Способы монетизации контента: неоднозначный опыт блог-платформ

Главная новость недели на vc.ru — это введение системы донатов для мотивации авторов. С 2016 года я наблюдаю за попытками стартапов и крупных брендов монетизировать уникальный контент, однако в большинстве своем это провальный опыт, который не стоит перенимать никому.

Способы монетизации контента: неоднозначный опыт блог-платформ

* Все нижеизложенное – это мое личное мнение, и я буду благодарна, если вы дополните мои наблюдения своим опытом.

Яндекс.Дзен и доход от показов рекламы

Пожалуй, каждый из нас хотя бы раз в жизни читал статьи на Дзене. Это райское место для неэкпертного, развлекательного контента, качество которого мне лично напоминает ленту ВКонтакте.

Авторы Дзена могут монетизировать свой контент при условии, что у них есть как минимум 7 тыс. полных прочтений в неделю при средней продолжительности не менее 40 секунд. Затем Яндекс предлагает пользователю получать доход от кликов по рекламе в его блоге; сам контент, таким образом, не монетизируется в принципе. И кстати из 100 активных авторов только 6 в итоге получают какую-то прибыль.

В результате, шанс на доход есть только у тех ребят, кто пишет на массмаркетные темы.

Официальные данные об интересах аудитории Яндекс.Дзен <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdisk.yandex.ru%2Fd%2FZKIBz57bTpuXuA&postId=142956" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Медиакит Яндекс.Дзен</a>
Официальные данные об интересах аудитории Яндекс.Дзен Медиакит Яндекс.Дзен

Основной минус данной модели в том, что люди пишут не о том, в чем разбираются – а о том, что будут читать. В дополнение к этому, сама реклама в блогах зачастую не соответствует тематике и делает любой контент коммерческим. В итоге у читателя остается стойкое ощущение навязывания ненужных ему товаров и сервисов. А он всего-навсего хотел посмотреть на котиков.

Steemit, Golos.io и Commun: монетизация на блокчейне

Блокчейн-платформы первыми протестировали привлекательную модель монетизации, где каждый лайк – это донат. В начале был Steemit, затем появился его русскоязычный форк Golos.io, и вот теперь на этапе бета-тестирования находится Commun.

Суть проста: у каждого пользователя есть сила голоса (voting power), которая зависит от активности аккаунта и его участия в поддержании блокчейна. Чем выше сила голоса, тем больший донат получает автор после лайка.

В результате комьюнити разделилось на два полка: основателей проекта, которые одним голосом (upvote) могли задонатить 1000 долларов, и авторов, которые всячески пытались угодить создателям и публиковали либо максимально качественный, либо рекламный контент.

Но так продолжалось всего пару месяцев. Затем на Steemit хлынула волна новых авторов, которые строчили низкопробный контент в поисках наживы, основатели перестали участвовать в голосовании – и среднее вознаграждение за экспертный контент упало до нескольких центов.

И 4 года спустя что Golos, что Steemit – это мусорная яма с яркими историями успеха былых лет.

Раздел "Новое" блог-платформы Steemit.com
Раздел "Новое" блог-платформы Steemit.com

Patreon – блог-платформа с моделью подписок

А вот американская платформа Parteon (или ее русскоязычный аналог Boosty) – это как раз пример успешной модели монетизации. Автор сам решает, какой контент будет доступен бесплатно, а какой – только после оформления ежемесячной подписки.

Преимущество такой модели в том, что здесь огромный вес играет экспертность и уникальность. У автора есть стимул создавать хороший контент для своих подписчиков и "держать марку" в рамках профильной сферы, постоянно улучшая качество в зависимости от фидбэка аудитории.

Кстати, в отличии от Дзена, который забирает большую часть прибыли от показов рекламы в блоге автора, комиссия Parteon составляет от 5 до 12% в зависимости от доступного пользователю функционала.

Что касается применения модели подписок на русскоязычном рынке, здесь основная проблема заключается в неготовности людей платить за авторский контент. Хотя, учитывая растущую популярность стриминговых сервисов, это, вероятно, дело времени.

vc.ru и модель донатов

В целом, модель донатов жизнеспособна, хотя она, на мой взгляд, существенно уступает монетизации через подписки.

Причина в смещении фокуса: как только в блог-платформу вводится рандомная коммерческая составляющая, количество публикаций возрастает, а их среднее качество падает.

Сейчас в основе мотивации авторов лежит стремление к популярности: мы прокачиваем свое имя, формируем личный бренд – и поэтому делимся опытом бесплатно. Это отложенная конверсия в деньги. А вот многие новые участники, вероятно, будут рассматривать vc.ru именно как источник моментального дополнительного дохода.

Финансовая составляющая как инструмент поощрения зачастую приводит к нежеланному результату. И я искренне надеюсь, что история Дзена и Steemit не повторится с vc.ru.

Желаю вам как можно больше качественных статей.

PS. Если хотите поддержать – подписывайтесь лучше на мой Telegram-канал.

2424
7 комментариев

Недавно читал публикацию, где описывается отличное решение по подключению донатов доступное каждому https://vc.ru/crypto/136781-kak-pravilno-zapuskat-nagrady-polzovatelyam-na-primere-reddit-i-minter

49
Ответить

В Дзене правила поменялись, насколько мне известно. Теперь надо 10 000 мин. набрать, чтобы на монетизацию выйти.
Здесь модель другая, вроде. Думаю, что качество не упадёт.

5
Ответить

10 000 минут в месяц? Или в целом? Спасибо за апдейт, ознакомлюсь

1
Ответить

Вроде подписка на имейлы сейчас на пике, вроде сервисов Substack и пр.?

Ответить

Да, и в целом модель подписок становится все популярнее у сервисов как альтернатива разовым платежам.

Ответить