Учить школьников финграмотности. Иль не учить?

Знать как управлять финансами с детства очень выгодно, утверждают американские исследователи
Знать как управлять финансами с детства очень выгодно, утверждают американские исследователи

Первые деньги в виде монет появились 2700 лет назад. Экономика как наука оформилась 250 лет назад. Уроки управления личными финансами как обязательная дисциплина появились в некоторых школах США… 4 года назад. Почему в школьном образовании до сих пор сложности с уроками финграмотности и нужны ли вообще такие занятия?

Дискуссии о необходимости обучать управлению своими деньгами ведутся в США и Европе несколько десятилетий. По данным Программы международной оценки учащихся, только 10% 15-летних граждан развитых стран показывают высокие результаты по финансовой грамотности. Причем долгое время обучение школьников управлению своими деньгами считалось неэффективным (результаты нескольких исследований 2014 года). Об этом пишет The Economist в недавно опубликованной статье с громким заголовком America is educating a nation of investors.

Четыре года назад в США решили изменить ситуацию. «С 2020 года 17 штатов приняли предписание об обязательном прохождении курса финансовой грамотности учениками средней школы, — пишет обозреватель. — Общее число штатов принявших предписание сейчас 25 и в ближайшее время ожидается принятие практики остальными штатами».

По результатам нескольких новых исследований, подростки, которые проходят курсы по личным финансам в старшей школе реже берут в долг. Если они все же берут кредит на обучение в колледже, то выбирают недорогие и выгодные варианты. А заемщики с низким доходом, проходящие курсы по личным финансам, с большей вероятностью погасят свои долги и не возьмут кредиты под грабительские проценты до зарплаты. У них также ниже вероятность задолженности по кредитным картам, более высокие кредитные баллы, реже происходит оформление банкротства.

Сторонники преподавания финграмотности в школе подчеркивают, что обучение управлению финансами в идеале происходит в семье. Но на практике, это не всегда доступно. Однако у новой практики есть немало противников, главный аргумент которых: в школьной программе и так слишком много предметов. В некоторых школах уже рассматривается вариант исключения одной из традиционных дисциплин в пользу финграмотности.

Что происходит в российских школах? О введении обязательного преподавания финграмотности сообщалось два года назад (с 1 сентября 2022 года). Тогда уточнялось, что преподавание будет происходить в рамках традиционных школьных предметов (обществознание, математика и другие), а не отдельными уроками. Но насколько эффективен такой подход можно будет судить лет через 5.

Как считаете, детям необходимо получать базовые знания о финансах в школе или достаточно родительского воспитания?

По моим наблюдениям, как финансиста и экономического обозревателя, некоторые дети не получают достаточно понимания дома и в то же время с трудом усваивают основы финграмотности в школе.

Тема частично раскрыта в книге Nudge. По версии авторов, специалистов поведенческой экономики Ричарда Талера и Касса Санстейна, нынешнее человечество условно делится на рациональных Homo economicus и нормальных Homo Sapiens, которые регулярно нерациональны. Например, если повысится цена на сладости, представители Homo economicus будут меньше покупать их и не попадут под влияние нерациональных факторов. Гуманы также реагируют на стимулы, но поддаются подталкиванию, чем активно пользуются миллионы маркетологов.

33
7 комментариев

после школьных предметов выпускники совершенно не подготовлены к жизни, нужны уроки программирования, уроки финансовой грамотности, уроки проектной деятельности ,предпринимательской, обучение инвестициям

2

я двумя руками за! но есть пара проблем: 1. кто это будет преподавать, норм учителей не хватает ну оооочень сильно. 2. проектный менеджмент и основы инвестирования не каждый взрослый способен понять, не то что подросток

1

думаю такой предмет был бы не лишним в школе

1

Прикольные примеры положительных изменений после внедрения таких курсов, а также поднимается вопрос о возможности включения финансовых уроков в российскую школьную программу