SEO умирает 20 лет: никак не умерло

Разговоры о том, что «умирает SEO» идут уже лет десять, честное слово. Кажется, эти темы не утихают вообще. Особенно много шума стало после 2015 года, когда начали появляться накрутки по факторам. А что, если взглянуть на ситуацию с другой стороны? Пора разобраться, что на самом деле происходит.

Скептики, остыньте! Умирает не услуга, а агентства

Причина, по которой многие диджитал-агентства перестают существовать, кроется в том, что они просто не выдерживают конкуренции. SEO стало гораздо дороже и требует гораздо большей компетенций, чем это было раньше. Вспомните 2011-2012 года: взяли деньги у клиента, купили пару тысяч ссылок, слегка оптимизировали сайт в первый месяц, и всё! Работа готова! Дальше только и делаешь, что получаешь деньги и сдаешь отчеты. Так один специалист без проблем мог продвигать сразу 50 сайтов.

В то время это были весьма легкие деньги. Твой заработок напрямую зависел исключительно от количества продаж. Этакий не совсем деликатный баланс, в котором все сводилось к тому, сколько ты сможешь привлечь клиентов.

Но времена меняются. Нужно адаптироваться и развиваться, иначе просто не выжить в конкурентной среде.

Почему правила игры изменились?

Во-первых, поисковые системы начали закрывать различные лазейки и упрощённые методы продвижения, и теперь качество сайта стало критически важным, наряду с множеством дополнительных параметров, включая поведенческие факторы. То есть, как показало время, твои позиции в поиске напрямую зависят от того, насколько сайт нравится реальным пользователям.

Это уже гораздо более сложная тема. Теперь необходимо вкладывать деньги в развитие сайта, что автоматически отсекает тех клиентов, которые к этому не готовы. Дальше возникает необходимость убеждать потенциальных заказчиков инвестировать в этот процесс. Плюс, требуется не просто специалист, который будет отправлять ежемесячные отчётики по шаблону, а полноценный менеджер проекта, поддерживающий постоянный контакт с клиентом. Это добавляет дополнительного бюджета к общим затратам.

Кроме того, SEO-специалистам требуется высокий уровень квалификации. Ребята-самоучки, которые прочитали пару блогов и бросились в дело, уже не справляются с новыми требованиями. Ведь для успешного продвижения сайта нужна высокая компетенция и инвестирование значительного количества времени. В результате, 80% агентств просто не выдержали нагрузки, поскольку не смогли наладить эффективное управление и работу с клиентами. Они стали давать плохие результаты, не адаптировавшись к новым условиям, и не смогли привлечь нужных специалистов.

Хороший SEO-специалист может работать удалённо и сам найдёт клиентов, поэтому настоящих профессионалов нужно "выращивать" внутри своей компании. Найти человека с необходимыми знаниями и опытом становится всё труднее.

Так умирает ли SEO?

Действительно, не каждая компания сейчас может позволить себе нанять агентство, которое будет заниматься SEO-продвижением. Основная проблема в том, что конкуренция резко возросла: сейчас на рынке гораздо больше компаний, готовых вкладывать деньги и бороться за позиции.

Количество агентств тоже увеличилось, однако, как это часто бывает, на фоне этого роста качество услуг упало. Мы наблюдаем, как множество клиентов сталкиваются с негативным опытом, и, в следующий раз просто так, не глядя, нести деньги, они, конечно, не хотят. В итоге на рынке осталось около 20-30 тысяч компаний, готовых по-настоящему инвестировать в SEO и активно конкурировать.

При этом значительное число агентств и фрилансеров стремятся "половить рыбу в мутной воде", пытаясь отхватить хоть какой-то кусочек пирога. Но пирога уже не хватает на всех. Добавьте к этому, что продажа таких услуг требует немалых усилий, и выставлять низкие цены просто не получится.

Вот почему многие компании уходят из SEO: прибыльность снизилась, и сложности с получением дохода только растут.

Другие причины в этом “тёмном деле”

Сейчас многие говорят, что SEO умирает, глядя на ситуацию и под другим углом. Только оглянитесь на медиапространство: н нас есть Яндекс и Google, которые забивают выдачу своими сервисами — Яндекс.Карты, Яндекс.Отели и подобные. Они занимают много мест в поиске, и, естественно, доступного пространства становится все меньше. Получается, что трафик, который ты мог бы получить через SEO, сужается, и многие из-за этого переходят в рекламу. Конкурировать-то становится сложно.

Кроме того, никуда не ушли такие агрегаторы как QZON и иже с ним, которые занимают лидирующие позиции в выдаче и обгоняют практически любой сайт по многим запросам. Здесь тоже видно, как рынок становится более плотным.

Не поддавайтесь провокациям

На самом деле SEO не умирает. умирает старый подход, при котором все сводилось к простым методам. Сейчас SEO — это часть комплексного маркетинга. Оно требует высокой квалификации, но при этом именно SEO продолжает обеспечивать самые дешевые лиды в digital.

Так что, если кто-то считает, что все пропало — он просто не успел адаптироваться. SEO стало цивилизованным инструментом, и для тех, кто реально понимает, как с ним работать, именно сейчас открываются новые возможности. У тех, кто знает, как применять SEO, есть отличный потенциал для заработка.

Секреты успеха и устойчивости

Если говорить сквозь призму нашего опыта, то лично мы продолжаем существовать на рынке благодаря способности демонстрировать стабильные результаты. В прошлом моя высокая компетенция позволяла мне обеспечивать эффективные результаты в области SEO. А сейчас у нас в команде есть Иван, который является руководителем, и другие квалифицированные специалисты, которые также показывают хорошие результаты. Это и позволяет нам оставаться конкурентоспособными.

Заключение или что значит быть игроком на рынке SEO сегодня

Так что, друзья, SEO по-прежнему активно, просто оно претерпело значительные изменения — превратилось из чего-то варварского в цивилизованный и структурированный сервис. Да, для многих компаний, которые раньше работали в этой сфере, SEO кажется мертвым. А на самом деле оно живет и процветает, так что разговоры о его смерти — чистая чепуха.

Есть еще один важный момент: SEO — это сервис с низкой маржой и трудностями в масштабировании. Почему так? Многие компании устанавливают низкие цены, например, 30–40 тысяч за продвижение сайта. В таком случае, чтобы взять больше проектов, нужно расширять штат и нанимать дорогих специалистов. И тут возникает “зуд” в самых неудобных местах: вся прибыль от новых проектов уходит на зарплаты, и, по сути, ты ничего не зарабатываешь.

Для компаний, которые продолжают работать по старинке с такими тарифами, действительно можно сказать, что SEO как будто "умер". Они не могут конкурировать на рынке, потому что недостаточно старались и не смогли адаптироваться к новым условиям. Так что, если смотреть по факту, на самом деле все в порядке, и мы продолжаем успешно развиваться.

55
3 комментария

Внезапно плюсану.
Сам термин устарел - как и связанные с ним концепции.

1

SEO стало цивилизованным инструментомАхахахаха.
Лет 6 назад была надежда на это. Сегодня в этом бардаке под названием "интернет" уже неясно, что считать цивилизованным. Пример подхода: дорвеи легализовали и классифицировали.

Автор

Ну как, если сравнивать с уровнем регулирования 5 лет назад (или 2.) и сейчас, то уровень цивилизации значительно вырос)