Почему взрослые люди не учатся?

Если взглянуть на статистику, из взрослого населения России учатся немногие. По данным исследования ВШЭ, на 2020 год учились лишь 43,2% россиян в возрасте от 25 до 64 лет. При этом большинство выбирало самообучение или короткие программы дополнительного профессионального образования. И только 2% взрослых россиян решились поступать в колледжи или вузы.

Вопросом «Почему взрослые люди не учатся?» задаются все учителя, методисты и маркетологи онлайн-школ. Кроются ли причины в психологии, то есть предубеждениях и страхах? В воспитании и менталитете? Или же в нехватке времени и средств?

Мы провели исследование, опросив на данную тему родителей учеников IT-школы Стартория. В опросе приняло участие 90 человек из клиентской базы нашей школы (54 женщин и 36 мужчин). Но перед тем, как поделиться результатами, разберемся, что же из себя представляет обучение для взрослых. Нужно ли уже состоявшимся в карьере людям учиться и, если да, то для каких целей.

Что такое непрерывное образование?

Непрерывное образование — это обучение на протяжении всей жизни. Чаще всего проходит в формате онлайн, удобном для взрослых работающих людей. Может быть как дополнительным (курсы, профессиональная переподготовка), так и формальным, например, магистратура в вузе.

Непрерывное образование набирает популярность во всем мире. Причин для такого тренда несколько:

  • Лабильная карьера

Современный человек вынужден несколько раз на протяжении жизни менять работу. Сделать выбор, который определит род деятельности на десятки лет вперед, в подростковом возрасте сложно, если не нереально. К тому же, некоторые профессии устаревают и становятся невостребованными, а какие-то наоборот только-только начинают развиваться и нуждаются в рабочей силе. По данным SuperJob, 19% взрослых студентов учатся для смены профессии.

  • Недостаточные знания

Уже полученных в юношестве компетенций может оказаться недостаточно для желаемого уровня заработка. Обучение во взрослом возрасте способствует продвижению по карьерной лестнице. Известно, что получение дополнительного образования помогает увеличить заработную плату в среднем на 8%.

  • Интерес и любознательность

Многие люди обучаются ради себя, потому что хотят узнать больше об определенной теме. Например, человек изучает психологию для того, чтобы наладить отношения с родителями или найти вторую половинку. Маркетологи онлайн-школ отмечают, что помимо трендовых направлений в IT, взрослые клиенты часто выбирают тренировку надпрофессиональных навыков. Это развитие и управление бизнесом, тайм-менеджмент, личная продуктивность и другие софт-скиллы, полезные для любой выбранной карьеры.

Возможные причины нежелания взрослых учиться — наше исследование

Плюсов у непрерывного образования много. Однако, судя по статистике и нашему опросу, интерес к обучению у большинства все еще стремительно падает с возрастом. Так, только 15% опрошенных нами родителей продолжают учиться.

Наши респонденты любезно поделились с нами информацией о том, что побудило их на получение дополнительного образования и, наоборот, поразмышляли, почему не принимают решение о продолжении обучения. Вот самые популярные ответы и наиболее яркие цитаты из анкеты:

1. Не интересно.

Как бы банально это ни звучало, в том обучении, которое предлагается, люди не видят чего-то нового и любопытного. Как следствие, многие взрослые не хотят учиться. Это нежелание подкрепляется ленью и усталостью из-за сильной информационной загруженности. Современный человек ежедневно потребяет столько контента, сколько в прошлом не получал и за год.

К тому же интерес к учебе и любознательность формируются в семье. Если в детстве родители заложили любовь к знаниям, школа не разрушила его, то человек будет искать возможность учиться всегда. К сожалению, не все семьи могут похвастаться большой домашней библиотекой, а у многих родителей попросту нет времени на изучение чего-то нового из-за плотного рабочего графика. Без должного воспитания интересу к учебе взяться неоткуда.

2. Не нужно.

У людей есть способы решения задач, и они ими пользуются, даже не смотря на неэффективность.

«Причины этому — неосознанная некомпетентность и мода на быстрые результаты без усилий, навеянная блогерами. Многие и не знают, что могли бы работать более эффективно. И, разумеется, чтобы обучение дало устойчивые результаты, нужно постараться. А слышать об этом неприятно. И ладно. Подождем, когда все разочаруются и начнут реально смотреть на мир.» — Николай, 48 лет.

«Ложишься, когда хочется спать, бежишь, когда опаздываешь на поезд, упираешься до конца, когда твердо уверена в своем мнении. То есть целенаправленно совершаешь действия только тогда, когда тебе это действительно нужно. Так и с обучением: все складывается, когда очень-очень нужно.» — Евгения, 42 года.

