Нашел способ не считать комиссию маркетплейсов вручную

Продаем снаряжение для походов, кемпинга и всякого активного отдыха. Один из основных каналов продаж для нас – маркетплейсы. Каждый кто работает с ними знает, что учет их комиссии, та еще головная боль. Постоянные изменения условий, разные ставки комиссий для разных категорий товаров, ручной подсчет и тэ дэ. Я долго думал как решить эту задачу наиболее бюджетным способом и нашел выход. Спешу поделиться опытом.

Нашел способ не считать комиссию маркетплейсов вручную

Проблемы учета комиссии на маркетплейсах

Я получаю еженедельные отчеты от WB и ежемесячные от «Яндекс-маркета» – данные о продажах, возвратах, удержанных комиссиях и тд. Казалось бы, все просто: собрал данные, посчитал, сколько должен заплатить. Но на практике все гораздо сложнее. Беспокоило несколько моментов:

  1. . Разные ставки комиссии

    Комиссия зависела от категории товара и могла меняться в зависимости от объема продаж и других факторов. Для туристических рюкзаков была одна ставка, для палаток другая, для аксессуаров третья и тд. Каждый раз приходилось вручную проверять и учитывать все эти ставки.

  2. . Ошибки в расчетах

    При ручном подсчете легко ошибиться. Пару раз я неверно посчитал сумму комиссий, что приводило к ошибкам в налоговых декларациях. На штрафы я из-за этого не попал, но еще как мог.

  3. . Возможные проблемы с налогами

    При использовании упрощенки (УСН Доходы) нужно точно понимать, с какой суммы платить налог. То есть со всех денег, которые покупатель отдал за товар маркетплейсу, а не с денег, которые поступили на счет. Если делать иначе, это может занизить налоговую базу, что приведет к вопросам от налоговой.

  4. . Много времени

    На все эти расчеты уходило много времени. В конце месяца я тратил целый день только на то, чтобы разобрать отчеты, рассчитать комиссии и подготовить данные для налоговой отчетности.

Было очевидно что нужен какой-то автоматизированный способ учета, чтобы сократить количество ошибок и освободить время для более важных дел. Сначала я решил обратиться к услугам бухгалтера. Надеялся что специалист разберется во всех этих сложных расчетах. Он реально разобрался, мне вообще ничего не пришлось делать. После того ручного подсчета что я делал, это был просто кайф. Но услуги бухгалтера оказались слишком дорогими для моего небольшого магазина. Вроде бы в месяц платил не то чтобы сильно много, но за год набежало прилично. И когда потребовалось урезать расходы, бухгалтер первым пошел под нож.

Я также пытался найти какие-нибудь онлайн-сервисы для ИП, которые могли бы автоматизировать учет комиссий и налогов. Рассматривал вариант Контур Бухгалтерии, Контур Эльбы и “Мое дело”. Сервисы классные, и по цене значительно дешевле бухгалтера - 1000-2300 рублей в месяц. Думал выбрать что-то из них, но потом мне предложили и вовсе типа бесплатный вариант, который меня заинтриговал.

На чем остановился

В чатах и каналах продавцов на маркетах мне посоветовали Тинек (Т-Банк сейчас) с онлайн бухгалтерией, которая обещала решить мои проблемы с учетом комиссий и налогов бесплатно.

Работает это так: онлайн-бухгалтерия интегрируется с маркетплейсами WB и «Яндекс-маркет». Потом автоматически загружает данные о продажах и удержанных комиссиях, что избавляет от необходимости вручную разбирать отчеты и самому все считать. Сервис рассчитан на упрощенную систему налогообложения (УСН Доходы). Это прям мой кейс – тоже WB и «Маркет», тоже УСН Доходы, полный фарш. Решил попробовать.

Так как я не был клиентом Т-Банка, оказалось что мне нужно было открыть там счет, чтобы пользоваться их бухгалтерией. И это оказался пожалуй главный подводный камень – бухгалтерия то бесплатная, но за обслуживание счета нужно платить. Это стоит недорого, 490 руб в месяц – все равно дешевле всяких бухгалтерских сервисов. Хотя вот Контур Эльба базовая стоит почти столько же, в районе 600 рублей. Но там получаю только онлайн бухгалтерию, а тут еще и счет в банке – подумал, что этот счет может пригодиться. Плюс менеджер рассказал варианты как сделать его обслуживание бесплатным – покупать по бизнес карте на 150 тыс рублей в месяц. Не знаю, буду ли делать это, но такая возможность есть. В любом случае, полностью бесплатно получить бухгалтерию все же не удалось, впрочем рассчитывать на это было наивно.

