Нужно ли получать высшее образование

На связи Петр Смелый. Пока мы все в ожидании демоверсий по ЕГЭ 2025, решил тут статью вам накатать про высшее образование.

Всё чаще замечаю, что вопрос “Кем я хочу стать, когда вырасту” теряет статус детского. Даже взрослым сложно определиться с тем, на какой деятельности сфокусироваться, и они часто переходят из сферы в сферу, проходят курсы профессиональной переподготовки, кардинально меняют место работы. Это и понятно: мир меняется настолько быстро, что без постоянной адаптации, приобретения мета-навыков профессиональное и личное развитие практически невозможно.

А вот теперь представьте, что вы выпускник школы, которому на 5 лет нужно привязать себя к университетской парте, выбрать какую-то конкретную специальность и штудировать учебники, написанные в прошлом веке. Кажется ли вам, время проведенное таким образом эффективным? Мне нет. Тем более, это действительно лучшие годы, когда у тебя куча энергии, идей, вообще нет страхов и практически никаких обязательств.

И это лучшее время, чтобы покорять мир, пробовать, экспериментировать, искать “свое”, набивать первые шишки.

Но часто ученики попадая в университет, прячутся от внешнего мира в этой стерильной, безопасной среде. После 11 лет в школе, они снова подключаются к этому аппарату “искусственного дыхания”, где не нужно особо париться о завтрашнем дне и нести какую-либо ответственность за свою жизнь. Просто учись.

Тут сделаю паузу и скажу, что я считаю, что высшее образование очень важно! И я совсем не противник обучения в ВУЗе. Наблюдая за настроениями среди выпускников, мне показалось, что наметилась интересная тенденция. Школьники скептически относятся именно к самой “корочке”, очередная подставка под кружку (вузовская корочка, кстати, последователь школьной медали, которой очень удобно открывать банки с напитками). Но при этом к самому обучению в ВУЗе как этапу выпускники всё же относятся достаточно серьезно, стремятся поступить в хороший ВУЗ. Хотят видеть себя успешными выпускниками бакалавриата с топовым образованием. Иначе не готовились бы к ЕГЭ с таким рвением, не радовались бы высоким баллам и зачислению на бюджет в вуз повыше рейтингом.

Продленка для взрослых

Я уверен, ВУЗ - ключевая ступень как в профессиональном, так и в личностном развитии. Это не просто профессиональные навыки, это общее развитие личности, новые друзья и фундамент для дальнейшей жизни. Самостоятельно изучить тот объем информации, который нужен для изучения базовых предметов в той или иной сфере, скорее всего, просто не получится – не хватит собственной мотивации, системности и дисциплины. А ВУЗ в этом вопросе гений, миллиардер, плейбой, филантроп.

Но проблема, думаю, глобально в другом. Большая часть выпускников рассматривает ВУЗ как продленку для взрослых, когда ты можешь еще лет на 5 снять с себя ответственность за свою жизнь. Сдав ЕГЭ, студенты могут говорить: “ну я же учусь”, а через 5 лет выходят на рынок труда без опыта работы, а главное – без привычки работать и как-то нести ответственность за себя, свое расписание, свои финансы и развитие. Вот и получается, что без “костюма” (статуса обучающегося) ты никто. Ни диплом бакалавра, ни 5 лет в лучшем вузе не помогут в построении карьеры мечты. В этом основная проблема, и ее корень не в системе образования, а в парадигме, существующей в обществе. Нужно сначала выучиться, делать это не отвлекаясь, изучить и зазубрить все учебники от корки до корки. А потом работать без опыта. Все же ждут “зелёного” специалиста. В общем, такая стратегия актуальна, наверное, только для врачей – им действительно, нужно сначала выучиться. Также без тотального погружения в учебу не обойтись тем, кто хочет заниматься фундаментальной наукой, ведь университеты – это самый короткий путь в научные круги. Но для большинства специальностей, таких как маркетолог или менеджер, это заведомо проигрышная концепция. Знать теорию, конечно, классно, но постепенное погружение в практику необходимо уже на этапе обучения. Закончить ВУЗ, находящийся в верхушке рейтинга, недостаточно, чтобы сразу найти высокооплачиваемую работу и сколотить карьеру.

Говоря о работе во время учёбы, мне вспоминаются онлайн-школы (когда-то к ЕГЭ я готовился в одной из них и моя наставница как раз была студенткой первого курса). Вообще ни в одной другой сфере я не видел столько сотрудников-студентов. Большая часть сотрудников там – студенты, которые совмещают учебу в ВУЗе с работой. Я считаю, это самый лучший вариант.

Вот и свежие исследования это подтверждают: работу и получение высшего образования вполне возможно совмещать. Согласно опросу, на постоянной основе совмещают работу и учебу 51% обучающихся в вузах. При этом 74% работающих студентов учатся без троек, задолженности по учебе имеют не более 2% работающих.

В ВУЗе студент получает базовые знания, расширяет кругозор, изучает фундаментальные труды, а вовлекаясь в реальные рабочие проекты, получает возможность все это применить на практике, примерить на реальность, получив свой уникальный целостный опыт. Очевидно, что у такого выпускника ВУЗа спустя 5 лет учебы в университете гораздо больше шансов получить место в престижной компании, реализовывать успешные проекты, иметь высокий уровень жизни и дохода. А ведь глобально цель высшего образования именно в этом: помочь найти себя, достичь результатов в своей деятельности и иметь в конечном итоге достойный уровень жизни.

22
2 комментария

Я уверен, ВУЗ - ключевая ступень как в профессиональном, так и в личностном развитииТут много различных ЕСЛИ.
Если это нормальный ВУЗ, человек реально учился. И не только учился, но и зарабатывал связи в сфере. Социализировался.
А если сдал ЕГЭ для мамы, поступил, потому что мама просила, то роста не будет от слова совсем

1
Ответить

А есть еще тот факт, что вышка в принципе переоценена

Ответить