Интересный парадокс состоит в том, что идут учиться дополнительно обычно те люди, чей исходный уровень образования выше среднего. То есть руководители компаний, специалисты, предприниматели и так далее. А как раз те люди, которые в большей степени нуждаются в повышении квалификации и росте дохода, как правило, учатся реже.

3. Страхи.

Перспектива «сесть еще раз за парту» может вызывать неприятные воспоминания.

«Например, когда изучила информацию, но не умеешь применить полученные знания для решения практических задач. И ситуации, когда прошлые обучения были не только про научить, но и про унизить. В школе такое чаще встречается, но и при образовании взрослых бывает.» — Мария, 40 лет.

Возраст стигматизирован в России сильнее, чем в других странах. Многие представители старшего поколения уверены, что после 30-ти учиться уже поздно (особенно женщинам). Нужно уделять время семье и так далее. Идеологию эйджизма семьи воспитывают и в своих детях.

Из-за предрассудков и насмешек люди часто не решаются пойти учиться во взрослом возрасте. А онлайн-школы вынуждены показывать на положительных примерах, что учиться после 30-ти можно и нужно. Разрабатывают маркетинговые стратегии, направленные, например, на мам в декрете.

4. Принуждение к обучению.

Начинается все с запугивания школьников ЕГЭ. Сам по себе экзамен — это отличный выход из ситуации для детей из разных городов, которые хотят поступить в столичные или отдаленные вузы. Не нужно ехать сдавать вступительные. Тест оптимально разработан, и при серьезной подготовке не вызывает сложностей. Однако принуждение к сдаче ЕГЭ на высокий балл может вызвать стресс и отторжение в склонных к бунту подростках.

В России образование часто воспринимается как необходимость, а не искреннее желание. После обязательной школы ребята по указке взрослых поступают в выбранные ими же колледжи или вузы. «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой — человек!» — говорят учителя и воспитатели детям. Мы не прививаем тягу к знаниям, мы запугиваем детей нежелательными последствиями, то есть «работой дворником» и так далее.

5. Не хватает времени или средств.

Действительно, с одной стороны, чем старше становишься, тем быстрее идет время. Работа, дети, домашние обязанности, машина, дача и так далее.

Но с другой стороны, как ни странно, многие отмечают, что учатся наиболее продуктивно, когда времени в обрез:

«Помимо учебы в университете, у меня было много всего: работа во Франции по программе, затем ведение бизнеса и декрет, тренинги допоздна. Задания выполняла в промежутках, на коленках, с вайфая из кафе. Но был драйв, и все получалось. В мечтах тогда было светлое будущее. Даже когда картинка его была размыта, я знала, что там что-то хорошее и крутое!» — Вероника, 39 лет.

Часто нехватка времени становится поводом для того, чтобы не учиться, успокоить собственную совесть. Для и в правду занятых людей существует формат микрообучения, то есть короткий промежуток учебы с небольшим объемом информации.

А что по поводу денег? Ведь не каждый может позволить себе тратить большие суммы на образование, которое может оказаться некачественным.

«Проблема в том, что не всегда качество предоставляемого обучения соответствует заявленному в рекламе. А платить за очередную «коробочку с сюрпризом» не хочется. Видела недавно рекламу у одной школы: проджект менеджер за 4 дня, научитесь собирать сильные команды. Слабо верится в такие обещания. Маркетологи убеждают нас в легкости, а на деле — сплошное разочарование.» — Дарья, 35 лет.

По информации из опроса сотрудников российских компаний, проведенного ВШЭ, большинство работающих на предприятиях малого бизнеса россиян согласны на дополнительное образование только при полном или частичном финансировании со стороны работодателя или государства.

Решением для этой проблемы станет «образовательная грамотность». То есть нужно не хвататься за любое обучение, а продумывать траекторию своего развития и подбирать под него то, что точно пригодится в будущем.

6. Психическое здоровье.

Депрессия, как болезнь 21-го века, значительно снижает работоспособность. Усваивать информацию и общаться сложнее, когда борешься с ментальными проблемами. Но может быть и другая крайность:

«Я психотерапевт, и в моей практике клиенты часто покупали обучение из-за состояния тревоги. Такая импульсивная покупка, хоть и описывалась как необходимая, приводила к истощению уже ограниченного ресурса. Сливали накопленное напряжение социально одобряемым образом. Я думаю, что обучение рационально, если зависит от личных целей, а не ожиданий других.» — Иван, 43 года.