Я оставил свой номер в форме на странице онлайн-бухгалтерии. Со мной связался представитель банка, ответил на все вопросы и помог открыть счет. Потребовалась встреча на дому, для проверки моего паспорта. 2 дня на все-про-все ушло. После этого мне открыли счет и подключили бесплатную онлайн-бухгалтерию. Я еще уточнил, нет ли требования чтобы я все свои расчеты по маркетплейсу вел через их счет. Но такого нет, как я понимаю расчетный счет тут не причем, вся интеграция идет через личный кабинет маркетплейсов.

Как это все работает

Первым шагом было подключение моих магазинов на WB и «Яндекс-маркет». В личном кабинете Т-банка нашел раздел с онлайн бухгалтерией. Там заполнил форму с инфой по моей системе налогообложения и тд. Затем в личных кабинетах Вайлдберриз в настройках нашел API‑ключ.

И в бухгалтерии в разделе с настройками нашел раздел “Маркетплейсы” и там ввел этот ключ. Все сделал сам, без чата поддержки, просто по информации из хелпа на сайте банка. А чтоб Маркет подключить, просто авторизовался в своей учетке Яндекса.

Нашел способ не считать комиссию маркетплейсов вручную

Теперь онлайн-бухгалтерия сама собирает данные, учитывает комиссии и рассчитывает налоги. Данные о продажах и комиссиях автоматически загружаются в систему. Также учитываются компенсации от маркетплейса (если они вдруг есть) и выкуп маркетплейсом товаров для перепродажи в СНГ. Система суммирует эти данные и рассчитывает налоги. А мне надо только подписывать подготовленные платежки. Для этого кстати нужна электронная подпись. У меня уже была, у кого нет надо оформить, иначе работать не будет.

И еще момент: в сервисе я настроил интеграцию с Делобанком, где у меня основной счет, и операции по тому счету подтягиваются в онлайн-бухгалтерию. Это надо, чтобы налоги корректно рассчитывать с учетом доходов по всем счетам. Так что это тоже надо учесть, если счет в Т-банке не основной. Иначе операции с того счета не будут подгружаться и картина будет не полной.

Первый раз когда подавал декларацию, я на всякий случай потратил день и дополнительно посчитал все сам вручную. Чтобы проверить, не ошиблась ли онлайн-бухгалтерия. И вот как раз тогда я узнал про то, что надо настроить интеграцию с основным счетом в Делобанке. Я про это не знал, вижу что расчеты не совпали. Пошел разбираться и сказали в поддержке про интеграцию.

Я добавлял АПИ ключ Вайлдберриз и Яндекс Маркета, и по ним продажи посчитались. Но у нас еще есть другие каналы продаж, и по ним продажи не посчитались. А Т-банк по АПИ ключу видит только продажи с маркетплейсов, но не видит с других каналов. Когда добавил счет, по которому эти другие продажи проходит, ситуация исправилась. Боялся что данные могут задвоиться - программа два раза возьмет одну и ту же продажу, основываясь и на данных с маркетплейса, и на данных со счета Делобанка. Но такого не произошло.

Нашел способ не считать комиссию маркетплейсов вручную

Удобно, что вся информация о продажах и удержанных комиссиях хранится в одном месте. А не как у меня раньше – куча экселек разбросаны на рабочем столе и в корзине, чуть что надо сверить – ищи свищи. Стало легче получить доступ к этим данным в любой момент. Статистика по маркетплейсам тоже под рукой, смотрю ее в Тинькофф Селлере. Правда, человеческий фактор это полностью не исключает – все равно надо самому проверять цифры, контролировать процесс, добавлять какие данные, которые может пропустить программа.

Ну и экономия времени конечно. Раньше я тратил как минимум день в месяц на наведение порядка и подсчет налогов, сколько мне нужно будет заплатить. Теперь это занимает всего несколько минут. То же самое что мне раньше делал бухгалтер за 7000, сейчас получаю за 500 рублей, в 14 раз дешевле то есть :)

Не очень удобен момент с тем что нужно иметь счет в Тиньке чтобы пользоваться сервисом. Но что поделать, абсолютно во всем подходящее решение я так и не нашел, подозреваю что его не существует. Один раз потратил время на открытие счета, больше об этом думать не надо, только иметь сумму на этом счету чтобы списывалась плата за обслуживание раз в месяц. И то кстати если лень каждый месяц оплачивать, можно оплатить сразу на год вперед, так и дешевле будет) Возможно сделаю так.

Интересно услышать ваш опыт, как решаете вопрос с подсчетом комиссии с продаж.

1919
7 комментариев

а для усн 15 эта штука подходит?

Нет. Она просто учитывает все поступления на р/с, а если есть расходы, это уже другое.

Удобно что добавили подсчет комиссии, раньше не было

Озон там тоже можно кстати. Не написали про это.

У вас в Делобанке тоже бухгалтерия есть, но платная. Впрочем стоит недорого. Пробовали ее?

Если честно, прошляпил этот момент. Вообще интересно было бы попробовать и сравнить

а я вот не уверен, что бухгалтерия в делобанке считает комсу маркетплейса, не видел такой информации у них