Как ИИ начал приносить плоды. Реальный опыт интеграции искусственного интеллекта в ИТ-компанию

Честно признаться, последний год я углублялся в операционку и совсем забыл про стратегию и инновации. ИИ на своем «хайпе» прошел мимо меня и не был никогда даже рассмотрен в помощники сотрудникам и мне. Но последние три месяца моя команда работала над созданием кастомных ИИ-агентов. И вот наш опыт интеграции искусственного интеллекта в ИТ-компанию.

Шутки-шутками, но...
Шутки-шутками, но...

Что такое ИИ-агенты?

По-сложному:

ИИ-агенты — это программные системы или алгоритмы, использующие методы искусственного интеллекта (ИИ) для выполнения определённых задач и автономного принятия решений. Эти агенты могут действовать в различных средах, адаптироваться к изменениям и взаимодействовать с пользователями или другими системами.

По-простому:

ИИ-агенты – это, чаще всего, чат-боты или их совокупность, которые решают узконаправленные задачи на базе LLM (анг. large language model - «большая языковая модель»)

В целом, это натренированные и/или созданные с четкой задачей алгоритмы на базе ChatGPT, Gemini, Claude и т.д. Они создаются для того, чтобы всегда «под рукой» была готовая модель, способная выполнять определенные задачи в ожидаемом формате и результате с заданными критериями. Проще это рассмотреть на примере.

Примеры ИИ-агентов

  • Консультант

Развитие ИИ-агентов началось именно с FAQ-консультанта. Этот чат-бот обычно интегрируется на сайт, в мессенджер или выступает как голосовой помощник. Вы задаете ему вопрос в произвольном формате, а он находит ответ в своей базе знаний. От примитивного Вопрос-Ответ-бота его отличает лишь некая «очеловеченность»: умение воспринимать вопросы в различных форматах (порядок слов, выделение сути в предложениях, форматирование и так далее) и отвечать пользователю по-разному, поддерживать диалог.

  • Менеджер продаж

Самое популярное направление ИИ-агентов сейчас, развивающееся скорее на маркетплейсах типа Авито и Юла. Обычно объединяется вместе с консультантом. Его основной функционал: вести осмысленный диалог (насколько это возможно), доводить «лида» к целевому действию и моментально отвечать на сообщения. Направление настолько набрало обороты, что сейчас Авито уже создали своего ИИ-агента и повсеместно интегрировали его.

  • SMM-менеджер

В этом случае уже один ИИ-агент превращается в совокупность нескольких агентов: копирайтера, дизайнера и аналитика. Задачи его идентичны обязанностям сотрудников, которых он заменяет. Его выделяет большое количество SaaS (анг. software as a service - программное обеспечение как услуга) на рынке, даже российском. Все-таки идея «замены» именно этих креативных позиций в компании на искусственный интеллект заинтересовала людей больше всего.

На просторах интернета я встречал, что ИИ-агентов «ставили» ради эксперимента и на руководящие позиции, в том числе CEO (анг. chief executive officer - исполнительный директор). Придумать можно все, что душе или директору угодно:

  • Проектный менеджер (SCRUM-мастер)
  • «Секретарь-напоминатель»
  • Специалист по экономической безопасности

И так далее, и тому подобное. Можете написать свои варианты в комментариях - поможете дополнить статью. Мои идеи иссякли:(

Жду ваши дополнения в комментариях
Жду ваши дополнения в комментариях

Реальный опыт использования

По моему мнению, сейчас на уровне человека искусственный интеллект (по крайней мере, общедоступные LLM), как максимум, может справляться с задачами SMM-менеджера. На что-то более квалифицированное, креативное, аналитическое или прикладное ИИ пока не способен, а если способен, то проще и дешевле нанять сотрудника, чем обучать собственными силами модель.

Без лишних слов, мы придумали, реализовали и (почти)интегрировали ИИ-агента SMM-менеджера. Его основной функционал, на который он нацелен:

  • Аналитика актуальных тем для публикаций и статей на основе wordstat, хэштегов и т.д.
  • Поиск информации из собственной базы знаний и в интернете
  • Написание, форматирование, редактирование и очеловечивание публикаций и статей
  • Создание изображений, диаграмм и инфографики для публикаций и статей (в доработке)
  • Публикация публикаций и статей в социальных сетях в автоматизированном режиме (в разработке)

Вот так выглядит мульти-агентная структура:

Мульти-агентная структура SMM-менеджера
Мульти-агентная структура SMM-менеджера

Пока что агент все еще в разработке, так как ресурсы проектных менеджеров и разработчиков в моей компании очень ограничены. Необходимо доработать генерацию изображений и их форматирование под дизайн-концепт компании. Автоматизация публикации является не особо важным для нас пунктом, так как за час можно выложить десятки публикаций и распределить из на месяц.

Вот так работает чат-бот:

Дальнейшее внедрение ИИ

«Планов много, планов куча» - так говорил старшина в моем подразделении. Я с этим утверждением согласен.

До определенного периода необходимо:

– закончить SMM-агента

– разработать менеджера заявок, который будет первично обрабатывать «лидов» и вносить информацию в CRM, брифовать и переводить диалог

– разработать агента-помощника для проектного менеджера, позволяющего контролировать занятость сотрудников и подрядчиков

– интегрировать ИИ-агентов в другие бизнес-проекты

Разве это ли не главное в работе токаря?
Разве это ли не главное в работе токаря?

Заключение

Не могу сказать, кому нужны ИИ-агенты, а кому нет. Они позволяют придумать, реализовать и автоматизировать невероятное количество вещей, которые в моей организации никогда не пригодятся, ведь для разных ниш и сфер деятельности необходимы различные компетенции.

Для тех, кто дочитал до конца. Команда npdev в ближайший месяц заканчивает реализацию двух кейсов ИИ-агентов и мы готовы приступить к интеграции новых моделей в вашу организацию – оставить заявку.

2 комментария

А где можно посмотреть скрины реального общения такого агента с клиентом чтобы закрывались какие-то сложные вопросы?

Алексей, агент пока еще в разработке, в публичном доступе будет находиться чуть позже. Его главный функционал заключается не в ответе на вопросы, а в предоставлении готового результата. Минимально можно оценить его в видео, ссылка на которое находиться в конце раздела «Реальный опыт использования»