Почему учиться все-таки стоит?

Хорошо, когда навыки отвечают текущим жизненным и профессиональным задачам. Но иногда дополнительная подготовка все же необходима.

Приведу свой пример: когда нужно было по работе подтянуть знания по диджитал-маркетингу, прошла соответствующий курс. Практиковаться приходилось прямо по ходу обучения, что сделало его особенно эффективным. Нетворкинг, общение во время и после тоже оказались полезными и к месту.

В стремительно меняющемся мире образование должно стать образом жизни. Не обязательно поступать в вуз после 30-ти, но осваивать новые цифровые инструменты и гибкие навыки важно, чтобы оставаться на плаву.

Как привить ребенку любовь к знаниям?

Важную роль в отношении человека к образованию играет воспитание. Чаще всего дети образованных родителей, которые даже после получения диплома и стабильной работы продолжают учиться, вырабатывают тягу к знаниям.

Необходимо качественно проводить с детьми время. Качественно — значит за совместным чтением книг, просмотром документальных фильмов, посещением мастер-классов и музеев. Дети склонны задавать вопросы обо всем, чего не могут понять сами. Ищите ответы в интернете и энциклопедиях. Хвалите ребенка за заданный вопрос, а не наоборот.

Научите ребенка отдыхать. Отдых, сон, детокс от гаджетов — все это важные аспекты продуктивного обучения. Используйте технику «помодоро», то есть концентрацию на учебе на 25 минут и затем пятиминутный отдых. Награждайте школьников за хорошие оценки приятными бонусами.

Дополнительное образование — личный выбор каждого

Обучение профессии во взрослом возрасте работает, когда оно отвечает конкретным текущим запросам. Кроме того, человек психически должен быть готов уделять время и силы учебе. Если нет стрессов, и есть понимание, куда идти и зачем учиться, все непременно получится.

Учеба во взрослом возрасте имеет ряд преимуществ. Благодаря личным целям, желанию и отсутствию принуждения со стороны родителей, взрослые люди часто мотивированы даже сильнее, чем дети и подростки.

И все же дополнительное образование должно происходить по желанию. Без ясных, достижимых целей и нужных для учебы ресурсов оно не имеет смысла. Поэтому каждый сам выбирает продолжать учиться во взрослом возрасте или довольствоваться тем багажом знаний, что уже имеет.

55
10 комментариев

Учиться — это хуня полная. Нужно не учиться, а бабки зарабатывать. Все эти разговоры в пользу того, что вкладывать бабки нужно в обучение и знания у вас никто не отнимет - хуйня от инфоцыган. Развиваю сетку сайтов, зарабатываю на рекламе миллионы и если учусь, то исклчительно на практики в ходе этого самого зарабатывания. А учиться идти куда-то - да на хую я это вертел. Вот эти профессура вся высоколобная, но при этом нищая и бедная, единственный костюм свой донашивает до дыр. На и нахуя?

1
Ответить

Для науки...Но и талантливым и способным учеба в Вузе может только мешать, например, известно что пик интеллектуальной активности человека наступает примерно в 21 год, далее постепенно снижаясь, а в 21 все сидят еще в Вузах и протирают штаны, вместо того чтобы проводить исследования и открытия делать. Многие известные великие ученые еще в античные времена делали по 10 открытий в разных областях науки при этом не доживая и до 25 лет. А в нашей системе в 25 только в Аспирантуру поступают, уже с интеллектом не приспособленным к интенсивной умственной деятельности.

Ответить

А если этот профессор захочет "развивать сетку сайтов"? Учиться то все равно придется, хотя бы основам сайтостроения.

Ответить

Учиться — это хуня полная. Нужно не учиться, а бабки зарабатыватьВоооот) Просто у инфоцыган (вплоть до руководства заборостроительных вузиков) бомбит от того, что до людей сия истина начала доходить :)

Ответить

7. Пластичность нейронов снижается с годами. Становится все тяжелее учиться.
8. Отечественные ВУЗы годятся лишь для получения корочки и прокачки академического склада ума.

1
Ответить

Если взрослые люди переучатся, у Аэрофлота стюардесс не останется. До войны были молодые телочки, а сейчас 45+ дамы. Молоды в Дубайя улетели

Ответить

Любопытно. Интересно а как эта ситуация выглядит в странах со стабильным уровнем жизни? В тех где взрослые люди не переживали развал СССР, лихие 90х, либеральные нулевые.
Мне все таки кажется что переходный период от СССР к относительно сытному сейчас сыграл главную роль в отношении к образованию взрослых, да и молодых тоже

Ответить