Увидеть, услышать, прикоснуться. Как мы создавали свою первую колонку с экраном

Продуктовые дизайнеры Алисы рассказывают, как проходила работа над созданием Станции Дуо Макс, как они искали новый визуальный стиль виртуального ассистента и каким получился интерфейс устройства.

Увидеть, услышать, прикоснуться. Как мы создавали свою первую колонку с экраном

— Руководитель группы дизайна Умного экрана и Телевизоров Анастасия Вишневская

— Ведущий дизайнер Умного экрана Дмитрий Стрелов

В ноябре 2023 года на конференции Yet Another Conference в Яндексе впервые представили Станцию Дуо Макс, которая стала флагманом в новой категории «Колонка с экраном». Дуо Макс дала пользователям возможность не только слышать ассистента и управлять им с помощью голоса, но и видеть ответы Алисы, а также общаться с ней касаниями.

Мы открыли в продукте с экраном новые пути развития Алисы Например, заметили, что некоторым пользователям сложно общаться с виртуальным ассистентом, не видя её ответов. Ведь маршрут до работы проще посмотреть на карте, чем выстроить в голове, слушая объяснение. То же самое с напоминаниями и будильниками.

Вот какие ещё возможности в сравнении с обычной колонкой открывает новое устройство:

  • просматривать трек-лист, выбирать музыку по конкретному исполнителю и заранее знать, какая песня будет играть следующей;
  • управлять умным домом прямо с экрана колонки, не заходя в приложение на смартфоне;
  • смотреть видеоролики, фильмы и сериалы;
  • звонить по видеосвязи через Telegram.

И да, управлять всеми этими функциями можно голосом.

Чтобы научить всему этому новый девайс, мы спроектировали операционную систему для виртуального ассистента. Нужно было визуализировать все сценарии Алисы, которые до этого существовали только в виде голосовых сообщений. Как мы справились с задачей и что из этого получилось, расскажем дальше.

Этап 1. Ищем визуальное решение

Разрабатывать новый девайс с Алисой мы начали ещё зимой 2021-го. В первый год исследовали аудиторию из России и других стран, анализировали конкурентов, создавали гипотезы и продумывали основную концепцию устройства. Тогда же подошли к созданию прототипа.

Первый прототип колонки промышленные дизайнеры собрали из планшета, скотча и коробок. Внутрь конструкции насыпали свинцовую дробь: чтобы макет не падал.

Черновые варианты интерфейса в общих чертах показывали, как устройство может работать. На экране «висели» часы, дашборд с основными сценариями и прочее.

Нам нужно было протестировать первую гипотезу — фоновое потребление. Мы хотели понять, будут ли люди будут воспринимать информацию, проходят мимо Дуо Макс и смотря на неё издалека. Поэтому мы собрали фокус-группу из 10 человек. Тогда у нас ещё не был готов промышленный дизайн устройства, и мы собрали наши девайсы из планшета и напечатанной на 3D-принтере подставки.

Одни из первых прототипов Дуо Макс

Рабочие прототипы мы раздали коллегам домой. Каждый день на протяжении недели мы собирали для каждого из 10 человек индивидуальный прототип с заставками (часы, слово дня, погода, афиша событий и так далее), а вечером получали от них обратную связь. Благодаря этому мы смогли проверить и подтвердить нашу гипотезу и узнать больше о взаимодействии реальных пользователей с устройством.

Исследование помогло понять, куда человеку удобнее всего поставить колонку дома. Так и «нащупали» первую концепцию: умный экран, который предугадывает вопросы, которые пользователи обычно задают Алисе. То есть пользователь проходит мимо устройства, и ему даже не нужно задавать вопрос вслух, чтобы узнать, какая погода за окном, какой трек недавно выпустил любимый исполнитель или что идёт в кинотеатре по соседству.

За первый год мы спроектировали и реализовали вместе с разработчиками основные сценарии. Это дало нам возможность начать пользоваться уже рабочей версией продукта и видеть его целиком. Закончив создание первой версии продукта, мы осознали, что интерфейс получился слишком утилитарным, без явных отличающих нас особенностей. А мы хотели создать уникальный, узнаваемый стиль Алисы, чтобы девайс стал полноценным участником интерьера и дополнял его.

