Команда «На взлет!». Как коронакризис влиял на авиаиндустрию

Неужели жизнь приходит в норму? Уже с начала лета самолеты полетели по внутренним рейсам даже у тех авиакомпаний, которые на несколько месяцев останавливали работу, оживает и международное направление. Как видно из партнерских рассылок, выжили все авиакомпании. По крайней мере, своим о банкротстве никто не сообщил. Путешественникам предлагают билеты на лето, осень, вторую половину 2020 года и далее. Мы решили посмотреть, как коронакризис повлиял на одну из самых пострадавших сфер бизнеса. Что происходило все эти месяцы кроме шквала возвратов отмененных авиабилетов.

От интереса до билета

Итак, все помнят, как в начале марта перелеты были остановлены. Вроде бы, интерес пользователей сервиса продажи авиабилетов должен был упасть. Если судить по активности на сайте и в приложении kupibilet.ru, визитов было много, а покупок мало, что привело к падению конверсии. Перед оформлением и бронью билета пользователи увеличили время на 25-30%. К маю, новости в СМИ сделали свое дело. Когда путешественники узнали про снятие ограничений, время на принятие решения о покупке билета сократилось на 14%, а конверсия выросла примерно в полтора раза, по сравнению с апрелем.

Команда «На взлет!». Как коронакризис влиял на авиаиндустрию

Конечно, даже сейчас, в июле, у покупателей еще нет такой же решимости, как до пандемии. Но больше смелости уже прослеживается. Путешественники предпочитают покупать билеты «в одну сторону», хотя они и не так выгодны, как вариант «туда-обратно». По данным службы аналитики сервиса kupibilet.ru, за июнь 2020 доля рейсов «в одну сторону» выросла с 68% (январь 2020) до 82% (июнь 2020).

Команда «На взлет!». Как коронакризис влиял на авиаиндустрию

Есть разные версии того, что повлияло на эту тенденцию:

  • Шок начала весны, когда резко закрыли границы и разом отменили все рейсы. До сих пор не во всех регионах отменили карантинные меры. Путешественники осознают свой риск и с осторожностью относятся к перелетам.
  • Многие начали возвращаться в родные города после самоизоляции.
  • Авиакомпании до сих пор осуществляют репатриационные рейсы, чтобы вернуть своих граждан из других стран.

Продажи на взлет

За месяцы кризиса сфера туризма просела, продажи упали почти на 90%. В начале лета, когда запустили внутренние рейсы, этот показатель снизился до 66%, а потом до 40%. От такой многообещающей тенденции игроки авиабизнеса замерли в ожидании, вот-вот начнется восстановление. Тем не менее, частота рейсов по определенным направлениям все еще будет сокращена.

СМИ то и дело предупреждали путешественников - «цены на авиабилеты взлетели, перелеты могут позволить себе только олигархи...», «цены на авиабилеты упали, внутренний туризм в тренде!». Но, что же было на самом деле?

С начала апреля по настоящее время наблюдалась следующая динамика изменения цен:

Команда «На взлет!». Как коронакризис влиял на авиаиндустрию

Средняя цена билетов летом, на курортные направления и обратно, медленно снижалась, а затем выросла до прежнего уровня. Цены на перелеты в другие (крупные) города России, напротив, снизились. Можно предположить, что авиакомпании таким образом стимулировали спрос, а затем вывели цену на оптимальный для себя уровень.

Команда «На взлет!». Как коронакризис влиял на авиаиндустрию

В средней цене билетов на период с сентября по ноябрь наблюдается большая динамика. Особенно это видно в направлениях больших городов России. В апреле цены на осень резко взлетели, а затем наблюдалось незначительное «балансирование».

Что касается международных направлений, вокруг которых сейчас разворачивается наибольший ажиотаж, ситуация следующая.

Мы составили рейтинг по количеству проданных билетов в период с 1 июня по 8 июля 2019/2020 и у нас получился следующий «ТОП-10 направлений»:

Команда «На взлет!». Как коронакризис влиял на авиаиндустрию

Стоит отметить, что продажи в 2020 году упали, относительно показателей 2019 года, в 10 раз.

Ожидание vs Реальность...

Сейчас у авиакомпаний заторможено большинство костов (приземлен флот). Это означает, что с момента, когда самолеты вновь полетят, начнутся активные расходы. Это и является основной причиной того, что вместо возврата денежных средств за отмененные рейсы, авиакомпании вводят ваучерную систему. Авиаиндустрия готовится к тому, что исходящий финансовый поток будет в разы больше, чем входящий, ведь будет нужно платить за обслуживание судов, рейсов и продолжать возвращать билеты, которые были аннулированы еще в начале весны из-за пандемии. Сейчас в планах авиакомпаний на ближайшие полгода — выжить, потому что те, кому не будет оказана адекватная финансовая поддержка, рискуют обанкротиться.

Тем временем, ваучеры действительно являются выгодной альтернативой как для авиакомпаний, так и для путешественников.

Недавно в статье про возврат средств за отмененный международный рейс мы отвечали на вопрос путешественника. Вопрос состоял в том, можно ли по ваучеру лететь из другого города, не того, что был в изначально купленном билете. Ответ прост — в текущей ситуации выгоднее всего оформить ваучер и потом поменять его на новый билет. Это лучше, поскольку обмен билета с заменой маршрута пойдет с доплатой по тарифу и таксам. При этом ваучер — это денежный эквивалент и его можно менять на билет из любого города в любой город.

Каков прогноз, исходя из всего вышесказанного? Он достаточно туманный. К сожалению, на основании аналитики спроса и предложения сейчас нельзя дать однозначный прогноз. Как показала весна, на возможность летать влияют также непредвиденные обстоятельства, которые мало кто предполагает при планировании путешествия. Например, всемирная эпидемия. Конечно, люди устали сидеть дома, а бизнесу пришло время восстанавливаться. Пока авиаиндустрия с нетерпением ждет новостей от глав государств и руководителей регионов страны, представители туризма готовятся к наплыву желающих летать и работают над улучшениями.

22
6 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

А в чем обман?

Ответить

Разорятся, долго на придуманную комиссию в 1000 р. за отмененные рейсы не протянут, гады

Ответить