Ошибки в составлении ТЗ на фотосъемку: как избежать провалов

Когда речь заходит о фото- и видеосъемке, многие думают, что главное — красивые кадры. Ошибаетесь, друзья. Фатальная ошибка — это думать, что красиво = хорошо. Нет, это просто дорого. И неэффективно. Давайте разберемся, какие ошибки допускаются при составлении ТЗ и почему ваши клиенты потом жалуются, что «всё не то».

В конце статьи даю 5 критериев, по которым я принимаю ТЗ без правок от SMM-специалистов агентства. Погнали!

Ошибки в составлении ТЗ на фотосъемку: как избежать провалов

Ошибка 1: «Просто сделайте красиво, а дальше разберемся»

Как часто вы получали ТЗ с набором милых картинок из Pinterest? Подборка для «вдохновения», ага. Проблема в том, что вдохновение — это не маркетинг. Красивые кадры не продают, если за ними не стоит цель. Ну, теперь у клиента есть куча классных фоток, но всё равно нет контента.

Как сделать правильно:

Перестаньте фокусироваться на красоте ради красоты. Задавайте себе простой вопрос: «Как это продаст продукт?». Если ответ — никак, выбрасывайте идею. В ТЗ должны быть донесены маркетинговые задачи контента.

Хорошее ТЗ даёт клиенту понимание, как передать через фото ключевые ценности продукта. Например, кейтеринг будут успешно продавать доверие к качеству еды и визуализация эмоций гостей.

Пример? Пожалуйста, снимите счастливых гостей, которые едят ваши канапе с такой радостью, как будто им зарплату подняли.

Ошибки в составлении ТЗ на фотосъемку: как избежать провалов

Ошибка 2: «Немного абстрактности для творчества»

«Снимите что-нибудь для поднятия доверия» — сказали вы. Уже понятно, что получим в ответ неопределенное что-нибудь и будем как-нибудь делать из этого какой-нибудь контент. В 90% случаев ваш клиент не будет творчески самовыражаться на съемке, а будет терпеть и ждать, когда же это закончится.

Как сделать правильно:

Конкретика — ваш лучший друг. Если вы хотите доверия, то напишите: «Снимите, как блестят вилки после полировки». Это впечатлит санэпидемстанцию и потенциальных клиентов кейтеринга, а вот это нам и нужно.

Ошибки в составлении ТЗ на фотосъемку: как избежать провалов

Ошибка 3: «Сделаем всё по шаблону, и пусть реальность подстроится под нас»

Итак, вы решили, что лучший способ улучшить контент — это снабдить клиента набором идеальных картинок с Pinterest и заставить его воспроизвести их один в один. Но блин, как бы тщательно вы ни планировали расстановку столов, стульев, свет из окна и весь ход мероприятия, на месте всё может пойти совсем не так. Столы передвинут, кто-то разобьет хрустальную статую с шампанским, и зона падения осколков станет запретной территорией для всех.

Короче «идеальные» кадры по референсам окажется просто невозможно.

Как сделать правильно:Потратьте время на то, чтобы объяснить клиенту ваш маркетинг в ТЗ. Клиент должен не просто видеть картинки, а понимать, зачем они нужны и какую задачу они решают. Например, если референс с трапезой направлен на демонстрацию доверия к качеству пищи, но вдруг выясняется, что гости категорически против съемки во время еды (или, допустим, вы снимаете в Дубае, где с этим вообще строго), клиент может найти и другой способ показать качество — он физически там!

Может, он снимет, как шеф-повар тщательно проверяет блюда, как они аккуратно хранятся или как поддерживается чистота на кейтеринге, как еда хранится в холодильниках или как она защищена от насекомых. Ведь в конечном итоге важнее, чтобы контент решал свои задачи, а не выглядел как точная копия ваших референсов.

Критерии для составления хорошего ТЗ:

  • Фокусируйтесь на задачах, а не на красоте. Определите, зачем нужен контент, и пропишите, какие маркетинговые задачи вы решаете в ТЗ. Это, кстати, подчеркнёт и вашу ценность!
  • Выделите время на объяснение задач, вложенных в съемку контента. Лучше всего — проговорите лично или в созвоне.
  • Конкретизируйте! Клиент может оказаться не таким креативным, как вы. А ещё, ему может быть попросту некогда фантазировать на месте. Предложите ему 5-6 вариантов того контента, что продаёт через доверие, 5-6 вариантов того, что донесёт эмоции и т.д.
  • Не шаблонизируйте референсами будущую съемку. Условия на площадке могут быть неидеальными, именно поэтому важно помнить, что референс — это только набросок, идея, от которой можно оттолкнуться.
  • Просмотрите правила и запреты для проведения съемки в том регионе, в котором она планируется. Да-да, это задача для вас! Неожиданный штраф в начале сотрудничества может сильно испортить отношения.
Лера Кочерга
Партнер агентства Salty marketing по зарубежному направлению и автор канала «Кочергой в SMM»
2 комментария

кто по шаблону делает...

Ответить

а вот делают! убиваются иногда, злятся и раздражаются еще(

Ответить