Увидеть, услышать, прикоснуться. Как мы создавали свою первую колонку с экраном

Этап 2. Пробуем журнальную вёрстку

Настал новый этап в разработке интерфейса — создание визуального стиля. Мы уже знали, что девайс будет постоянно находиться у пользователя дома с включённым дисплеем. А значит, стиль интерфейса должен вписываться в любой интерьер.

Чтобы нащупать концепцию, мы решили посмотреть в каких пространствах будет находиться наше устройство и какие объекты будут его окружать. И оказалось, что это книги на полках, журналы на столе, постеры или картины на стенах.

Мы захотели найти что-то общее между нашим девайсом и этими объектами. Во время поисков подходящей идеи родилась концепция журнальной вёрстки, потому что Дуо Макс напомнила нам открытый на столе журнал со всей полезной информаций. Это навело нас на мысль: а что если взять визуальные приёмы, которые используются в этом объекте и применить их в нашем интерфейсе — сложные цвета, экран, разделённый на половинки, типографику.

За основу мы взяли цвета ткани устройства и составили цветовые пары с фоном, дополнительным цветом и цветом текста. Всё это протестировали, чтобы люди с разными особенностями зрения могли их различать.

Этап 3. Упрощаем по новым вводным

К концу года появились новые вводные, которые перевернули наше первоначальное видение интерфейса:

  • Стало понятно, что в линейке колонок с экраном будут не только устройства Яндекса, но и партнёрские, поэтому дизайн интерфейса должен был хорошо сочетаться с разными девайсами.
  • В процессе мы слишком увлеклись виджетами, и устройство стало напоминать нам планшет. У нас же была цель продолжить линейку колонок.
  • Параллельно мы работали над другим проектом — брендингом наших телевизоров. Нам понравился его концепт, и мы захотели тиражировать его на все наши поверхности.

Спустя множество внутренних исследований и жизни бок о бок с устройством, мы поняли что оно должно быть максимально простым.

На тот момент мы сделали главный экран в виде панели с виджетами, что делало нашу новую колонку похожей на планшет. Мы же держали в голове, что колонка с экраном должна стать новым звеном в эволюции наших умных устройств: на ней ответы Алисы должны были обрести лицо и возможность взаимодействовать с ними не только голосом. Это должен быть быть следующий шаг от колонок, но не шаг к планшету.

Что получилось

От сложного главного экрана с виджетами мы пришли к минималистичному, с анимированными заставками и часами, чтобы он легко вписывался в интерьер. При этом, если подойти ближе, на небольшой панели информеров снизу можно увидеть, какие сценарии Алисы запущены (например, ближайший будильник или пропущенное уведомление). С главного экрана через панель приложений можно сразу перейти в Видео, Музыку, Звонки, Умный дом, Навыки и другие приложения, которые есть в Станции. Так мы ушли от планшетности к «ассистентности».

Заставкам мы уделили особое внимание. Мы совместили в них и красивое визуальное оформление, и пользу. Так, они подстраиваются под время суток и сезон года. А ещё, если спросить Алису про погоду, и на улице идёт дождь, то на экране Станции откроется погодный ответ с заставкой с каплями.

Впервые за всю историю ассистента мы визуализировали множество сценариев, которые до этого существовали только в виде голосовых сообщений или текста, и разработали полноценный управляемый интерфейс. В будущем он продолжит развиваться и дополняться новыми полезными функциями, какими — пока секрет.

1616
11
7 комментариев

Нииииииигде
Ни в одном обзоре
не показано что нужно для того чтобы начать видеозвонок с данного устройства.

Так и просится на роль терминала видеосвязи с пожилым человеком, который ни в какую не освоит смартфон/планшет.

ничего кроме это не нужно - требуется ли подписка для работы одной этой функции?

Можно через телегу, но надо будет дать доступ колонке ко всей телеге без ограничений, почему-то :/

Когда добавите спотифай в выбор музыкального сервиса на колонке тогда и поговорим

Яндекс-такси - сраная помойка, которая должна быть лишена лицензии осуществлять какие-либо пассажирские перевозки. Водители яндекс-такси - исключительно нелегалы, либо не имеющие признанных в России водительских прав, либо ящдящие по фальшивым, других туда не берут. И это ивидно по тому, что водители игнорируют любые ПДД, паркуются где хотят, мешая проезду и проходу, а в ответ на замечания хамят и угрожают. Пора бы уже поднять петицию о лишении Яндекса права осуществлять пассажирские перевозки.

А как они отвратительно поступают с пользователями плюса-обманным путём выгоняя с архивного тарифа