Важные особенности обучения взрослых: что необходимо учитывать при разработке образовательных продуктов

Чем обучение взрослых отличается от детского? Какие психологические особенности характерны для взрослых обучающихся? Что стоит учитывать при разработке онлайн-курсов?

Андрагогика – раздел педагогики, который изучает особенности обучения взрослых людей. Одна из значимых фигур в андрагогике – это Малколм Шепард Ноулз, американский педагог, который занимался проблемами обучения взрослых.

Именно Ноулз разработал основные принципы андрагогики и популяризировал их на весь мир. В своих работах он выделил 6 главных принципов обучения взрослых.

Источник: https://ru.freepik.com/
Источник: https://ru.freepik.com/

Вот некоторые общие рекомендации для онлайн-обучения:

1. Взрослым важно знать, для чего они учатся.

Перед тем как согласиться на обучение каждый взрослый заранее составляет цели. Поэтому важно ответственно подходить к правильности формулировки тех знаний, умений и навыков (или компетенций), которые студент получит после обучения. Только таким образом взрослый обучающийся поймёт соотносится ли обучение с его текущими целями.

2. Взрослые внутренне мотивированы и самостоятельны

Взрослым нравится ощущать чувство собственного контроля над обучением. Поэтому в онлайн-обучении важно давать им возможность самостоятельно выбирать обучение и учиться в удобное время. Если мы говорим о выборе обучения, то решением может стать свободная навигация по курсу, если мы говорим об обучении в удобное время, то решением может стать асинхронный формат обучения.

3. Жизненный опыт взрослых напрямую влияет на их обучение

Каждый из взрослых обучающихся обладает приобретенным спектром знаний и опыта. Постарайтесь использовать этот опыт в ходе курса. Когда мы разрабатываем обучение, важно опираться на существующий опыт обучающихся. Опыт можно замерять в виде таких инструментов как: тестирование, сбор обратной связи, предварительные собеседования с обучающимися и т.д.

4. Взрослые проявляют готовность учиться

Взрослые предпочитают изучать то, что они действительно могут использовать. Поэтому необходимо использовать «инструменты-проводники», которые учащиеся смогут использовать в контексте своей повседневной жизни или работы. Такими инструментами могут быть: чек-листы, рабочие тетради, контрольные списки, рабочие листы и т.д.

5. Ориентация взрослых обучающихся на текущую жизнь

Данный принцип согласуется с четвёртым принципом. Как только у взрослых появляются новые обязанности: работа, дети, бытовые проблемы и т. д., то у большинства из них остаётся не так много времени для обучения. Получается, что взрослым не нужна информация, полученная в процессе обучения. То, что они хотят, это понять главную суть. Это, кстати, одна из причин, по которой метод кейс-стади (case-study) так популярен в таких, например, бизнес-школах как Гарвардская. Поэтому старайтесь давать обучающимся тематические исследования или вовлекайте их в проектную деятельность. Подобные подходы помогут им перейти от содержания к применению обучения на практике.

6. Внутренняя мотивация взрослых более эффективна в обучении

«Взрослые реагируют на некоторые внешние мотиваторы (смена работы, продвижение по карьерной лестнице, более высокая заработная плата и т. п.), — пишет Ноулз, — но наиболее сильными мотиваторами являются внутренние факторы (повышение удовлетворенности работой, самооценка, качество жизни и т.д.)».

Американский психолог Эдвард Деси, например, говорит о том , что мотивация пересекается с обучением в трех точках (которые, как правило, двигаются одна за другой):

1. Когда принято решение участвовать в обучении (например, решение купить курс, зарегистрироваться на конференцию или посвятить время самостоятельному обучению). Здесь мотивация может повлиять на то, захочет ли человек учиться, что он решит узнать и какой из предложенных вариантов он для себя выберет.

2. Во время самого обучения. Здесь мотивация определяет, сколько внимания обучающийся уделяет своему образовательному опыту, насколько активно он вкладывается в само обучение.

3. Применение обучения. Здесь мотивация влияет на то, насколько эффективно изученное будет применяться обучающимся в реальной жизни (и будет ли это обучение применяться вообще).

Деси говорит о том, что чем больше вариаций и решений для каждого из этих трех пунктов, тем выше внутренняя мотивации взрослого обучающегося, и, соответственно, эффективнее само обучение.

💬 Вот и вся информация, которой я хотел с вами поделиться. Делитесь своим опытом разработки обучения для взрослых в комментариях.

📖 Источники

Knowles M.S., Holton E.F., Swanson R.A. «The Adult Learner. The definitive classic in adult education and human resource development»

Knowles M.S. «The Adult Learner. The Classic Guide to Adult Learning and Staff Development Knowles»

Ресурсы: bonlinelearning. com, leadinglearning. com

11
1 комментарий

наиболее частая проблема у взрослых это недостаточность мотивации или ее падение

Ответить