютно незаслуженно получают такие бонусы.

Ответить

мне кажется, что во всех школах стоит тогда узнавать у учеников, кто с кем готовился и выплачивать все более честным образом)

Ответить

Тоже думаю, что вопрос сводится только к деньгам и иным материальным выгодам. Ведь многие уходят из общеобразовательных учреждений в сферу частников, и уже там оказывают образовательные услуги, в том числе и по подготовке к ЕГЭ. Давно уже буря назревает в РосОбре

Ответить