Привет.
Мы — высококвалифицированная и опытная команда, в которой каждый участник представляет то или иное направление ИТ-отрасли. У каждого из нас есть серьезный опыт и багаж знаний в своем направлении.
Мы сгенерировали пул идей для нового бизнеса, для каждой из них написана краткая концепция, есть небольшие маркетинговые исследования и экономические модели.
Команда полностью обеспечивает себя профессиональными ресурсами — может самостоятельно разработать MVP; и есть финансы, поэтому дело не в них…
Главный вопрос в том, к кому идти для оценки живучести этих идей, и кто может подсказать, есть ли какой-либо смысл в их реализации.
Также, было бы здорово узнать, где можно найти опытного CEO под эти идеи? Где можно получить необходимые, профессиональные знания о принципах формирования стартапа, если не гуглить, не углубляться в тонны стартаперской литературы и не идти в акселераторы?
Отвечает Эдгар Давтян, основатель компании по разработке стартапов IT Bounty
Добрый день.
Всегда было принято рассказывать о своих идеях друзьям, знакомым, коллегам, семье и получать обратную связь. Еще один распространенный вариант — ходить на мероприятия, выступать и получать комментарии экспертов. Однако, мне кажется, что эти методы не совсем эффективны, так как в первом случае обратная связь далеко не всегда адекватна, а во втором — зачастую банально не хватает времени на то, чтобы правильно построить диалог и показать общую картинку. По правде говоря, на таких мероприятиях редко присутствуют эксперты нужного уровня, к советам которых стоит прислушаться.
Я вижу два действительно эффективных пути:
- Делать customer development среди будущих потребителей и пытаться на уровне идеи продать им сервис, взяв аванс.
- Обратиться к узкоспециализированному эксперту в нужной области (тут без указания области сложно выделить какого-то конкретного человека), который может рассказать о подводных камнях и о том, как в действительности все устроено в данной отрасли.
Отсюда же вытекает, что скорее вам помогут не акселераторы и Google, а знания и навыки, полученные на практике, потому что они нарабатываются исключительно опытом, а также общением с теми, кто делает то же самое. Я стараюсь не только пополнять багаж знаний у себя в стране, но и постоянно путешествовать в другие государства и изучать распространенные там подходы и интересные наработки.
А у опытного СЕО всегда есть своя команда, с которой он предпочитает реализовывать проекты. Попытки интегрировать такого руководителя в уже сложившийся коллектив редко дают нужные результаты. Поэтому, если команда сформирована, лучше кого-то изнутри сделать СЕО, а внешнего эксперта привлечь в качестве ментора или советника.
Странно, что не посоветовали самое простое и эффективное:
1. Открываем angellist и crunchbase
2. Ищем там компании, которые уже пытались сделать что-то подобное (с вероятностью 90% они есть)
3. Находим в первую очередь те стартапчики, которые в итоге загнулись или пришли к успеху. (Сайт не работает vs уже acquired или даже IPO)
4. Пишем фаундеру/СЕО через линкдин и просим выделить 30 минут на скайп-колл и рассказать вкратце что привело к успеху/фейлу. (При этом не лажаем и пишем правильное холодное письмо. Как их писать - мильен видео на ютюбе есть. Я бы даже предлагал в сообщении писать что вы готовы заплатить компенсацию за время собеседника. Скорее всего кошерный фаундер в итоге никаких денег с вас не возьмет, но такой момент позволяет показать комитмент идее за которую вы взялись, а это важно показать в таком холодном письме)
5. Получаем ценнейший фидбек по идее, основанный на чужом опыте customer development
6. ... (Повторить пункты 4 и 5 с максимальным количеством фаундеров)
7. PROFIT!
Лучше всего идеи оценивает сам рынок. Делайте и смотрите, что говорят "эксперты", которые голосуют рублём.
Ох уж эти советчики.
"Делать customer development среди будущих потребителей и пытаться на уровне идеи продать им сервис, взяв аванс."
Если стартап заключается в сервисе с оплатой сразу, да, сойдет. Если же это остальные виды (а их много) проектов, то не прокатит.
"Обратиться к узкоспециализированному эксперту в нужной области"
Нужно остерегаться узкоспециализированных специалистов в нужных областях. У этих людей мышление такое же узкое как и область, они помогут решить узкую задачу, но никак не смогут реально оценить потенциал стартапа.
"а знания и навыки, полученные на практике, потому что они нарабатываются исключительно опытом, а также общением с теми, кто делает то же самое"
Вот, вот единственно верный совет. Его подкрепляем знаниями финансовой части, и исследованием рынка в купе с психологией аудитории, чтобы произвести примерные расчеты и спрогнозировать развитие, и становимся на шаг ближе к успешному проекту.
Ну а CEO искать, это еще хуже чем поиск жены, к нему больше требований и больше рисков. Потому лучше по первости быть сам себе режиссером, а на уже 3-4 этапе инвестиций, советом директоров решить что пора переложить бремя на профи.
В "поля", конечно же
Если нет вдохновения на конкретную идею и нет понимания, что ее хочется делать, то пул идей не поможет и тем более, совсем печально искать того, кто стажет какую идею выбрать. Это все означает, что просто нет идеи. Идеи в процессе работы изменяются и реализуются в больше йстепени благодаря драйву и упорству основателей, а не благодаря тому, что кто-то кому-то сказал, что это хорошая идея. Если возникает такой вопрос, значит в принципе нет смысла браться за создание чего-то своего.
К слову, про стартапы пишу в блоге и последние 4 поста как раз про специфику индустрии стартапов: какие этапы жизни стартапа, какие вызовы и задачи, как общаться с инвесторами и когда деньги поднимать, а также в чем специфика Кремниевой Долины:
http://blog.babich.me/search/label/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BF%D1%8B
на самом деле какой вопрос, такой и ответ.
сразу бы сказал - никак, разбирайтесь сами.
По-моему, выкладывать кому-то идею, которая должна заховать мир, как-то глупо. К чему себя опустошать? Себя надо обогащать.