Как зарабатывает Amazon и что такое FBA

Всем привет, в последнее время много приходится бороздить зарубежные рынки и порой хочется окунуться поглубже в бизнесы, но в ру-интернете. о них, к сожалению, почти ничего. Так получилось и с этим материалом, удивительно, но в русско-говорящем интернете почти нет ничего про бизнес Amazon и про FBA. Именно об этом мы сегодня и поговорим.

Amazon VS контрафакт: кому выгодна брендовая война

Офис компании
Офис компании

Amazon — американская компания, основная специализация которой — электронная коммерция, облачные вычисления и искусственный интеллект. Она входит в так называемую «Большую Пятерку» технологических корпораций наряду с Google, Facebook, Apple и Microsoft. Сфера ее деятельности по-настоящему огромна, но во всем мире она наиболее известна, как гигантский онлайн-рынок с рекордной чистой прибылью в 10,1 млрд долларов.

Сердце «амазонки»

185 стран мира, 480 000 городов, 3 миллиона ежедневных посылок, более 2 миллионов продавцов — по этим цифрам нетрудно представить масштабы работы Amazon. Справляться с таким огромным потоком компании позволяет автоматизированный сервис Fulfilled by Amazon.

По сути, FBA — это удобная платформа, благодаря которой основная часть обязанностей продавца по хранению, упаковке и даже доставке товаров переходят к сотрудникам Amazon. Склады разбросаны по всему миру, продавцу остается лишь вовремя пополнять продукцию и вести учет.

Допустим, что вы заказываете партию товаров у поставщика, например, из Индии прямиком на склад Amazon для последующей перепродажи. Перед отправкой вы просите поставщика промаркировать товар специальными стикерами, которые предоставляет сервис FBA Labeled Inventory. Это необходимо для того, чтобы его смогли быстро найти сотрудники Amazon.

Через зарегистрированный аккаунт продавца вы добавляете на «витрину» то, что хотите продать и получаете доступ к набору маркетинговых инструментов для дальнейшего продвижения (готовая площадка, различные способы оплаты, фирменная символика и т.д.). Покупатели видят товар, заказывают и получают его в срок без вашего непосредственного участия. Таким образом, рутинные схемы логистики и нюансы, связанные с хранением — больше не ваша забота.

Ахиллесова пята Amazon

Как зарабатывает Amazon и что такое FBA

В любой, даже самой надежной системе, всегда можно найти уязвимость. В Amazon — это объем предложений. Автоматизирование многих процессов и постоянно обновляющийся поток товаров со всего мира привели к тому, что на сайте становится все больше контрафакта. Здесь без труда можно найти многие виды подделок с мировым именем, вроде Gucci, Yves Saint Laurent, Louis Vuitton и других брендов.

По статистике, каждый тридцатый продукт в мире является контрафактом. Теневой бизнес приносит довольно неплохую прибыль, например, к 2022 году ожидаемая суммарная выручка от подделок составит 991 миллиард долларов.

На Amazon один и тот же товар могут реализовывать несколько контор. Продукция может отличаться по цене, условиям доставки, рейтингу. При этом каждый из продавцов вправе менять ее описание, а если остальным не понравилось изменение — товар можно заблокировать. Бывает и так, что некоторые позиции на витрине могут быть невостребованными и вскоре забрасываются. Тут-то и происходит самое интересное. На место прежнего товара подгружается новый с совершенно другим описанием, фотографиями и положительным рейтингом, оставшимся от прежнего. Ну а дальше все как в советском фильме: «брюки превращаются в элегантные шорты».

Даже если на странице предусмотрены ограничения о внесении изменений, ушлые предприниматели ухитряются обойти модератора через запросы в службу поддержки. Сотрудники Seller Support не могут быть в курсе всех нюансов по каждому товару и иногда соглашаются внести изменения, не разобравшись в ситуации до конца. Выгода такого нечестного подхода очевидна, ведь на раскрутку продукта и его попадание в ТОП поиска легальные компании платят огромные суммы.

Борьба с ветряными мельницами

Как зарабатывает Amazon и что такое FBA

Ежегодно Amazon тратит миллиарды на борьбу с контрафактом, внедряет собственные системы анализа данных для выявления недобросовестных продавцов. Одной из последних попыток взять ситуацию под контроль стал запуск программы Project Zero. Его основная задача сводилась к тому, чтобы снизить количество поддельных товаров до нуля (отсюда и название). К проекту подключились известные бренды, ведь подделки бьют и по их репутации. Владельцы начали подгружать в систему собственные лого, описания товаров, уникальные коды и прочую информацию, которая позволила бы выявлять контрафакт еще на складе.

400 миллионов долларов выделяется на персонал, выявляющий подделки, а алгоритмы Amazon каждый день сканируют 5 миллиардов страниц.

Но даже эти меры не дали ощутимого эффекта, более того, число фальшивок не только не уменьшилось, но даже наоборот возросло. На место одного удаленного продавца или товара тут же вставало десять других из Бразилии или Китая. Все это напоминало борьбу с мифической гидрой.

Тщательная проверка лишь усложняла жизнь честных продавцов и в конце концов Amazon ослабил хватку и стал добавлять новых коммерсантов в щадящем режиме. Кроме того, компания все равно получает свои 15% от стоимости товара, и не важно, поддельный он или оригинальный.

Не можешь побороть – возглавь

Дальше — больше. Вместо попыток пресечения попадания контрафакта на свой сайт, Amazon сам решил заняться копированием. Одной из нашумевших историй стал конфликт с фирмой Allbirds, которая занималась изготовлением экологически чистых кроссовок из овечьей шерсти. Основатель стартапа Тим Браун начал продажу обуви через свой сайт, лояльная аудитория нашлась довольно быстро. Каково же было удивление Тима, когда спустя некоторое время точно такая же продукция появилась у самого Amazon, причем с более низкой ценой. Разумеется, тягаться с самым крупным ритейлером планеты Allbirds не смог.

Впрочем, эта история стара как мир. Воротилы Кремниевой долины испокон веков копировали идеи друг друга. McDonalds, Samsung, Xiaomi, Facebook и даже Apple заимствовали то, что работает у других, дорабатывали и улучшали, преумножая собственный капитал.

Кто остается в плюсе

И все-таки, почему Amazon до сих пор не провел глобальную чистку и не избавился от контрафакта? Ответ — это невыгодно, причем всем участникам рынка.

Представим, что компания начинает жесткую борьбу с подделками и, потратив огромное количество денег, побеждает. Куда пойдут вчерашние продавцы «Abibas»? Правильно, к конкурентам вроде AliExpress. Как следствие, Amazon потеряет в темпах роста и стоимости своих акций, что намного неприятнее, чем выплата компенсаций недовольным покупателям.

Что же касается самих потребителей, большинство из них обращаются на Amazon как раз затем, чтобы приобрести товар по более низкой цене, чем у настоящего производителя. Тот, кто хочет получить оригинал и избавить себя от возможного разочарования, всегда может обратиться в фирменный магазин бренда.

Да и сами бренды, продукция которых копируется второсортной фирмой, невольно получают бесплатную рекламу. Купив некачественный товар один раз, покупатель либо навсегда поставит на нем крест, либо, наученный горьким опытом, придет в фирменный магазин.

99
4 комментария

Отлично написано. 
И даже без ссылок на телеграм или свой сайт? Это вообще законно? 

5

Спасибо) не для рекламы, но общего дела ради!

Проблема контрафакта на Амазоне не такая острая как на других маркетплэйсах.